Информационный портал The National Interest опубликовал материал о «самой смертоносной подлодке, о которой никто и никогда не слышал». Перевод статьи американского издания эксклюзивно для своих читателей предоставляет «ПолитРоссия».
Речь идет о «титановых» подлодках проекта 945 «Барракуда», модернизированные версии которых являются одним из ключевых элементов объявленной министром обороны Сергеем Шойгу программы обновления подводного флота РФ. Ставшие преемниками многочисленных торпедных атомных субмарин проекта 671 «Ёрш» и скоростных субмарин класса «Лира» (единственный в мире проект АПЛ, созданный реакторе с жидкометаллическим теплоносителем) подлодки, по сути, открыли для СССР третье поколение многоцелевых АПЛ и стали базой для создания проекта 971 «Щука-Б», субмарины которого составляют основу российского подводного флота.
Самая опасная и таинственная
По словам обозревателя издания Роберта Дженсена, «Барракуда» была совершенна во всем. Субмарина была куда более боеспособной и смертоносной, чем ее предшественники: она отличалась большим радиусом действия, чем «Ёрш» и «Скат, и более грозным оружием, чем у «Щуки». Это, как отмечает Дженсен, было абсолютное оружие советского подводного флота.
Несмотря на это, «Барракуда» канула в безвестность: на Западе об этой субмарине знают лишь те, кто давно занимаются изучением советского оружия. Зато «Щука-Б», построенная по тому же техническому заданию, пользуется значительной популярностью у западной прессы. По словам Дженсена, такая ситуация сложилась из-за «феноменально сложного процесса изготовления» подлодок проекта 945.
Эти субмарины оснащены прочным корпусом из титанового сплава, что позволило увеличить предельную глубину погружения в полтора раза и уменьшить магнитное поле судна (по этому показателю «Барракуда» до сих пор является мировым лидером). Единственным минусом этих субмарин была их цена. Собственно, именно по этой причине количество кораблей серии было ограничено в пользу субмарин проекта «Щука-Б», где использовалась маломагнитная сталь.
Охотник-убийца
По словам Дженсена, «Барракуда» стала настоящей революцией в области разработки подводных комплексов. Как и на «Скате», здесь в качестве силовой установки использовался один водо-водяной реактор ОК-650А мощностью 43000 л.с. И если «Скат» мог разгоняться под водой лишь до 25 узлов, то «Барракуда» выдавала все 35, что быстрее, чем даже у ее потенциальных противников – американских субмарин класса «Лос-Анджелес». А ведь именно между ними как представителями класса «охотники-убийцы» должна была разразиться основная подводная битва в период холодной войны.
«”Барракуда”, возможно, была самым смертоносным подводным “охотником-убийцей”, который когда-либо выходил в море», – отмечает Дженсен.
При столь невероятных скоростных показателях предельная глубина погружения «Барракуды» была на 100 метров ниже, чем у того же «Лос-Анджелеса». При этом советская подлодка обладала значительной огневой мощью. На субмарине были установлены шесть торпедных аппаратов (2x650 мм и 4x533 мм), с которых могли быть запущены 40 торпед и ракето-торпед. Установленный на подлодке торпедо-ракетный комплекс позволял вести стрельбу без ограничений по глубине погружения. При этом в качестве боеприпасов использовались обычные торпеды, ракето-торпеды ПЛРК «Водопад» и противолодочные ракеты «Ветер», которые могли быть оснащены ядерной боевой частью. Американского эксперта восхитило, что уже в то время советские ученые смогли оснастить подлодки автоматической беспилотной системой перезарядки, «похожей на ту, что используется ныне на танках Т-72 и Т-80».
Единственной слабостью «Барракуды», по мнению обозревателя NI, был ее гидролокатор, который оставлял американским подводникам шанс хоть на какое-то преимущество в подводной дуэли. По его словам, на АПЛ использовался гидроакустический МГК-500, который применялся еще на старых подлодках проекта 671РТМ(К) «Щука», хотя на самом деле на подлодке был установлен модернизированный ГАК МГК-503 «Скат», который отличался увеличенной дальностью обнаружения целей. Поэтому вряд ли у какого-нибудь «Лос-Анджелеса» были шансы в бою с «Барракудой».
Современные реалии
Стоит отметить, что советские ученые занимались развитием семейства «Барракуда». Так, например, появился проект практически бесшумной подлодки К-123 «Марс», которая, к сожалению, так и не была построена, и проект 945А «Кондор», насчитывающий две субмарины.
Министерство обороны под руководством Сергея Шойгу, осознавая огромный военный потенциал этих АПЛ, решило модернизировать проекты «Барракуда» и «Кондор». Так в 2014 году был подписан контракт с предприятием ЦС «Звёздочка», специалисты которого должны разработать усовершенствованную версию АПЛ до 2020 года. В рамках проекта 945М на субмаринах будут установлены современные гидроакустические комплексы, боевые информационно-управляющие системы, радары, навигационные комплексы и даже высокоточные ракетные комплексы «Калибр».
Как отмечает Роберт Дженсен, самая смертоносная подлодка еще вернется в море.
Автор: Сергей Игнатьев
Источник фото: wikipedia.org, mil.ru