Европа должна создать «настоящую, истинную» панъевропейскую армию, как и предложила канцлер Германии Ангела Меркель на заседании Европейского парламента. Об этом пишет американский военный эксперт Джеймс Р. Холмс в своей статье для The Hill. Эксклюзивно для своих читателей «ПолитРоссия» представляет перевод публикации.
«Утвердительный ответ. Европа должна взять на себя бремя собственной защиты. Это то, что делают зрелые державы, и Европейский Союз стремится быть зрелой державой. Кроме того, принятие на себя этого бремени позволило бы избежать спада в трансатлантических отношениях или катастрофы военного времени», – пишет он.
По мнению эксперта, о трансатлантической вражде или стиле переговоров СЩА Дональда Трампа или скептицизме по отношению к альянсу следует забыть. Президент Трамп покинет Белый дом через два или шесть лет, в зависимости от выбора избирателей, сделанного на президентских выборах 2020 года. Но уже сейчас Европа должна взять свою судьбу в свои руки, к чему и призывает канцлер ФРГ Меркель, ведь это имеет стратегический смысл. И было бы глупо предпринимать проект такого масштаба из-за неприязни к абразивной личности. Тем более, не мелкая вражда должна формировать стратегию.
«Давайте рассмотрим, почему и как будет создаваться общеевропейская армия. Почему философски и практически. Во-первых, философски. Как советовал в последние дни Наполеоновских войн знаменитый австрийский дипломат Клеменс фон Меттерних, союзы, коалиции и «все братства» между народами имеют тенденцию «распадаться», если их не объединяет «строго определенная цель», – говорится в статье.
Как отмечает Джеймс Р. Холмс, НАТО, самый успешный альянс в истории, бросает вызов дипломатическим тяжбам вот уже три десятилетия после окончания «холодной войны». Блок держался вместе даже после того, как его строго определенная цель коллективной обороны против Советского Союза исчезла. Но Европа не должна думать, что это будет продолжаться вечно. Брюссель должен выработать независимый военный вариант на случай, если Принц фон Меттерних прав и Североатлантический альянс пошатнется.
«Во-вторых, практическая сторона. Все более серьезные споры отделяют Северную Америку от европейской половины атлантического сообщества. Если в Европе разразится война, российский флот будет делать то же, что имперские и нацистские немецкие военно-морские силы пытались сделать во время мировых войн: остановить Соединенные Штаты и Канаду от стремительного перемещения рабочей силы и военной техники через Северную Атлантику для укрепления наземных и воздушных сил в Европе. Москва направит в Атлантический океан подводных стражей и особенно ракетные атомные подводные лодки, чтобы потопить грузовые корабли и прочий транспорт, что пытается пересечь океан», – продолжает Холмс.
Он отметил, что у России может получиться остановить американцев, так как торговый флот США сокращается уже на протяжении нескольких десятилетий, а также может быть вынужден идти по маршруту без защиты ВМС США.
«Это катастрофа. В результате остается открытым вопрос о том, достигнет ли Европы вовремя достаточного количества войск и поставок. Силы, уже находящиеся на Земле, возможно, придется сместить для собственной защиты на неопределенный промежуток времени. Трудно представить, что НАТО вернется к позиции холодной войны, когда армия и ВВС США будут развернуты на континенте в огромном количестве. Сотни тысяч американских военнослужащих называли Европу домом во время поздней холодной войны; сейчас их всего 62 000. Это не побеждающая в войне сила. Американским войскам придется пересечь океан перед лицом русских подводных лодок и кораблей. Европе надлежит собрать собственную сплоченную боевую силу, чтобы американские войска не опоздали», – уверен специалист.
Эксперт подчеркивает, что одно дело для Меркель или президента Франции Эммануэля Макрона поддерживать европейскую армию словами, совсем другое – претворять это в жизнь. Как шутят стратеги: надежда – это не стратегия. Европейская армия будет иметь некоторое сходство с древними имперскими армиями полиглотов. Она столкнется со значительными языковыми и культурными барьерами. Римская империя в период своего расцвета преуспела во включении завоеванных народов в состав империи и ее грозных легионов.
«Более изнурительными и, вероятно, более распространенными являются проблемы, которые преследовали многонациональные силы из Австро-Венгрии, России и Советского Союза. Например, различия в языке, культуре и истории терзали русских военачальников, противостоявших Японской Императорской Армии во время Русско-японской войны 1904-1905 годов. Россия проиграла», – добавил аналитик.
То, что называют «единством усилий», оказывается неуловимым при попытке создать одно острое оружие из нескольких разных национальностей. Достижение результата требует постоянных, кропотливых, терпеливых усилий. Потенциальные основатели европейской армии должны исследовать прошлые многонациональные силы, избегая их худших черт и подражая лучшим. Им следует учиться у истории.
Тогда есть рабочие проблемы «совместимости». Даже сплоченная сила, такая как американские военные, усердно работает в едином темпе из-за непохожих аппаратных средств, тактики и процедур и организационной культуры. Оборудование поставляется от разных производителей обороны. Сухопутные, воздушные и морские силы действуют в разных областях, и, таким образом, наземные солдаты, пилоты и моряки привносят радикально разные предположения в разведку. Даже одна служба в ВМС США подразделяется на наземные, подводные и воздушные сообщества, чьи командиры часто оказываются в тупиках по стратегии, операциям и методам. Отсюда и все те горькие ссоры, которые обрушиваются на Пентагон в условиях стрессов и напряжений войны.
«Теперь умножьте эти проблемы на 28 государств-членов ЕС, которые предоставили бы силы армии ЕС. В отличие от Брюсселя, Вашингтону легче. Деловые люди говорят, что новые продукты могут прийти быстро, дешево или качественно — выберите два из трех. Предположительно, Меркель, Макрон и вся их компания хотят, чтобы европейские силы были хорошими. В противном случае, зачем беспокоиться? И, по-видимому, они хотят выставить его в ближайшее время. В конце концов, наступила эпоха конкуренции великих держав. Если Европе нужна армия, она нужна ей быстро. Следовательно, это предприятие обещает быть дорогим. Если это так, то европейцы должны принять решение щедро инвестировать в свои вооруженные силы после десятилетий скупости. Это цена независимости», – резюмировал он.
Ранее «ПолитРоссия» рассказывала о статье газете Der Tagesspiegel, где говорилось о том, что ЕС нужен общий европейский дом с РФ, а не единая армия.
Автор: Виктор Буткевич
Источник фото: pixabay.com