Итоги первого в истории США аудита Пентагона, давно требуемого Конгрессом, были представлены в четверг вечером. Они показали серьезные недостатки в работе с отчетностью и соответствием внутренних баз данных реальности, но не выявили каких-либо серьезных случаев мошенничества или злоупотреблений. Предлагаю еще раз прочитать предыдущую фразу и посмаковать ее.
Аудиту подверглись активы МО США на $2,7 триллиона. Это был не единый аудит, а 21 операция различных аудиторских групп. Более 1000 аудиторов из независимых компаний и 150 человек из Управления главного инспектора МО США посетили более 600 подразделений МО и проверили более 40 000 документов.
В целом, аудит должен считаться провальным - только 5 из 21 проверки получили "троечку" и еще две были оценены на "четверку". Но чиновники Пентагона заметили, что и не ожидали "пятерок", учитывая размер и масштабы проекта.
"Мы же не ожидали, что пройдем аудит, верно? Все ставили против нас, говорили, что мы даже не решимся на аудит", - сказал заместитель министра обороны Патрик Шанахан.
Официально аудит начался в декабре прошлого года к облегчению давно раздраженных членов Конгресса.
Конгрессмен Мак Торнберри, председатель Комитета по вооруженным силам Палаты представителей, сказал: "Как и ожидалось, аудит выявил ряд вопросов, которые Конгресс и Пентагон должны совместно решать. Мы должны продолжить усилия для реформирования и сделать Пентагон более эффективным и гибким."
Итогом аудита не является некая сумма, показывающая, сколько денег Пентагон может сэкономить или разворовал "найти" с помощью проведенного аудита. Вместо этого результаты в докладе разбиты по группам и отдельным областям, что затрудняет получение общей цифры.
Но кое-какие цифры доступны: сам аудит стоил $413 миллионов. Кроме того, $406 миллионов было потрачено на решение проблем, обнаруженных при аудите, а еще $153 миллиона - на "коррекцию финансовой системы". То есть на "наведение порядка" в закончившемся финансовом году было потрачено $972 миллиона.
Серьезная проблема связана с пониманием, а чем Пентагон владеет в реальности? По компьютерным и бумажным данным что-то есть, а при проверке этого "чего-то", к величайшему удивлению ответственных лиц и аудиторов, на складах не оказывается. Второй серьезной проблемой является состояние сферы IT - и не только вопросы инвентаризации, но и текущее состояние безопасности в этой сфере.
“Самую большую озабоченность вызывает состояние компьютерной безопасности наших систем снабжения", - сказал финансовый инспектор Пентагона Дэвид Норквист.
Многие из этих проблем касаются подрядчиков Министерства обороны:
"Это созданные ими системы. Это склады, которыми они управляют. И мы обнаружили множество их ошибок. Я не знаю, появится ли это в отчете, но это огромная проблема. Будем работать над повышением их ответственности к своим обязанностям", - заявил Норквист.
Но нельзя сказать, что по итогами аудита стали АдЪ и Израиль. Есть и приятные результаты.
Во-первых, претензий по выплате денежного довольствия военным не было - к большому облегчению Норквиста, с учетом огромных сумм, которые ежегодно выделяются на зарплаты.
Во-вторых, МО смогло отчитаться за всю свою основную военную технику, такие как танки и корабли. Их потерять было бы не только неловко, но и опасно.
В-третьих, аудиторы не обнаружили при проверке доказательств мошенничества или злоупотреблений.
"Это не означает, что их не существует – аудиторы старались обращать внимание на самые серьезные нарушения в своих исследованиях, но отсутствие подобного является хорошим признаком", - сказал Норквист.
Были и очень приятные сюрпризы.
Например, на базе ВВС Хилл [ Как раз на той, которая выбрана базой для капитального ремонта и модернизации будущего чудо-бомбера B-21. - мое прим. ] аудиторы заглянули в базу данных и обнаружили 71 неустановленный ракетный двигатель общей стоимостью около $53 миллионов.
"В базе данных они были отмечены как неработоспособные, но проверка на складе показала, что двигатели в отличном состоянии. Вот так, в результате аудита, ВВС удалось сэкономить $53 млн! Вот не было бы аудита, мы бы думали, что эти двигатели требуют ремонта или списания!", - объяснил Норквист.
Ошибки в базах данных нашлись и в отношении физического имущества. Например, по компьютерным данным, на одной военной базе здания были указаны пригодными для использования, а по факту имелись развалины. Наличие подобной важнейшей информации позволяет МО принимать более разумные решения об инвестировании ресурсов.
"Теперь мы сможем всё упорядочить! Я думаю, если вы посмотрите на стоимость аудита, то сможете сказать, что он определенно того стоил!", - заявил Норквист.