Данное оружие позволяет любым надводным кораблям и подводным лодкам, оснащенным торпедным аппаратом, вести противолодочную борьбу.
Россия провела серию военных маневров в Баренцевом море. Зона маневров частично пересекается с зоной, в которой силы НАТО проводят крупнейшие за последние десятилетия учения. Кремль предупредил пилотов гражданской авиации и экипажи гражданских судов, находящихся в районе учений, о планируемом запуске ракет неопределенного класса. Эта информация вызвала волну беспокойства. На данный момент известно, что в ракетных стрельбах, в частности, были задействованы необычные ракетные противолодочные комплексы РПК-6 «Водопад».
15 ноября 2018 года Министерство обороны России выпустило видеоролик, демонстрирующий залп ракетами советского периода РПК-6 (SS-N-16 Stallion по классификации НАТО), осуществляемый с атомного ракетного крейсера «Петр Великий», относящийся к классу крейсеров «Киров». Также сообщалось, что в этом необычном мероприятии приняла участие атомная подводная лодка с неустановленным названием.
Перед двумя соперничающими кораблями, согласно видеоролику, была поставлена задача обнаружения противника и нанесения по нему условного удара. К сожалению, ролик не содержит информации, какой из кораблей нанес другому больший «ущерб».
Крейсер обладает средствами отражения подводной угрозы, включая 254-миллиметровые и 305-миллиметровые пусковые установки, производящие залп глубинными бомбами или средствами отвлечения торпед.Также крейсер оснащен десятью 553-миллиметровыми торпедными аппаратами для ответного удара по противнику.
При этом торпедные аппараты также могут использоваться для стрельбы ракетами РПК-6, информации о которых не так много. Принятые на вооружение в 1981 и классифицируемые в России как «ракетоторпеды», они при помощи сжатого воздуха выталкиваются из торпедного аппарата в воду, отходя под водой на определенное расстояние от корабля. Далее срабатывает ракетный двигатель, благодаря чему ракета движется к цели по воздуху.
Ракетоторпеда оснащена инерциальной навигационной системой наведения, позволяющей поражать цели на расстоянии более 60 миль. Достигнув цели, ракета сбрасывает в воду боевую часть. Во время маневров в Баренцевом море в качестве боевой части применялась 400-миллиметровая малогабаритная самонаводящаяся торпеда.
Однако, изначально, в советский период, предполагалось, что боевой частью ракетоторпеды может послужить и ядерная глубинная бомба. Многообразие способов применение РПК-6 позволяет защитить корабль-носитель от различных типов ударов.
Подпись к изображению: «Петр Великий» — российский тяжелый атомный ракетный крейсер класса «Киров»
Также Россия располагает модификацией данного оружия — РПК-7 «Ветер», имеющим аналогичные РПК-6 базовые характеристики, но запускаемым с подводных лодок из 650-миллиметровых торпедных аппаратов. По классификации НАТО оба типа торпедоракет имеют единое наименование SS-N-16.
Данные виды противолодочного вооружения пришли на смену более ранней ракетным комплексам — РПК-2 «Вьюга», также имевшим две модификации (для применения надводными кораблями и подлодками), но обладавшим вдвое меньшей дальностью поражения. По классификации НАТО оба типа имели общее наименование SS-N-15 Starfish.
Комплексы, находящиеся на вооружении подводных лодок, являются приблизительным аналогом противолодочного комплеса подводного базирования UUM-44 SUBROC, находившейся на вооружении ВМФ США в период «холодной войны» и также способной нести ядерный заряд. Также существовали противолодочные ракетные комплексы надводного базирования RUR-5 ASROC, в которых, правда, не использовались торпедные аппараты и ракеты перед поражением цели не погружались в воду.
SUBROC был снят с вооружения в 1989 году. Тогда же ASROC вместо ядерных зарядов стал оснащаться только обычными малогабаритными торпедами. В 1990-е годы, RUR-5 были заменены на RUM-139 или VL-ASROC – вертикально запускаемыми ракетами, подходившими под стандартную установку вертикального пуска Mk 41.
Хотя РПК-6 — довольное необычное оружие, неудивительно, что оно до сих пор состоит на вооружении российского флота. Благодаря этим самонаводящимся ракетам практически любой корабль, оснащенный 533-миллиметровыми торпедными аппаратами, способен наносить удары по вражеским подводным лодкам. Это, в свою очередь, увеличивает огневую мощь даже относительно небольших боевых кораблей, размеры и мощность которых не позволили бы оснастить их ракетными комплексами вертикального пуска или даже наклонными палубными установками.
Имеется также модификация РПК-6 — РУ-100, также известная как SS-N-16A, оснащенная стандартной разрывной боеголовкой и действующая по принципу противокорабельной крылатой ракеты. По неподтвержденным данным, эта ракета снабжена радиолокатором, позволяющим обнаружить цель, произвести ее захват на финальной стадии полета. Это еще больше расширяет возможности применения 533-миллиметровых торпедных аппаратов, имеющихся на российских кораблях разных типов.
К семейству ракет SS-N-16 также можно отнести противолодочную ракету подводного базирования 91РЭ1 — разновидность крылатой ракеты «Калибр», также состоящая из ракеты-носителя и малогабаритной торпеды. Ее модификация 91РЭ2, запускаемая вертикально, имеет сходство с американской RUM-139.
В ближайшие годы «Петр Великий» нуждается в серьезной модернизации, которая, вероятно, произойдет, судя по тому, что уже утвержден план возвращения в строй еще одного крейсера класса «Киров» — «Адмирал Нахимов». Переоборудование «Нахимова» уже не раз откладывалось, и на российском флоте ожидают, что корабль вернется из доков «Севмаша» не раньше 2012-2022 года.
Модернизация включает в себя демонтаж противокорабельных ракетных комплексов П-700 «Гранит» времен «холодной войны» (SS-N-19 Shipwreck по классификации НАТО) и замену их комплексами вертикального пуска, предназначенными для крылатых ракет 3М-54 «Калибр», сверхзвуковых противокорабельных крылатых ракет П-800 «Оникс» и гиперзвуковых противокорабельных ракет 3М-22 «Циркон». Корабли также будут оснащены отдельными установками для корабельного варианта С-400 — ракет большой дальности класса «земля-воздух».
Однако на обоих кораблях будут сохранены торпедные аппараты, и не планируется снятие РПК-6 с вооружения. Так что, если только не произойдут какие-либо перемены, оставшиеся в строю ракетные крейсера класса «Киров», как и другие корабли ВМФ России, в ближайшем будущем скорее всего сохранят возможность наносить удары этими уникальными противолодочными ракетами.