Перспективному эсминцу ВМС США Zumwalt решено скорректировать перечень выполняемых боевых задач. Это связано с серьезными проблемами по части создания полноценной артиллерийской установки, сообщает американское информационное агентство UPI.
При проектировании эсминца были запланированы два главных ударных средства — крылатые ракеты «Томагавк» и орудийная установка повышенной огневой мощи и рекордной дальности. С «Томагавками», которые уже долгое время выпускаются крупными сериями и используются на кораблях ВМС США, никаких проблем не было. Но вот с артиллерией уже несколько лет подряд происходит форменная неразбериха.
Первоначально в конструкцию корабля была заложена электромагнитная пушка — рельсотрон. Это перспективное оружие, которое до сих пор ни в одной стране мира не преодолело этапа предварительных испытаний. Для того чтобы в рельсотроне металлический снаряд под воздействием электромагнитных сил разогнался до огромных скоростей, требуется очень значительная мощность — 25 МВт. И ее способен обеспечить лишь эсминец данного типа, электрогенераторы которого вырабатывают мощность, равную 78 МВт.
Работы по созданию в США рельсотрона начались в 2005 году. В проекте принимали участие компании General Atomics и BAE Systems Land & Armaments. Начиная с 2008 года, комиссии ВМС с интервалом в 2 года демонстрировали различные промежуточные варианты опытного образца. В 2012 году удалось разогнать 2,5 килограммовый металлический снаряд без взрывчатого вещества до 9000 км/час, доведя дальность стрельбы до 180 км. В будущем пообещали довести этот параметр до 400 км. Поскольку снаряд обладал высокой кинетической энергией, то и разрушения от него должны быть очень значительными.
Однако у моряков возникла масса вопросов к разработчикам. В частности, по поводу скорострельности и изнашиваемости ствола. Но главный вопрос — какую точность стрельбы неуправляемыми снарядами будет обеспечивать данная машина, пожирающая треть мощности силовой установки эсминца. Ответы командование ВМС сильно разочаровали, и проект был закрыт. Правда, существуют сведения, что BAE Systems пытается теперь уже в инициативном порядке довести начатое дело до победного конца.
Не получив «оружие будущего», конструкторы «Замволта» в экстренном порядке заменили его на пушку «сухопутного» калибра 155 мм. При этом за счет использования активно-реактивных снарядов дальность стрельбы была обещана в районе 150 км. Снаряды управляемые, в связи с чем вопросов о точности стрельбы у моряков не возникло.
На корабле разместили две артиллерийские установки AGS, разработанные все той же американской компанией BAE Systems Land & Armaments. Длина ствола — 62 калибра или 9,61 метра. Боезапас на два ствола — 920 снарядов, находящихся в подпалубном погребе. Заряжание осуществляется автоматически. Скорострельность — 12 выстрелов в минуту.
Снаряды, как и артиллерийские установки, разработаны специально для «Замволта», их использование где-либо еще не планировалось. И это сыграло роковую роль в судьбе этого оружия с внушительными характеристиками.
Снаряд LRLAP (Long Range Land-Attack Projectile) имеет длину 2,24 метра и весит 102 килограмма. Масса взрывчатого вещества — 11 килограммов. Остальная масса приходится на реактивный двигатель и большое количество твердого топлива, необходимого для корректируемого полета на расстояние в 150 км.
Система управления инерциальная с коррекцией по сигналу GPS. Но при этом круговое вероятное отклонение не впечатляет — оно может достигать 50 метров. Чтобы скомпенсировать невысокую точность при малой массе взрывчатого вещества артиллерийскую установку предусмотрено использовать как некий аналог реактивной системы залпового огня, ведя стрельбу не по конкретным целям, а по площадям.
Испытания артиллерийской системы для перспективного эсминца, задуманного как лучший в мире, прошли самым наилучшим образом. Все характеристики были подтверждены. Однако АУ AGS был нанесен сокрушительный финансовый удар.
Первоначально планировалось, что для ВМС США будут построены 32 эсминца класса «Замволт». При крупносерийном производстве снарядов для такого количества кораблей каждый LRLAP должен был стоить 35 тыс. долларов. Что командование ВМС США посчитало вполне приемлемым. Но потом количество эсминцев сократили до 24 единиц. Потом урезали до 7. И в конце концов в планах строительства значатся 3 корабля.
За счет резкого сокращения серийности производства снарядов стоимость каждого из них взлетела до фантастического уровня в 800 тыс. долларов. Это всего лишь в два раза меньше, чем стоимость ракеты «Томагавк», которая гораздо эффективнее любого артиллерийского снаряда.
Разоружил три перспективных эсминца Конгресс США, который счел, что корабль, напичканный новейшими технологиями, включая стелс, слишком дорог для бюджета. Его стоимость составляет почти 4,5 млрд. долларов.
В результате в январе этого года, когда после испытаний и учебных стрельб на единственном построенном и принятом в опытную эксплуатацию «Замволте» осталось лишь 70 снарядов, начали искать выход из положения. Компания «Локхид Мартин», которая должна производить снаряды, не смогла ничего придумать, что снизило бы стоимость производства. Обратились к другим производителям, но результат оказался точно таким же.
И вот сейчас дело дошло до решения вопроса о демонтаже двух артиллерийских установок, которым нечем стрелять. Одна из главных задач перспективного эсминца состояла в нанесении удара по наземным целям в глубине обороны противника, находясь вне зоны обстрела его артиллерией. Теперь эту функцию можно исполнять при помощи только лишь крылатых ракет «Томагавк». Их на «Замволте» достаточно — 80 штук. Однако стоят они очень недешево, и тратить их в случае подавления простых целей довольно накладно.
В настоящее время прорабатывается вопрос о замены «чудо-пушки» чем-то более простым и дешевым. И тут, вероятно, стратегам ВМС не придется особо ломать голову. Поскольку ответ напрашивается сам собой — использовать артиллерийскую установку Mark 45, эксплуатирующуюся на эсминцах типа «Арли Бёрк». Разумеется, она поскромнее по возможностям.
Mark 45 mod 4 имеет калибр 127 мм. Длина ствола — 787 мм. Максимальная дальность стрельбы обычными снарядами достигает 38 км. Но есть и активно-реактивные управляемые ЕХ 171 ERGM. У них та же самая система управления, что и у LRLAP, — инерциальная с коррекцией по сигналу GPS. Дальность достигает 115 км. ERGM заметно проигрывает и по огневой мощи, что предопределено не только меньшим калибром боеприпаса, но и в два раза меньшей массой — 50 килограммов.
Так что эквивалентной замены на эсминце артиллерийской установки не получится. Она вряд ли сможет полноценно обстреливать военную технику противника в глубине обороны. Ну, а стрельба по морским целям возможна лишь в прибрежных зонах противника при встрече с легкобронированными катерами. Для перспективного эсминца это постыдно.
И в заключение о том, по каким критериям Конгресс США, снизив серийность «Замволта», определял его эффективность. Прежде всего, по вооруженности ударными средствами. На эсминце 80 ракет «Томагавк». Стратегические подводные лодки «Огайо», переоборудованные под ударные, имеют их почти в два раза больше — 154. Стоимость переоборудования составляет всего 800 млн. долларов, а за каждый эсминец надо платить 4,5 млрд. И есть прекрасные перспективы продолжить этот процесс, поскольку в конце следующего десятилетия «Огайо» начнут вытесняться перспективными подводными ракетоносцами «Колумбия».
Есть и еще один отягчающий судьбу «Замволта» момент. Он должен еще и обеспечивать противовоздушную и противоракетную защиту соединений кораблей. Однако «чудо корабль» и себя-то не в состоянии защитить должным образом. На нем установлена спаренная зенитная пушка калибра 30-мм. А также зенитные ракеты средней дальности RIM-162. Однако они не интегрированы в корабельную систему ПРО «Иджис». На эсминце нет таковой, в отличие от множества американских эсминцев типа «Арли Бёрк» (их в составе ВМС США 66). То есть «Замволт» не в состоянии участвовать в групповой противоракетной обороне, которую обеспечивает «Иджис».
В связи с вышеописанными обстоятельствами этому эсминцу, который своей оригинальной геометрией способен вызвать эстетический восторг, не суждено стать «кораблем будущего». Эта характеристика при упоминании о нем звучит все реже и реже.