В конце своей жизни Альберт Эйнштейн сказал: «Наш век характеризуется усовершенствованием средств при все большей неясности цели». Сейчас уже другой век, но усовершенствование средств, нацеленных на нанесение максимального ущерба потенциальному противнику, продолжается.
Одним из таких средств, предполагающих рукотворное вторжение в относительное равновесие, наблюдаемое в природе, является так называемое тектоническое оружие.
Данная статья родилась благодаря моему общению с отцом российского тектонического оружия членом-корреспондентом РАН Алексеем Всеволодовичем Николаевым. Об этом виде нетрадиционного оружия массового поражения в среде специалистов до сравнительно недавнего времени не принято было говорить или писать, и это породило множество правдоподобных мифов. Однако в 2014 году А.В. Николаевым на эту тему была опубликована статья в юбилейном сборнике трудов научной конференции, посвященном 70-летию кафедры геофизики Московского университета. Эта статья знакомила геофизическую общественность с возможностями военной геофизики, проблемами которой А.В. Николаев занимался много лет. Мой же текст предназначен для более широкой публики.
Много лет оружие, о котором пойдет речь, не вполне обоснованно называли геофизическим. Однако воздействие на геологическую среду обычными взрывными устройствами, способное привести к тектоническим процессам с массовыми разрушениями, скорее относится к области геологии под названием «тектоника», а не к геофизике.
И этим объясняется использование термина «тектоническое оружие», когда в данном случае речь заходит о геофизическом оружии. Поэтому, на мой взгляд, более корректно было бы назвать рассматриваемый вид нетрадиционного оружия геолого-геофизическим.
ЧТО УГРОЖАЕТ СУЩЕСТВОВАНИЮ ЙЕЛЛОУСТОНСКОГО ПАРКА
Йеллоустонский национальный парк находится в США, в основном на территории штата Вайоминг. Он является международным биосферным заповедником, площадь его – около 900 тыс. га. Знаменит парк богатой живой природой, живописными ландшафтами, гейзерами и другими геотермическими объектами. На его территории имеются озера, реки, каньоны и пещеры. В парке растет около 2 тыс. видов растений, встречаются несколько сотен видов млекопитающих, птиц, пресмыкающихся и рыб.
Озеро Йеллоустон – одно из самых больших высокогорных озер в Северной Америке. Оно расположено в центре Йеллоустонской кальдеры. Кальдера эта считается дремлющим супервулканом, который извергался с огромной силой несколько раз за последние два миллиона лет. В результате этих извержений застывшая лава покрыла большую часть территории парка. О его продолжающейся геотермальной жизни свидетельствует одно из пяти существующих в мире гейзерных полей. Здесь находится около 3 тыс. гейзеров, что составляет две трети всех гейзеров мира. Кроме того, в парке находится около 10 тыс. разнообразных гидротермальных источников, в том числе горячие и сероводородные источники, а также грязевые вулканы.
В задачи Йеллоустонской вулканической обсерватории входит наблюдение за вулканической и гидротермальной активностью, а также оценка возможной опасности, связанной с этой активностью. В 2003 году в парке у некоторых гейзеров была зарегистрирована повышенная активность и более высокая температура воды по сравнению с обычной. Несколько гейзеров стали испускать пар вместо воды. В 2006 году было обнаружено, что почва сразу в двух местах парка поднимается со скоростью 4–6 см в год. Это свидетельствовало о повышении вулканической и геотермальной активности в парке. Однако эксперты успокоили общественность, настаивая на том, что в ближайшее время нет повышенного риска извержения.
О тектонической активности также свидетельствуют довольно регулярно возникающие здесь землетрясения. В 2014 году произошло более шести десятков землетрясений, одно из них – магнитудой 4,8 балла. Эти толчки стали сильнейшими за 30-летнюю историю наблюдений.
Современные пейзажи парка отражают проявления центра активности земной мантии, расположенного здесь совсем близко к поверхности Земли под земной корой. Йеллоустонская кальдера образовалась в результате катастрофического извержения 630 тыс. лет назад. После этого извержения происходили постоянно, и кальдеру регулярно заливали потоки лавы. Период активности закончился 70 тыс. лет назад.
По данным археологов, на территории, занимаемой парком, первые жители появились 11 тыс. лет назад. Парк ежегодно посещают миллионы туристов. Через него проходят несколько асфальтированных дорог, ведущих к главным достопримечательностям. Их общая протяженность составляет 500 км.
Люди, живущие на супервулкане и соседних территориях, вполне доверяют своим экспертам и не ожидают в обозримом будущем ни извержений, ни сильных землетрясений. А мелкие землетрясения здесь происходят десятками, и к ним уже привыкли.
Угроза существованию парка исходит с другой стороны. Для потенциальных противников США заманчива не красота Йеллоустонского парка, а его уязвимость с точки зрения рукотворной катастрофы, которую здесь можно учинить. Военные не прочь в случае войны метнуть сюда термоядерную бомбу. Они не сомневаются в том, что при ее взрыве кальдера ухнет в раскаленную пропасть, увлекая за собой всю округу. Таким видится тектоническое оружие в действии…
Жестокость военных в их планах относительно Йеллоустонского парка бесспорна. Однако следует быть объективным и задаться традиционным русским вопросом – а кто виноват? Здесь в самый раз вспомнить о том, как в марте 1949 года командующим Стратегическим командованием ВВС США генералом Кертисом Лемеем был разработан боевой план, в соответствии с которым в течение 30 дней предлагалось на 70 советских городов сбросить 133 атомные бомбы. По предварительным оценкам, страна могла бы потерять примерно 3 млн мирных жителей, и 4 млн оказались бы ранеными. Подобные планы и сейчас актуальны, готовятся они руководством США и НАТО. При этом превентивные ядерные удары планируются по российским городам с многомиллионным населением.
В свете этого возможная потеря Йеллоустонского парка вместе с его уникальными достопримечательностями в случае вынужденного возмездия уже не кажется столь чудовищной. Жестокость порождает жестокость.
ВЗРЫВЫ И ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ
Землетрясения, обусловленные тектоническими движениями земной коры, наиболее сильны и многочисленны. Медленные ее движения приводят к нарастанию напряжений в горных породах, и при переходе через предел прочности породы разрушаются практически мгновенно. Это разрушение сопровождается смещением одного блока горных пород относительно другого и выделением огромной энергии. Длина разрывных нарушений, связанных с землетрясениями, может колебаться от нескольких километров до сотен километров.
Разработчики тектонического оружия долгое время считали, что взрывы в сейсмоопасных зонах непременно спровоцируют сильные землетрясения, а не предотвратят их. Оказалось, однако, что взрывы больших зарядов способны предотвращать катастрофические землетрясения, приводя к разрядке накопившихся напряжений в земной коре еще до того, как очаг подойдет к критическому состоянию.
Изучение влияния ядерных взрывов на сильные землетрясения показало, что такие землетрясения действительно могут быть инициированы. Инициирующее влияние взрывов наблюдалось на расстояниях до 2000 км от их проведения. Однако достигаемый эффект был мозаичен и часто противоречив. Было замечено, что в некоторых сейсмоактивных районах ядерные взрывы, напротив, способны подавлять сейсмическую активность.
Прогноз инициирования землетрясений взрывами показал, что землетрясения если и возникают, то не сразу после взрыва, а 2–3 дня спустя. Тем самым неожиданность как фактор военного успеха при этом не достигается. Этот и другие факты привели отца тектонического оружия А.В. Николаева к выводу о том, что тектоническая война – это сегодня скорее миф. Легенду о существовании тектонического оружия создали, по его мнению, СМИ Армении и России. Слухи о том, что Спитакское землетрясение в 1987 году было якобы «устроено» азербайджанскими и московскими сейсмологами с целью нанесения ущерба Армении, являются чистым вымыслом. К слову, так же как и слухи о применении тектонического оружия против Грузии в 1991 году, когда случилось Рачинское землетрясение с очагом вблизи Тбилиси.
Таким образом, слухи о том, что разрушительное землетрясение можно специально спровоцировать, не вполне обоснованы.
ПАРАДОКСАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
На тридцатый день после начала массированных бомбардировок в Югославии случилось сильное землетрясение в районе Белграда. Повышение сейсмической активности на больших территориях было также отмечено после массированных бомбардировок Афганистана, Ирака и Ливии.
Однако в ряде других случаев было отмечено снижение глобальной сейсмической активности вследствие ядерных испытаний. Известно, что с начала подземных ядерных испытаний в 1964 году до моратория 1988 года было проведено более 3 тыс. ядерных взрывов на полигонах Невада, Семипалатинск, Новая Земля, Лобнор и Моруроа. За это время сильная сейсмичность по всей Земле заметно сократилась: число сильных землетрясений уменьшилось до одного-двух в год. После прекращения испытаний таких землетрясений ежегодно наблюдали около пяти, причем в разных районах.
Эти результаты привели к выводу о том, что глобальную сейсмичность можно уменьшить искусственно путем проведения подземных ядерных взрывов на нескольких специальных полигонах. Однако претворять такую идею в жизнь геофизики не стали, опасаясь протестов зеленых и широкой общественности.
Заметим, что землетрясения оказалось возможным инициировать или предотвращать не только взрывами и другими сейсмическими источниками, но и электрическими магнитогидродинамическими генераторами (МГД-генераторами), а также путем многократных включений менее мощных источников, подключенных к электрическим сетям.
В 1990-е годы на геофизических полигонах на Памире (Таджикистан) и Северном Тянь-Шане (Киргизия) российские ученые проводили испытания установок, способных повлиять на состояние тектоники. В землю устанавливали два электрода на расстоянии 4 км друг от друга. МГД-генератор, подключенный к ним, в течение 10 секунд выдавал импульс в несколько тысяч ампер. Электрический сигнал проникал на глубину до 10 км. Приемные устройства регистрировали ответные сигналы, и по их вариациям можно было судить о приближающихся подземных толчках. В результате было установлено, что во время испытаний количество сильных землетрясений вблизи МГД-генератора уменьшилось, а количество слабых – возросло. Импульсы генератора являлись при этом своеобразным «спусковым крючком», приводящим к возникновению большого числа слабых неопасных сейсмических толчков.
Ясно, что в сейсмоопасных зонах таким путем можно предотвратить сильные естественные и преднамеренно инициированные землетрясения.