Москва, 2 февраля - "Вести.Экономика" В военной авиации и через 20–30 лет сохранится спрос на малозаметность и высокоинтеллектуальность. Фронтовые истребители останутся сверхманевренными. Стратегическая авиация будет идти по пути модернизации. Линейка военно-транспортных самолетов российских воздушно-космических сил расширится. Будет активно развиваться беспилотная военная авиация. Такие прогнозы развития военного авиапрома на ближайшие два десятилетия сделал в интервью журналу Горизонты Владимир Михайлов, Герой России, генерал армии в отставке, в 2002–2007 годы занимавший пост главкома ВВС.
Владимир Михайлов, Герой России, главком ВВС (2002–2007г.) Фото: Марина Лысцева
– Владимир Сергеевич, как в целом Вы оцениваете перспективы российского военного самолетостроения на среднюю перспективу – 20–30 лет?
– Пройдя через тяжелые для отечественной авиации 1990-е годы, активную работу в первое десятилетие XXI века, в ГПВ-2020 (государственной программе вооружения на период 2011–2020 годов. – Ред.) были подписаны контракты на поставку до 2020 года предприятиями ОАК более 500 новых самолетов, в том числе порядка 400 боевых и учебно-боевых. С 2011 по 2015 год была продемонстрирована устойчивая динамика роста поставок новых боевых и учебно-боевых самолетов предприятиями ОАК: в 2011 году было поставлено 19 самолетов, в 2012-м – 35, в 2013-м – 66, в 2014-м – 88 и в 2015 году – около сотни.
Таким образом, с началом реализации ГПВ-2020 с 2011 года ОАК ежегодно демонстрировала практически двойное увеличение поставок новых самолетов. Успешно выполнен ряд экспортных контрактов по поставке боевых и учебно-боевых самолетов. В настоящее время темп производства сохраняется на уровне, близком к оптимальному, и определяется потребностями внутреннего и внешнего рынков.
Среднесрочные перспективы военной авиации, несомненно, связаны с программой закупки, поддержки эксплуатации и модернизации истребителя пятого поколения Су-57. Кроме того, предстоит завершить разработку и начать серийное производство ПАК ДА (перспективного авиационного комплекса дальней авиации), а также военно-транспортных самолетов легкого класса Ил-112В, среднего ВТС (военно-транспортного самолета) и в перспективе – ВТС тяжелого класса, комплексов специального назначения на их базе. Запланировано проведение комплексных исследований по созданию научно-технического задела в интересах разработки образцов авиационной техники и вооружений нового поколения, прежде всего истребителя шестого поколения, как и беспилотных авиационных комплексов различного назначения.
ПАК ДА. Фото: Militaryarms
Наша авиационная промышленность в советские времена была способна разрабатывать и производить весь спектр военной и гражданской авиатехники и соответствовала статусу великой авиационной державы. В будущем, я надеюсь, мы сохраним лидирующие позиции России в мире.
– Как вы видите развитие фронтовой авиации на ближайшие десятилетия?
– Среди самолетов фронтовой авиации останутся востребованными малозаметность, многофункциональность и сверхманевренность. Это делается не ради показательного пилотажа, не ради выставок и шоу, а прежде всего для создания тактически выгодного положения для применения своего вооружения и выполнения маневра уклонения от выпущенной по самолету ракеты. Сверхманевренность дает истребителю дополнительное преимущество при ведении обычного воздушного боя. Например, Александр Харчевский из Липецкого учебного центра летал со своими подчиненными в США и Южную Африку, где они проводили учебные бои с современными зарубежными истребителями и ни одного боя не проиграли: 62 боя на Су-27 и 36 – на МиГ-29. Этих побед они добились в основном за счет высокой маневренности наших машин. Будущее фронтовой авиации за истребителем шестого поколения, концептуальный облик которого прорабатывается уже сейчас.
ПАК ФА (Су-57). Фото: Марина Лысцева
– Одно время бытовало мнение, что фронтовой самолет следующего, шестого поколения будет беспилотным. Если учесть, что работы по этому поколению, безусловно, будут вестись в следующие два десятилетия, то как Вы считаете, возьмут ли за этот период беспилотники на себя бо́льшую часть задач военной авиации?
– Беспилотная военная авиация будет активно развиваться за следующие 20–30 лет. Я положительно отношусь к этой теме. В свое время мы были лидерами по беспилотникам; сейчас в России идет возрождение этой компетенции. Боевые беспилотники, несомненно, будут способствовать росту боевой мощи ВВ, однако пока они все еще далеки от действительно эффективных ударных пилотируемых систем. Из-за свойственных им недостатков их роль как сейчас, так и в ближайшие 15–20 лет будет заключаться главным образом в обеспечении действий боевой пилотируемой авиации, а также в нанесении ударов по объектам противника в относительно несложной обстановке. Но беспилотная авиация не может пока заменить все виды обычных самолетов, да это, попросту, и не требуется. Сделать беспилотный фронтовой истребитель можно хоть сегодня, но его стоимость будет несравненно большей, чем стоимость обычного самолета, например Су-57. Даже США, обладающие огромным военным бюджетом, не рассматривают в ближайшем будущем возможность массового производства беспилотных фронтовых истребителей.
Пока компании всего мира только прорабатывают концепции самолетов следующего поколения, военную авиацию будущего чаще можно увидеть на рисунках художников.
– Каковы среднесрочные перспективы у «стратегов»?
– Стратегическая авиация претерпит существенные изменения. Старые самолеты этого класса, летный ресурс которых пока далек от завершения, еще долго будут оставаться в строю. Сам по себе их планер великолепный: он отвечает всем современным требованиям, будет отвечать им и через 15–20 лет. Этим самолетам потребуется только модернизация. В их прекрасных фюзеляжах потребуется заменить старое электронное оборудование на новое, технологический уровень которого сегодня значительно вырос. Эти системы позволят заблаговременно обнаруживать все потенциальные угрозы, а также обеспечат возможность применения новых видов вооружений. Пока это наиболее дешевый, экономичный путь для достижения новых высот в этом роде авиации. Системы вооружений для стратегической авиации также выходят на новый технологический уровень и будут развиваться в ближайшее время быстрыми темпами, в том числе за счет образцов, построенных на новых физических принципах.
В России восстановлено производство сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков семейства Ту-160, но крейсерский полет на сверхзвуке для машин такого класса не играет сегодня принципиального значения. Раньше считалось, что машина такого класса должна быстро долететь до территории противника для нанесения сокрушительного удара, но современные крылатые ракеты, обладающие дальностью полета более 1 тыс. км, не требуют этого и могут быть запущены вне досягаемости систем ПВО (противовоздушной обороны) противника. Продемонстрированы уже образцы гиперзвукового оружия, поэтому скорость самолета-носителя теперь не принципиальна. Так что российский перспективный авиационный комплекс дальней авиации разрабатывается сегодня дозвуковым, благодаря чему он будет значительно дешевле в разработке и производстве, экономичнее в эксплуатации. Та же ситуация будет, я считаю, в ближайшее время и в гражданской авиации: сверхзвуковые пассажирские лайнеры не будут настолько же востребованными и эффективными, как существующие на сегодня дозвуковые.
В России восстановлено производство сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков семейства Ту‑160. Фото: Марина Лысцева
– Какие другие ключевые направления, с Вашей точки зрения, будут развиваться в российском военном авиапроме?
– Сегодня нам нужно предпринять очень большие усилия по производству малой и учебной авиации. Стоит обратить серьезное внимание на военно-транспортную авиацию. Раньше в этой области у нас доминировала фирма «Антонов»: мы летали на Ан-12, Ан-26, Ан-124, – но сейчас эта кооперация рассыпалась. России предстоит самостоятельно закрыть ниши легкого и среднего военно-транспортных самолетов. Необходимо проведение эффективных мероприятий по устранению отставания в сфере беспилотных авиационных комплексов, особенно боевых. Для этого необходимы новые инновационные подходы в сфере информационных цифровых технологий, искусственного интеллекта, расширение возможностей интеграции и взаимодействия в рамках единой информационно-командной системы сил и средств пилотируемой и беспилотной авиации. Считаю, что к 2035 году это должно быть сделано. Подробнее: https://www.vestifinance.ru/articles/114061
Рейтинг публикации:
|