В начале 2019 года Россия подтвердила, что вторая подводная лодка класса «Лада» «будет завершена и готова к морским испытаниям к концу года. Первая «Лада» поступила на вооружение в 2010 году, а работы по строительству еще двух таких лодок были приостановлены в 2011-м, когда выяснилось, что характеристики этого проекта не соответствовали требованиям МВФ. Однако, вторая «Лада» была уже почти готова к вводу в эксплуатацию, и выполненная работа не оказалась напрасной. Таким образом, у русских была возможность быстро возобновить работу, и вторая «Лада» была спущена на воду в сентябре 2018 года. Строительство третьей лодки было возобновлено в 2015 году, но затем также приостановлено, прежде чем она была готова к спуску на воду.
По мнению военных экспертов, основная проблема, связанная с классом «Лада», заключается в давно обещанной системе ВНЭУ (воздухонезависимая энергоустановка). Именно ВНЭУ и еще несколько усовершенствований, внесенных в новые модели проекта 636 «Варшавянка» (по кодификации НАТО — Improved Kilo), должны были оправдать присвоение лодкам «Лада» статуса нового класса, а не просто очередной версии улучшенных лодок класса «Кило».
Затем Россия обратилась к итальянской судостроительной компании с предложением совместно разработать и построить подводные лодки класса «Амур», которые использовали бы западную технологию ВНЭУ. Россия так и не смогла получить контракты на экспортные продажи «Амура», и проект был отменен в 2013 году. Впрочем, класс «Амур» в любом случае скоро умер бы из-за санкций, наложенных на Россию после присоединения Крыма в 2014 году.
Субмарины проекта 677 «Лада» были разработаны в девяностые годы и должны были прийти на смену классу «Кило». Однако, обещанные усовершенствования, которые делали класс «Лада» уникальным, и особенно ВНЭУ, так и не были осуществлены, поэтому между двумя классами лодок не было особенно заметной разницы. Поверхностное водоизмещение лодок класса «Лада» составляет 1750 тонн, длина – 71 метр, а численность экипажа – 38 человек. За каждым членом экипажа закреплена собственная каюта (у младшего персонала они очень маленькие, но все же это мощный моральный стимул).
В подводном положении лодка может двигаться с максимальной скоростью 39 километров в час, (вдвое медленнее, чем на поверхности) и способна погружаться на 250 метров. Лодка класса «Лада» может оставаться в море до 50 дней и пройти за это время до 10 тысяч километров, используя свой дизельный двигатель (под водой задействуется устройство РДП, или погружная труба). В подводном положении «Лада» может пройти около 450 километров за счет использования аккумулятора. Существует также электронный перископ, который соединяется с поверхностью через кабель и обладает возможностями прибора ночного видения, а также лазерного дальномера. Лодки класса «Лада», в соответствии с проектом, должны были оснащаться воздухонезависимыми энергоустановками.
Они предназначены для краткосрочных атак и разведывательных операций и оснащены торпедными аппаратами с 18 торпедами или ракетами. Эти лодки призваны вести борьбу, как с надводными, так и с подводными объектами противника. По мнению некоторых военных экспертов, они приблизительно в 8 раз тише, чем лодки класса «Кило». Этот эффект был достигнут за счет применения безэховых (звукопоглощающих) плиточных покрытий на внешней стороне корпуса и очень тихого винта.
Вся внутренняя механика разрабатывалась исходя из критерия малошумности. Датчики включают в себя активные и пассивные акустические локаторы, включая буксируемые пассивные сонары. Российские разработчики подводных лодок, очевидно, считают, что они могут со временем внести большинство этих усовершенствований в новые версии лодок класса «Кило». Но главное различие между классом «Лада» и улучшенными версиями класса «Кило» – это ВНЭУ, а его у второй лодки «Лада» все еще нет. План состоит в том, чтобы выяснить, применимы ли накопленные классом «Кило» усовершенствования для субмарин класса «Лада», а затем установить ВНЭУ на третью лодку этого класса.
Россия умалчивает о том, что большинство субмарин, как класса «Кило», так и класса «Лада», предназначены для экспорта, причем с каждым годом увеличиваются продажи в Китай. В последние годы Китай строит собственные клоны лодок класса «Кило», а в середине 2018 года китайский военно-морской флот объявил, что его новая подводная лодка, оснащенная ВНЭУ, показала себя очень хорошо. На самом деле, как уже было сказано, китайская система ВНЭУ работает примерно так же, как ранние западные образцы.
Для китайцев это было немалым успехом, поскольку они долго не могли добиться, чтобы их ВНЭУ (основанная на шведской системе Stirling), работала адекватно и надежно. Китай уже более пятнадцати лет работает над созданием работоспособной системы ВНЭУ на одной из своих подводных лодок типа 39B (класса «Юань»), но до сих пор ни одной китайской лодки, оборудованной ВНЭУ, эксперты не видели в действии.
Ситуация изменилась в начале 2018 года, когда новая субмарина класса «Юань» вышла в море и оставалась под водой более семи дней без всплытия на поверхность. Согласно китайским пресс-релизам, их лодка с ВНЭУ оставалась под водой более двух недель, что является типичным сроком для систем Stirling.
У Китая, в настоящее время, возможно, имеется три таких лодки, оборудованных ВНЭУ. Дело в том, что в конце 2016 года Китай возобновил строительство своих подводных лодок класса «Юань». Они основаны на поздних версиях российских дизель-электрических лодок класса «Кило». Ранее строительство было приостановлено в 2013 году по неизвестным причинам. Затем, в конце 2016-го были построены еще три субмарины класса «Юань» (тип 39Б). Предполагалось, что эти три лодки будут иметь множество модификаций и усовершенствований, часть из которых будут видны из-за небольших изменений в конструкции рубки или корпуса.
Китай, судя по всему, модернизирует свои датчики и электронные системы управления огнем, но их возможности будут обнаружены только тогда, когда иностранные подводные лодки столкнутся с новыми китайскими субмаринами в море. Лишь после этого американские лодки смогут создать акустический и электронный «образ» этих лодок, чтобы их можно было легче и быстрее идентифицировать в будущем. Тогда можно будет сказать наверняка, действительно ли на субмаринах типа 39Б имеется работоспособная ВНЭУ. Насколько надежной она является, станет известно лишь после нескольких тысяч часов использования, но до сих пор, похоже, китайская ВНЭУ не столкнулась с серьезными проблемами.
Стремительная эволюция лодок типа 39Б может служить очередным примером того, как Китай использует российские технологии для создания новой военной техники. Китай занимается этим с тех пор, как начал впервые строить подводные лодки еще в шестидесятые годы. Однако, последние версии конструкции типа 39Б показывают, что китайские военно-морские инженеры становятся более креативными. Так, китайские лодки класса «Сун» во многом похожи на российские лодки класса «Кило», и это не случайно. В конце девяностых годов Китай начал закупать эти российские субмарины, которые тогда являлись одними из новейших дизель-электрических моделей. Первые две лодки типа 39Б, казалось, были копиями ранней модели класса «Кило», а вторая пара визуально воспринималась как копия более поздних российских аналогов. Последние лодки класса «Юань» все еще выглядят как «Кило», но некоторые военные эксперты предполагают, что в них уже имеются признаки эволюции в субмарину, похожую на российского преемника «Кило», «Ладу».
Между тем, Китай предлагает своим клиентам экспортный «улучшенный» вариант лодки класса «Кило». В конце 2016 года Пекин подтвердил, что окончательно согласованы детали продажи восьми субмарин в Пакистан. В 2017 году Китай продал три таких лодки в Таиланд. Каждая из них обойдется покупателю в 400 миллионов долларов. Пятью годами раньше эти страны выбрали бы «ветеранов» класса «Кило», поступившие на вооружение еще в 1982 году. Но на лодках этого класса никогда не было ВНЭУ, а России еще только предстоит продемонстрировать , что их конструкция воздухонезависимой энергоустановки на самом деле является работоспособной.