Для американских политиков и военных успех России в области гиперзвукового оружия, это серьезный удар по имиджу. Еще в 1990-х они даже мысли не допускали, что кто-то кроме них самих способен в обозримом будущем создать подобные образцы. Прошло всего 20 лет и Россия ставит свои гиперзвуковые ракеты на вооружение. А в это время почти в полной тайне американцы испытали свой «образец».
Военно-морские силы (ВМС) США провели испытания гиперзвуковых снарядов, которые были выпущены с эсминца USS Dewey из стандартного палубного орудия в ходе военно-морских учений RIMPAC, прошедших летом 2018 года, сообщило издание USNI News.
По данным американских СМИ, эсминцем было выпущено 20 новых «гиперхвуковых» снарядов, создаваемых по программе HVP.
Согласитесь, как-то странно для США. Такой прорыв в области создания гиперзвукового оружия, а пишу об этом только спустя полгода.
На самом деле причина для этого есть. И даже две.
Первая причина – имидж. На фоне очевидных успехов России в 2018 году, апофеозом которых стали предновогодние финальные испытания гиперзвукового стратегического комплекса «Авангард» и принятие его на вооружение, Вашингтон должен был ответить хоть чем-то, к чему можно было применить термин «гиперзвук».
Вторая причина ореола «таинственности» заключается в том, что американское оружие, испытанное летом прошлого года, на самом деле гиперзвуковым не является.
Универсальный снаряд для рельсотрона
Крупнокалиберное носовое универсальное орудие на американских эсминцах, давно превратилось в анахронизм. Нет, при соответствующей тактике подобное вооружение может быть очень эффективным средством поражения. Но это не для американцев.
Последний раз их корабельная артиллерия громила противника в далеком 1991 году во время первой иракской войны. Причем, это были не орудия эсминцев и крейсеров, а 406-мм пушки главного калибра линкоров типа «Айова». А 127-мм «универсалки», как были со времен Вьетнама на их кораблях балластом, так и остались им до сегодня.
Изменить эту ситуацию должна была программа по созданию «единого» универсального снаряда для корабельной артиллерии по программе HVP. Новый боеприпас должен был быть приспособлен для стрельбы, как из 127-мм оружия эсминцев «Орли Берк», так и из 155-мм орудий эсминцев «Зимволт». А еще он должен был «подходить» для создаваемого для флота злополучного рельсотрона (электро-магнитной пушки).
Собственно, только с ним он мог достигать начальной скорости в 5М и с учетом своей некоторой управляемости считаться образцом «гипреоружия». Если им стрелять из обычной 127-мм «универсалки», то ничего принципиально нового он при этом не представляет. Скорость 3М или около 1000 м/с, даже для данного типа орудия не является рекордной, а все ноу-хау проекта состоит только в новой системе управления снарядом, способной, по мнению американских адмиралов заменить собой дорогостоящие зенитные ракеты ESSM (стоимостью 2 млн. $) и RAM (стоимостью 1 млн. $).
Примечательно, что при начале разработки стоимость одного серийного снаряда оценивалась в 25 000 $. Сегодня, спустя всего несколько лет американские военные говорят уже о 50-100 тыс. $. При этом снаряд пока еще находится на стадии первых испытаний.
Зная, реалии американского ВПК, а еще аппетиты всех тех, кто любит греть руки на подобных проектах, не исключу, что в итоге серийный образец может стоить и дороже. Но даже при стоимости 100 тыс. $ он становится очень дорогим, а главное, бесполезным образцом…
Особенности конструкции снаряда (уменьшение диаметра и наличие блока управления) не позволяют снарядить его достаточным количеством взрывчатого вещества. А потому он абсолютно бесполезен в качестве поражения наземных объектов и живой силы противника (тем более при такой стоимости) и может быть эффективно использован только в качестве дополнения к зенитному вооружению корабля.
Правда и с этим есть «большие» проблемы.
Перехватывать современные ракеты на большой дальности данный снаряд не может. Нет, если бы они летели на большой высоте и при этом не совершали резких маневров, то новый снаряд бы показал свою эффективность. Но так уже давно никто не «летает».На сегодня все современные ПКР уже давно перешли на сверхмалые высоты полета на оконечном участке. А стрелять на дальность даже несколько километров (я уже молчу о 10 км и выше) по сути «прямой наводкой» не позволят законы притяжения и наука баллистика. Между тем, на расстоянии 1-2 км ракеты гораздо дешевле, а главное эффективнее сбивать многоствольными малокалиберными автоматами, которые и так состоят на вооружении американского флота.
А отсюда можно прийти к выводу, что испытанные летом новые американские «гиперзвуковые» снаряды, не только никакие не гиперзвуковые, но и абсолютно бесполезные, если не считать финансовых интересов «разработчиков», «производителей» и «заказчиков».
Собственно, именно поэтому испытания боеприпаса прошли в абсолютной тишине, а вспомнили о них только потому, что парой недель раньше Россия своим принятым на вооружение «Авангардом» полностью сняла вопрос о том, кто на сегодня является лидером в разработке гиперзвукового оружия и американцам хотелось хоть как-то на это ответить.
Юрий Подоляка, специально для "Политика Сегодня"