Китай продолжает наращивать и совершенствовать свой военный арсенал. Командующий ракетными войсками армии Китая Цзин Чжиюань заявил не только о количественной, но и качественной модернизации стратегических сил страны.
По признанию военных, еще в 90-е годы руководство китайской Компартии поставило задачу «создания ракетно-ядерных сил, соответствующих месту Китая в мировой иерархии». И за последние 10 лет ракетные войска Китая заметно преобразились. По признанию Пекина, теперь они «базируются на информационных технологиях». Теоретически, это позволяет наносить ядерные удары даже по территории США.
Возникает вопрос: с кем собрались воевать китайцы, и зачем нужно дальнейшее увеличение ядерного арсенала страны?
Ситуацию для «Правды.Ру» комментируют военные эксперты. Руководитель Центра военного прогнозирования Института военного и политического анализа Анатолий Цыганок считает, что «Китай готовится стать мировой державой. И потому для подтверждения своих амбиций он наращивает стратегические силы.
Это несет непосредственную угрозу и России, и США. Однако больше это угрожает нам. С Китаем у нас общая граница протяженностью более чем в пять тысяч километров. Его территория перенаселена. Ему надо куда-то девать избыток населения. Единственный выход – Россия. Китай сейчас находится в очень хорошей «форме» и прекратить усиление его стратегической группировки мы не можем.
Учитывая то, что его ракетные системы Dong Feng могут поразить даже Москву и Санкт-Петербург, в пределах досягаемости китайских ракет оказывается практически вся территория России».
Несколько иной точки зрения придерживается первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков . Он отметил: "Китай располагает современными межконтинентальными баллистическими ракетами Dong Feng-10 и 12, способными нести до 10 боеголовок каждая. Это вполне современная ракета. Правда, по сравнению с американскими и российскими образцами китайские ракетные комплексы обладают невысокой точностью и недостаточно защищены от упреждающего удара. Иными словами, они могут нанести упреждающий удар, но ответный удар практически невозможен.
У КНР были ядерные силы и до этого, но теперь они объединены. Это ракетные войска, атомные подводные лодки с баллистическими ракетами, а также космическая группировка, осуществляющая слежение. Таким образом, Китай способен нанести удар как по России, так и по США и Европе.
Однако большую опасность китайские МБР представляют для американцев. С Вашингтоном у Пекина серьезные противоречия в странах Африки, Латинской Америки и Юго-Восточой Азии. В случае возможного конфликта с нами они вряд ли будут использовать ракеты большой дальности. Для этой роли вполне сгодятся ракеты средней дальности Dong Feng-5 или Dong Feng-6, способные покрывать расстояние до 5–8 тысяч километров".
По словам заведующего аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александра Храмчихина, «Китай располагает до 50 межконтинентальных баллистических ракет Dong Feng, способных поразить цели на территории США. На случай столкновения с нами у Пекина имеется несколько сотен ракет средней дальности типа Dong Feng-4 или «московских» ракет. Они появились в Китае еще в 1970-е годы. Другое дело, что точность их оставляет желать лучшего, но не это главное.
В первую очередь, усиление стратегического потенциала КНР угрожает нам. С США их потенциал несравним, зато с нами они уже вполне могут потягаться. Дело в том, что мы свои ракеты средней дальности уничтожили, тогда как китайцы постоянно наращивали их запасы».
По заявлению китайского командования, Пекин и дальше будет «повышать боеготовность ядерных ракетных сил, чтобы достигнуть наивысшего уровня в возможном конфликте в нынешний информационный век». Ему это необходимо для поддержания «своей территориальной целостности и защиты национальной безопасности».
Поэтому в ближайшие годы стоит ожидать дальнейшего усиления китайского стратегического потенциала. Сегодня в КНР активно ведутся разработки атомных подводных лодок (программа «Юань») и крылатых ракет дальнего радиуса действия.
Не исключено, что дальнейшее усиление китайского стратегического потенциала заставит ряд стран изменить имеющиеся или подготовленные к подписанию договора о военном сотрудничестве или ограничении вооружений.
Сергей Балмасов