Россия последовательно расширяет спутниковую группировку дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), об этом рассказал РИА «Новости» заместитель директора департамента навигационных космических систем Роскосмоса Валерий Заичко. В 2020—2021 годах должен состояться запуск двух спутников «Ресурс-П». А в период с 2022 года по 2025 год на орбиту будут выведены четыре спутника «Ресурс-ПМ», обладающие улучшенными характеристиками.
Правда, два года назад начало запуска модернизированных спутников было запланировано на 2020 год. Но у Роскосмоса с планами всегда происходят именно такие смещения по времени, к этому уже все привыкли.
Расширяется функциональность модифицированного спутника, разработанного в самарском РКЦ «Прогресс», он приобретает статус космического аппарата двойного назначения.
К настоящему моменту на орбите с 500-километровым удалением действуют три спутника «Ресурс-П», запуск которых начался в 2013 году. Они предназначены для обновления карт земной поверхности, получаемая от них информация используется целым рядом министерств и ведомств, занимающихся хозяйственной, природоохранной и спасательной деятельностью. Среди них МЧС, Министерство природных ресурсов, Минсельхоз, Росгидромет, Агентство по рыболовству и т. д. При помощи получаемых фотоснимков можно, например, определять степень зрелости хлебов, выявлять возможные места залежи полезных ископаемых и миграцию рыбных косяков…
Все это делает и «Ресурс-ПМ», но с большей точностью и с более высоким разрешением и охватом картографируемых площадей. Заместитель главного конструктора РКЦ «Прогресс» Лев Шилов, рассказывая об особенностях нового спутника, обратил внимание на то, что он способен обнаруживать запуск ракет и отслеживать их полет. Регистрирующая аппаратура может перенацеливаться с поверхности Земли на космос, для чего «Ресурс-ПМ» будет поворачиваться на 180 градусов. И будет работать в таком положении полтора часа, питаясь от аккумуляторов, поскольку панели солнечных батарей будут повернуты к Солнцу неработающей стороной.
В космосе спутник будет наблюдать за звездами в режиме телескопа, а также изучать удаленные космические объекты и осуществлять мониторинг космического мусора.
Высокодетальная камера сможет обнаружить и получить четкое изображение объектов размером 5 метров на дистанции 2800 км, а широкоугольная камера — фиксировать их на расстоянии 400 км. При картографировании местности разрешение достигает 40 сантиметров.
Министерство обороны помимо каких-то «общенародных» функций спутника, которые могут быть использованы для получения более детальной информации о состоянии местности, где, скажем, будут проводиться учения или еще какие-то мероприятия, интересует прежде всего способность «Ресурса-ПМ» засекать старты ракет по факелу работающего двигателя. Потому что эту важнейшую для обороноспособности страны решает система предупреждения о ракетном нападении (СПРН). В нее входят наземные радиолокационные станции и орбитальная группировка спутников наблюдения.
СПРН предназначена для обнаружения запуска баллистических ракет и вычисления их траекторий с целью получения информации о ядерном нападении. В дежурном режиме система обеспечивает разведку характеристик ракет вероятного противника при поведении испытательных и учебно-тренировочных запусков.
Довольно долго советская СПРН включала в себя только наземную систему РЛС оповещения. И лишь в конце 70-х годов началась разворачиваться орбитальная группировка «Око». К 1987 году были выведены 9 спутников, вращавшихся на высокоэллиптических орбитах, и одного, расположенного на геостационарной, который постоянно находился над территорией США.
Однако «Око» устарело задолго до полного развертывания этой сети спутников. Потому что оно фиксировало лишь запуски МБР с территории США. В то время как американцы сместили центр тяжести своих ядерных сил на морскую составляющую, которую представляют стратегические атомные подводные ракетоносцы.
В 1991 году начала разворачиваться группировка нового поколения «Око-1». От предыдущего варианта она отличалась не только модифицированными спутниками 71Х6 «Прогноз», которые получили возможность определять направление полета стартовавших ракет, но и изменением орбит базирования. 7 спутников должны были размещаться на геостационарных орбитах и 4 на высокоэллиптических. Это позволяло контролировать не только территорию США, но и акваторию Мирового океана.
На модифицированные спутники был установлен солнечный фильтр. Его отсутствие на аппаратах группировки «Око» чуть не стало причиной ядерной войны. Ночью 26 сентября 1983 года на Центральный командный пункт поступил сигнал о запуске с территории США трех МБР. Дежуривший в эту смену подполковник Станислав Петров, проанализировав ситуацию, оценил сигнал как ложный. И не стал передавать «ядерную тревогу» руководству страны. В результате расследования инцидента выяснилось, что спутник среагировал на отраженные от высотных облаков солнечные лучи.
До 2012 года было запущено 8 спутников. Система находилась на боевом дежурстве до апреля 2014 года, когда вышел из строя последний спутник группировки.
Спутниковая группировка СПРН «Око-1» перестала удовлетворять новым вызовам после того, как США в одностороннем порядке вышли из договора по ограничению систем противоракетной обороны. И когда стало известно о сознании системы ЕвроПРО, профильные КБ и НИИ приступили к разработке новой системы, которая получила название Единая Космическая Система обнаружения и боевого управления (ЕКС). Точный состав группировки неизвестен. Предположительно, на различные орбиты будет выведено около десяти спутников различного назначения.
Главную роль играют спутники «Тундра». ЕКС способна обнаруживать запуски ракет различного типа и мощности — от МБР до оперативно-тактических и даже тактических. При этом определяется не только направление полета, но и места, на которые ракеты нацелены. Более того, ЕКС будет давать целеуказание для российских систем ПРО.
Есть и еще одна функция, которая отсутствовала у предыдущих систем СПРН. ЕКС может передавать команды на старты МБР в случае неизбежности ядерной атаки.
Первый спутник после проведения полного цикла наземных испытаний был запланирован к старту в 2014 году. Однако стартовал он осенью 2015 года. Через два года на геоцентрическую орбиту вышел второй спутник.
И на сей раз Роскосмос сорвал все предначертанные грандиозные планы. 4 года назад, в 2014 году, введенный в заблуждение заместитель командующего войсками космического командования Воздушно-космической обороны генерал майор Анатолий Нестечук заявил: «Колоссальными темпами развивается работа по созданию Единой космической системы. Если говорить о конкретных сроках, то в 2015 году спланирован запуск нового космического аппарата системы, я думаю, что орбитальная группировка из 10 космических аппаратов этой системы будет в 2018 году функционировать в полном объеме». Увы, спутников лишь два, и ЕКС работает в сильно усеченном объеме, не имея возможности контролировать все ракетоопасные территории Земного шара. При этом группировка, если можно так назвать пару спутников, пока еще не принята на вооружение, войска ВКС проводят ее летно-конструкторские испытания.
Когда на орбиту будет выведена третья «Тундра», никаких сведений нет. Так что вполне можно предположить, что на ЕКС какое-то время будут работать непрофильные спутники «Ресурс-ПМ». Если, конечно, Роскосмос опять не переместит сроки вправо по временной шкале.
А пока Министерство обороны вынуждено заявлять, что с задачей предупреждения прекрасно справляется наземная составляющая СПРН — сеть РЛС дальнего действия «Воронеж».
Надо сказать, что и в США сейчас тоже происходит создание аналогичной системы, которая называется SBITS. Она заменяет давно устаревшую систему DSP, эксплуатировавшуюся с 1970 года. И здесь также имеет место срыв графиков. Систему SBITS начали разрабатывать в середине 90-х годов. К 2010 году должна была быть развернута вся группировка из шести спутников, расположенных на геостационарных орбитах и четырех на высокоэллиптических. Однако в этом, 2018 году, был запущен только восьмой спутник.
Тем не менее, SBITS уже находится на боевом дежурстве, а ЕКС все еще проходит тестирование.
В заключение необходимо сказать, что мы должны быть благодарны американцам за то, что они заменили старую систему. DSP выдавала громадное количество ложной информации о запусках российских МБР в сторону США. Четыре раза в 1979 и 1980 годах расчеты МБР приводились в полную боевую готовность, а экипажам стратегических бомбардировщиков отдавался приказ включить двигатели. Тогда пронесло…