Россия в декабре провела еще одни успешные испытания своей новой противоспутниковой ракетной системы «Нудоль», сообщает телеканал. По мнению экспертов американской разведки, система будет выполнять главным образом миссии по уничтожению спутников. В одном из недавно рассекреченных докладов объясняется, как США лишаются своих преимуществ на орбите Земли из-за наступления «развивающегося Китая и возрождающейся России».
19.01.2019
Аманда Масиас (Amanda Macias)
В декабре Россия провела еще одни успешные испытания своей новой противоспутниковой ракетной системы, о чем сообщили два источника, ознакомившихся с секретным докладом разведки США.
Российская противокосмическая система ПЛ-19 «Нудоль», которая, по мнению экспертов американской разведки, будет выполнять главным образом миссии по уничтожению спутников, прошла уже семь испытаний.
Ожидается, что это российское противоспутниковое оружие будет направлено против коммуникационных спутников и аппаратов для спутниковой фотографии на нижней орбите Земли, о чем сообщил один источник на условиях анонимности.
В декабре Россия провела еще одни успешные испытания своей новой противоспутниковой ракетной системы, о чем сообщили два источника, ознакомившихся с секретным докладом разведки США.
Эта противоспутниковая ракета пролетела за 17 минут расстояние в 3 тысячи километров и успешно достигла своей цели.
Эта новая информация поступила сразу после публикации Пентагоном Обзора политики в области противоракетной обороны на 108 страницах, который представляет собой первую попытку переработать американскую доктрину противоракетной обороны почти за десятилетие. В этом обзоре, в котором говорится о растущих ракетных угрозах со стороны России, Китая, Северной Кореи и Ирана, также сделан акцент на противоспутниковом потенциале, который «может представлять угрозу для американских систем космического базирования».
В этом обзоре говорится, что «Россия разрабатывает целый ряд разнообразных противоспутниковых средств, включая ракетные комплексы наземного базирования и оружие направленной энергии, и продолжает запускать „экспериментальные" спутники, которые проводят сложные операции на орбите для повышения противоспутникового потенциала России».
Российская противокосмическая система ПЛ-19 «Нудоль», которая, по мнению экспертов американской разведки, будет выполнять главным образом миссии по уничтожению спутников, была успешно испытана дважды в 2018 году. Последние испытания этого оружия состоялись 23 декабря и стали уже седьмыми испытаниями этой системы, о чем сообщил один источник на условиях анонимности.
Ожидается, что это российское противоспутниковое оружие будет направлено против коммуникационных спутников и аппаратов для спутниковой фотографии на нижней орбите Земли, о чем сообщил другой источник — тоже на условиях анонимности. Для справки: Международная космическая станция и космический телескоп «Хаббл» вращаются на нижней орбите Земли.
Хотя в противоспутниковых ракетах нет ничего нового, сообщения об их успешных испытаниях прозвучали спустя менее года после того, как Путин публично похвалился растущим военным арсеналом России.
«Тем, кто на протяжении последних 15 лет старается раздувать гонку вооружений, пытается получить в отношении России односторонние преимущества, вводит незаконные с международно-правовой точки зрения ограничения и санкции с целью сдержать развитие нашей страны, в том числе в военной области, скажу: все, чему вы пытались помешать, воспрепятствовать, проводя такую политику, уже свершилось. Сдержать Россию не удалось!» — сказал Путин в своем послании Федеральному Собранию.
В недавно рассекреченном докладе Национального центра воздушной и космической разведки (National Air and Space Intelligence Center, NASIC) объясняется, как США лишаются своих преимуществ на орбите Земли из-за наступления «развивающегося Китая и возрождающейся России».
В докладе NASIC говорится, что за последние 20 лет число иностранных спутников-разведчиков и спутников для передачи фотографий «утроилось» и достигло 300. В настоящее время на орбите Земли находятся 353 американских спутника, выполняющих эти цели. В ответ на это военные сверхдержавы стали вкладывать огромные средства в разработку противоспутникового оружия.
Ракеты — это самая заметная физическая манифестация противоспутникового оружия. Фрэнк Слейзер (Frank Slazer), вице-президент по космическим системам Ассоциации космической промышленности, рассказал CNBC о том, что эти ракеты могут быть очень эффективными, однако они вряд ли станут предпочтительным средством для борьбы со спутниками.
«Гораздо более предпочтительный вариант — это подавление спутникового сигнала, ослепление его [при помощи лазера] или захват контроля над системами спутника посредством кибератаки, — объяснил Слейзер. — Кинетическое воздействие может вызвать проблемы не только у той страны, чей спутник вы атакуете, но и у других стран — и даже у ваших собственных систем».
И Слейзер, и составители доклада NASIC привели в пример испытания китайской противоспутниковой ракеты 2007 года. Китай выпустил ракету по одному из своих вышедших из строя метеорологических спутников. Испытания прошли успешно, но тот спутник разлетелся на тысячи обломков, которые продолжают вращаться вокруг Земли, превратившись во вредоносное орбитальное облако.
«Большой процент обломков, находящихся сейчас на нижней орбите Земли, — это результат испытаний китайской ракеты 2007 года», — сказал Слейзер.
Что касается способности американской армии защищаться от противоспутникового оружия, ее средства и возможности на орбите «не подвергались никаким усовершенствованиям уже некоторое время», о чем рассказал Томми Сэнфорд (Tommy Sanford), директор Федерации коммерческих космических полетов (Commercial Spaceflight Federation).
Сэнфорд признал, что прогрессу в области защиты американских средств космического базирования практически ничего не мешало. Сэнфорд привел в пример использование сетей маленьких и более дешевых спутников, которые становились «полезными платформами для повышения эффективности и поддержки миссий, выполнявшихся более крупными и совершенными спутниками Министерства обороны».
«Идея, лежащая в основе распределенной архитектуры поддержки в космосе, — вместо того, чтобы запускать одну крупную мишень, необходимо создать систему, которая способна пережить потерю части своих элементов и при этом эффективно выполнять свою функцию», — объяснил Слейзер.
Хотя Сэнфорд утверждает, что уже сейчас есть концепции, над которыми активно работают такие группы, как Агентство передовых оборонных исследовательских проектов Министерства обороны США (Defense Advanced Research Projects Agency, DARPA), решение проблемы еще только предстоит найти.
Сэнфорд указал на то, что для поддержки своей миссии «Инсайт» на Марсе агентство НАСА использовало небольшие спутники. Два маленьких спутника размером с почтовый ящик — MarCo-A и MarCo-B — обеспечивали ретрансляционную связь, имевшую ключевое значение в тот момент, когда аппарат «Инсайт» садился на поверхность Марса.
«У Министерства обороны США есть уникальная возможность повысить эффективность своих космических миссий, дополнив миссии более крупных спутников более мелкими спутниками и коммерческими услугами, — сказал Сэнфорд. — Министерство обороны понимает ценность таких миссий. Теперь ему стоит последовать за НАСА и воплотить планы в реальность».
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.