Подполковник ВВС США Гай Рейзер (Guy Razer), получивший возможность опробовать в деле Су-22УМ3, рассказал обозревателю американского издания The National Interest («Национальный интерес») Давиду Аксу о своих впечатлениях от советского истребителя-бомбардировщика.
«Это был отличный полет», – заявил американец.
Стоит отметить, что Су-22УМ3 является экспортным вариантом Су-17УМ, на который установлен двигатель Р-29БС-300.
Гай Рейзер вступил в ряды ВВС США в 1982 году. Он летал на самолетах F-111 и F-15E и занимался учебной и кадровой работой в Соединенных Штатах, Европе и Южной Корее. В 2002 году американский летчик ушел в отставку.
Собеседник обозревателя The National Interest рассказывает, что в мае 2001 года в Польше на авиабазе в городе Свидвин в рамках программы НАТО «Партнерство ради мира» ему удалось полетать на истребителях Су-22УМ3, которые входили в состав польских ВВС.
Миссия Рейзера заключалась в том, чтобы научить польских пилотов, использующих советскую технику, летать и сражаться в стиле НАТО.
Польша впервые приобрела Су-22 ещё в 1984 году, а уже в 1988 году численность советских истребителей в составе польских ВВС составляла 110 единиц.
«Они выглядят не очень красиво, но они довольно работоспособны», – заявил американский пилот, рассказывая о 20-тонном одномоторном истребителе-бомбардировщике советского производства.
Он отмечает, что у сиденья в Су-22 сидят низко по сравнению с F-16 или F-18.
«Большой советский самолет "чувствовал себя мускулистым" <…> Они (Су-22 – прим. ред.) были достаточно серьезной угрозой», – сказал Рейзер.
Американский летчик рассказывает, что несколькими годами ранее в качестве пилота F-111 перед падением Берлинской стены планировал в случае войны бомбить Свидвин, чтобы уничтожить сверхзвуковые Су-22, прежде чем они смогут взлететь. Однако, по его словам, в 2001 году поляки и американцы были хорошими друзьями.
По состоянию на начало 2019 года польские военно-воздушные силы все еще эксплуатировали около 20 самолетов Су-22.
Автор: Сергей Матвеев