США ввели санкции против российских компаний за поставки иранской нефти в Сирию. При этом главной целью Вашингтона может быть совсем не исламская республика. Сегодня США контролируют более 80% добычи нефти в самой Сирии и во многом от Соединенных Штатов и их союзников зависит сегодня то, как быстро страна сможет восстановиться после войны. В Вашингтоне, очевидно, этого хотят по-прежнему только на своих условиях и подходят к давлению на Дамаск и союзников уже экономически.
Вчера министерство финансов США объявило о введении санкций против подведомственного Минэнерго России ФГУП "Промсырьеимпорт" и частного ООО "КГК" (Global Vision Group). "Мы будем противодействовать сложной схеме, которую Иран и Россия используют для укрепления режима Башара Асада, мы намерены сорвать финансирование террористических организаций иранским режимом", — заявили в американском министерстве финансов. Глава Госдепартамента США Майк Помпео сказал о том, что Вашингтон посылает четкий сигнал: каждый, кто поставляет нефть в Сирию или пытается обойти американские санкции, введенные против Ирана за его террористическую деятельность, столкнется с тяжелыми последствиями".
"Политическое поражение в Сирии, очевидно, возвращает США к идее смены власти в Дамаске. Поэтому экономическое давление на обеспечение нефтью становится инструментом новой экономической войны с Башаром Асадом и, косвенно, с Москвой и Ираном", — заявил член международного комитета Совета Федераций Олег Морозов. По его словам, Россия действует абсолютно законно и продолжит поставки.
Сегодня Сирия серьезно зависит от иранской нефти. Генеральный директор государственной топливной компании Сирии Мустафа Хасвия заявлял, что страна импортирует 2 млн баррелей нефти из Ирана в месяц из-за нехватки сырья и нефтепродуктов. "У министерства нефти есть кредитная линия с Ираном, через нее поставляется нефть при помощи двух танкеров в месяц, каждый из которых перевозит миллион баррелей, которые затем обрабатываются на НПЗ", — говорил сирийской газете Al Watan Мустафа Хасвия.
При этом Сирия сама способна обеспечить себя нефтью, однако и в этом случае ситуация находится под полным контролем США. Дамаск контролирует 70% территории страны, но лишь около 20% собственных запасов нефти. С помощью прокурдских "Сирийских демократических сил" (SDF) американцы не только освободили от запрещенного в России "Исламского государства" Ракку, но и взяли под контроль основные месторождения, которые расположены на северо-востоке страны — у Дейр-эз-Зора. Осенью прошлого года правительственные войска спешили освободить тот район первыми, но SDF при поддержке американцев опередили их.
Поэтому, замечает блогер EHSANI2, Рекс Тиллерсон не зря говорил о том, что снижение роли США в Сирии — миф. "США и коалиционные силы сегодня контролируют 30% территории Сирии, большое количество населения и большую часть нефтяных месторождений. Поэтому снижение роли США — миф", — сказал в начале этого года тогда еще госсекретарь США.
До 2011 года в Сирии добывали до 380 тыс. баррелей нефти в сутки — более 11 млн баррелей в месяц. Сегодня сирийские госкомпании получают не более 70 тыс. баррелей в сутки. А крупные нефтяные месторождения аль-Омар, Танак, аль-Исба и Джафра находятся под контролем SDF и американцев.
К востоку от Дейр-эз-Зора все нефтяные и газовые месторождения оказались у курдов и США. Фото: twitter.com.
Как писала турецкая Sabah, из-за пострадавшей от войны инфраструктуры добыча на месторождениях не превышает 35 тыс. баррелей в сутки и в этом году курды и Дамаск договорились о том, что правительство возьмет под контроль добычу. Взамен SDF получит 20% дохода, а еще 15% - достанутся местным арабским силам.
Однако, как написал журналист турецкого издания Раджип Сойлу в Twitter, еще в сентябре курды заблокировали нефтяную торговлю с Дамаском. "Строя новые базы, США переформатируют территорию под контролем SDF. Новая политика: "США никуда не уходят!", — заметил Раджип Сойлу.
В Modern Diplomacy добавляют, что под контролем курдов и США на северо-востоке Сирии также остаются две крупнейшие дамбы в Сирии и электростанция мощностью 824 мегаватт. Таким образом, в руках Вашингтона оказались серьезные экономические рычаги давления на Дамаск. Курды хотят выторговать себе автономия, но Вашингтон, очевидно, хочет больше, пытаясь экономически додавить Дамаск и его союзников — Россию и Иран.
Похоже, что самый кровопролитный период в сирийской войне заканчивается, но, не желая проигрывать, Вашингтон начинает новый, не менее тяжелый, — экономический.