Новейшая модификация ударного вертолета Ми-28НМ «Ночной охотник», проходящего сейчас госиспытания, получит оптико-электронную систему, дальность «зрения» которой возрастет в два раза. Об этом сообщил РИА «Новости» первый заместитель генерального директора холдинга «Швабе» Сергей Попов.
Заявил он и о том, что другие характеристики также будут улучшены, но в связи с секретностью работ не стал раскрывать подробностей. Но при этом хотелось бы узнать, насколько эффективно холдинг справился с очень серьезной проблемой, которая была выявлена во время эксплуатации «Ночных охотников» в Сирии в части именно работы оптической системы.
В декабре 2017 года Виктор Бондарев, который в сентябре того же года оставил пост главкома ВКС и стал сенатором, так охарактеризовал проблемы этого вертолета: «Ми-28 довели до ума благодаря Сирии. Так вот, летчики говорят, что стало лучше, но не все стало лучше — электроника провальная: ничего летчик не видит, ничего летчик не слышит. Эти очки, которые надевают, пилоты называют „смерть пилотам“. Небо безоблачное, все нормально, а если какая дымочка — три дня с красными глазами ходят».
Самые серьезные претензии к очкам ночного видения (ОНВ) для Ми-28Н, разработанным в НПО «Геофизика-НВ», возникли в апреле 2016 года. Тогда в ночное время потерпел катастрофу вертолет, совершавший свободный полет, никем не преследуемый и не обстреливаемый. Погибли два пилота. Министерство обороны объяснило это несовершенством ОНВ, из-за которых пилоты потеряли ориентацию.
И это странная версия. Потому что НПО «Геофизика-НВ» выпускает два практически идентичных ОНВ — ГЕО-ОНВ1−01М для Ми-28Н и ГЕО-ОНВ1−01К для вертолетов Ка-52 «Аллигатор». Так вот, ни малейших претензий к ОНВ «Аллигатора», который также воевал в Сирии, не высказывалось.
Существует информация, куда меньше тиражировшаяся, чем заявление Минобороны, о том, что на первых порах пилоты «Ночных охотников» использовали устаревшие ОНВ производства 90-х годов — ОНВ-1 «Скосок». Они были разработаны в московском ОНП «Орион» и предназначались для использования в ударном вертолете Ми-24. После катастрофы все устаревшие очки были заменены на «геофизические», которые относятся к поколению 3+.
Типичная ситуация для расследования катастроф, когда эксплуатанты во всем обвиняют разработчиков, а разработчики — эксплуатантов. В данном случае силы в споре были явно неравны: с одной стороны могущественное Министерство обороны, с другой — частная компания с числом сотрудников, не дотягивающим до пяти сотен. Поэтому грехи списали на плохо разработанные очки.
ОНВ относятся к приборам, предназначенным для пилотирования вертолета. У них широкий угол зрения. Задачи обнаружения и сопровождения целей в системе управления вооружением решают другие приборы — гиростабилизированные оптико-электронные станции (ГОЭС), имеющие телевизионный и тепловизионный каналы.
Именно о такой станции и сообщил Сергей Попов. Она называется ГОЭС-451. До недавнего времени станция устанавливалась только на вертолет Ка-52. Немодернизированный «Ночной охотник» (без литеры «М») довольствовался станцией ОПС-28. На Ми-28НМ начали устанавливать тоже ГОЭС-451. Это последняя разработка Уральского оптико-механического завода, входящего в холдинг «Швабе».
Станция включает в себя телевизионный и тепловизионный каналы, лазерный дальномер-целеуказатель, датчик лазерного облучения и систему наведения противотанковых управляемых ракет.
ГОЭС-451 позволяет обнаруживать и распознавать объекты, например, танк днем на расстоянии 10 км и 8 км соответственно. Ночью — 8 км и 5 км. Если сбудутся обещания замдиректора «Швабе», то эти показатели возрастут в дневное время, соответственно, до 20 км и 16 км, в ночное — до 16 км и 10 км. Разумеется, это относится и к Ка-52, в котором используется та же самая станция. Поживем — увидим.
Если по части оптического зрения ударные вертолеты Миля и Камова идут вровень, то по части радиолокационного Ми-28МН заметно оторвался. Мощность использующихся на этих вертолетах РЛС — «Арбалет» у Ка-52 и Н025 у Ми-28НМ — примерно одинакова. Обе РЛС обнаруживают воздушные цели на удалении свыше 50 км. Обе сопровождают до 10 целей и одновременно обстреливают 2. Существенное преимущество «Ночной охотник» получил благодаря надвтулочной РЛС, то есть расположенной на самом верху машины, над несущим винтом.
Такая компановка обеспечивает круговой обзор, что жизненно важно в условиях, когда атаку противника можно получать с любого ракурса. А также необходимо уничтожать цели, находящиеся не только прямо по курсу, но и «за спиной». Это также позволяет вести скрытную разведку, прячась за складками местности, приподняв лишь одну РЛС, прикрытую сферой из прозрачного для радиоволн материала.
И, наконец, третья важнейшая доработка коснулась вооружения вертолета. Благодаря чему некогда принятое Министерством обороны решение о «назначении» «Ночного охотника» главным ударным вертолетом российской армии стало выглядеть вполне уместным. Хоть раньше, когда решение принималось, «Аллигатор» все-таки был более эффективной винтокрылой машиной.
На Ми-28Н используется противотанковая управляемая ракета «Атака», имеющая дальность 6 км и максимальную скорость — 1,5 М. Она способна пробивать 900 мм гомогенной брони. Ка-52 работает с ПТУР «Вихрь», разработанной тульским КБ приборостроения еще в середине 80-х годов. Ракета в серию не пошла, хоть ею и вооружали ограниченно штурмовики Су-25. О «Вихре» вспомнили в конце нулевых годов, создав ее модификацию «Вихрь-М» с улучшенными характеристиками. И в таком виде она была принята на вооружение в 2015 году. Дальность обновленной ПТУР достигает 10 км, а скорость — 2 М. Ракета хорошо показала себя в Сирии, ее включили и в вооружение Ми-28НМ. Разумеется, это стало возможно в связи с усилением оптико-электронной станции.
Однако на этом не остановились. Когда ударный потенциал вертолетов выровнялся, решили параллельно усилить и «Аллигатор», и «Ночной охотник». Дело в том, что у палубной модификации Ка-52 — Ка-52К «Катран» — вместо «Вихря-М» используется ПТУР «Гермес-А», также разработанная в Туле.
«Гермес» — это семейство ракет различного базирования — наземного, корабельного и авиационного. Они оснащены различными головками самонаведения, боевыми частями и имеют различные дальности полета. Максимальная дальность у наземных комплексов — 100 км. У авиационной модификации «Гермес-А» — 20 км. При этом ракета способна на финишном участке траектории развивать скорость до 3 М. Бронепробиваемость — 1000 мм.
Вот этой ракетой и решено оснастить оба российских ударных вертолета. Вполне понятно, что для этой цели инженеры холдинга «Шваб» и подтягивают характеристики оптико-электронной станции.
При этом необходимо сказать, что переход на ракету с дальностью в 20 км имеет не столько количественный, сколько качественный скачок. Вертолеты, оснащенные «Гермесом», работают с удаленными целями, не входя в зону действия ЗРК малого радиуса действия.