Как-то во время Великой Отечественной войны в армии решили разводить кроликов — тех самых, у которых «не только ценный мех, но и три-четыре килограмма вкусного, легкоусвояемого мяса». Для диетического питания выздоравливающих после ранения в госпиталях красноармейцев. Но кролики дохли все как один и «директора» фермы из полковников-тыловиков со знаками различия войск НКВД тогда едва не расстреляли за саботаж. Однако выяснилось, что причиной массового падежа этих животных стал… страх — рядом располагался военный аэродром, звуки взлетавших и садившихся на котором самолетов доводил кроликов до инфаркта. Простите, господа американцы, но вы как те кролики готовы впадать в ступор от любого лишнего и непривычного шума.
Впрочем, в нынешней ситуации, когда в США активно обсуждается тема последствий удара российского подводного крейсера типа «Борей» (АПЛ проекта 955 и 955А, по классификации НАТО SSBN «Borei») ракетами «Булава», этот шум не такой уж и безобидный. Некий американский портал We Are The Mighty («Мы — могущественные») смоделировал ситуацию с одной только российской субмариной «Юрий Долгорукий», которая даже находясь к западу от Гавайев, может атаковать Нью-Йорк. Компьютеризованные янки даже высчитали наилучшую позицию для запуска ракет, способных преодолевать 9 тысяч километров (если точно — 9 300), местом которой оказался Мексиканский залив. Оттуда «Борей» сможет поразить все важные военные и коммуникационные центры на территории США.
Отмечается, что каждая из баллистических ракет несет по шесть разделяемых боевых блоков мощностью свыше сотни килотонн, 96 боеголовок достигли бы десятки американских городов и военных объектов, суммарная мощность которых более чем в 9 тысяч килотонн уничтожит сотни тысяч людей, десятки ядерных бомбардировщиков, подводных лодок и ракет, ограничив американские возможности реагирования. И все это — с одной только российской подводной лодки.
«Хищник медленно поднимается из глубин Мексиканского залива, как Годзилла, но еще более разрушительный и смертоносный», — стращает американцев милитари портал. Очень напоминает историю с радиопостановкой в 1938 году накануне Хэллоуина на основе фантастического произведения Герберта Уэллса «Война миров», вогнавшей в страх многих американцев и канадцев, и спровоцировавшей массовую панику. А ведь всего-то был радиоспектакль с цитатами из романа о высадке инопланетян и «свидетельствами очевидцев».
— Американцы панически боятся любой агрессии на своей территории, неважно, будет ли это бомбовый или ракетный удар, или высадка вражеского десанта, — считает военный эксперт Владислав Шурыгин. — Они никогда ведь не воевали у себя дома, если не считать уничтожение коренных жителей — индейцев и Гражданскую войну 1861−65-х годов. Они не знают, что такое сидеть женщинам и детям под авианалетами в развалинах Ленинграда или Сталинграда, каково это юношам и девушкам практически голыми руками сбрасывать зажигательные бомбы с крыш домов в Москве. Атомный взрыв в Хиросиме они наблюдали через прицел самолета «Энола гэй», сбросившего первую ядерную бомбу на Японию в 1945 году.
Американцы у телевизора с гамбургером в руке совершенно равнодушно отнеслись бы к сюжетам нанесения ракетных ударов по городам Европы, напевая при этом «Боже, благослови Америку». Но вот «появление» в Мексиканском заливе российской подлодки «Борей», способной нанести сокрушительный удар по Штатам, заставило их заметно занервничать и, пардон, наложить в штаны. Такой подлянки от русских они не ждали. Вероятно, поэтому и сделали присказку в озвученной страшилке, что, мол, Россия, конечно же, не станет первой нападать на Америку. Но помнить об этом нужно.
Ядерная доктрина РФ, действительно, не предполагает право первого удара, а вероятность превентивного удара исключает использование ядерных боеголовок. Но вот в чем американцы точно не ошиблись, так это в боевых возможностях российского подводного флота. И тех же АПЛ проекта «Борей» в России, помимо такого «ужасного» «Юрия Долгорукого» есть еще два атомохода — «Александр Невский» и «Владимир Мономах». На близком подходе «Князь Владимир» (точно без Владимира Путинане обошлось!), который займет место в составе ВМФ в 2019 году. Строятся «Князь Олег» (2019 г.), «Генералиссимус Суворов» (2020 г), «Император Александр III» (2020 г.), «Князь Пожарский» (2021 г.), в перспективных планах на 2026−2027 гг. еще несколько.
Старый флотский анекдот, в котором командир подлодки вопрошает: «Кто бросил валенок на ядерный пульт? Мне плевать на Америку, штурман за пять минут сотрет ее ластиком с карты, но кто бросил валенок?», в варианте с «Бореем» получил свое реальное продолжение. В том смысле, что эта АПЛ способна производить массовый залп, что недавно и было продемонстрировано «Юрием Долгоруким», из пусковых шахт которого одновременно стартовало 4 ракеты «Булава». Так что не только теоретически, но и практически подлодка способна отстрелять свой боекомплект из 16 ракет в течение нескольких минут и повесить в американском небе «ядерный дождь», от которого не спасет никакой «зонтик».
Ну и как-то несправедливо забыли в США про боевые способности российских многоцелевых подводных лодок с крылатыми ракетами (ПЛАРК) проекта 885 «Ясень», где к стоящему на вооружении «Северодвинску» к 2020 году в составе ВМФ добавится еще 7 усовершенствованных субмарин «Ясень-М». Тоже есть чем попугать обывателя из Техаса или Аризоны.
Но если планы — это всего лишь перспектива, хотя и совершенно четко обозначенная сроками, то и в нынешнем состоянии российский подводный флот вышел на уровень полноценного дежурства в Мировом океане. И слова Главкома ВМФ о «поднятии планки» до советского ВМФ по уровню присутствия российских АПЛ во всех частях света может свидетельствовать, что одномоментно в море находится порядка 10−15 субмарин. Каждая из которых способна решать самостоятельные задачи по сдерживанию агрессии стран вероятного противника. А при необходимости и уничтожить все источники этой агрессии.
— Наращивание оперативного темпа использования боевого подводного флота России до уровня ВМФ СССР — это очень позитивный сигнал, — считает эксперт по аналитической стратегии Александр Зимовский. — Следует, очевидно, напомнить, что на пике своего могущества советские подводные силы контролировали 70 процентов акватории Мирового океана. Разумеется, одним из главных условий осуществления столь эффективного контроля являлось систематическое пребывание кораблей и экипажей в море.
Сейчас с выходом на общую длительность походов российских подлодок в 3000 суток Россия может с полным правом констатировать восстановление своей стратегической ядерной триады. Почти 30 лет американцы господствовали в морских глубинах, но теперь это время уходит. Почему это важно? Потому что использование подводной компоненты сил ядерного сдерживания служит наиболее веским аргументом в стратегическом военном планировании. Здесь существует парадокс: атомный подводный ракетоносный флот решает стратегические задачи. Но основой действия подводных морских сил является тактика. То есть осуществление постоянного патрулирования заданных районов и Мексиканский залив здесь не исключение.
Американцы, кстати, постоянно держат на патрулировании до 77% своих ПЛАРБ. Учитывая, что средний срок их пребывания в патруле составляет 72−90 суток и в год они делают в общей сложности свыше 30 патрульных рейсов, можно говорить, что в каждый момент времени до 10 американских атомных подлодок находятся на дежурстве. Причем четыре из них (две в Тихом океане и две в Атлантике) находятся в состоянии боевой готовности для нанесения ударов по назначенным целям — России и Китаю. Теперь, когда наш подводный флот достиг советского уровня оперативного присутствия на морях и океанах, американцам скучно не будет.
Считавшийся самым мощным в последние годы подводный флот США явно теперь уступает высокотехнологическому потенциалу России. Его отставание в развитии совершенно очевидно — лозунг о том, что американская армия всех сильней, который пропагандировали в Пентагоне, никак не повлиял на развитие флота. Действующий план закупок ВМС США опускает минимум АПЛ до 48 субмарин к 2022 году, а через шесть лет теряет еще 6 лодок. Это при том, что к ныне существующим пяти десяткам (приблизительно) субмаринам ВМФ РФ за это же время добавится еще как минимум 10−15 новых лодок.
И наш подводный флот станет именно тем весомым аргументом, который позволит не просто обезопасить страну, но и чувствовать себя равноправным партнером, в том числе и с такой непредсказуемой страной как США.