Заявление представителя российского МИД Андрея Келина вызвало широкий общественный резонанс. По словам дипломата, может возникнуть необходимость «выстраивать оборонительный пояс вблизи Сочи». Такая перспектива реальна в случае вступления Украины и Грузии в Североатлантический альянс. Что же имел в виду Келин?
При словосочетании «оборонительный пояс» представляется что-то вроде «линии Маннергейма» или «линии Сталина». Конечно, появление укрепрайонов в пригороде Сочи придаст колориту курортному Сочи. Но насколько серьезно можно говорить о появлении «Линии Путина» на границе с Грузией и Украиной?
Грузинская армия сама по себе не представляет серьезной опасности для России. Она потерпела поражение за пять дней в 2008 году, а сегодня военный бюджет Грузии усох в три раза. Что касается ВСУ, то время, когда украинских военных можно было гонять по полю на белой «Ниве» ушло безвозвратно. С 2014 года армия Незалежной сделала большой шаг вперед по развитию своей боеспособности. Однако ВС РФ все же сильнее и обладают целым рядом преимуществ, в том числе, «козырным тузом» в виде ядерного арсенала. Кроме того, даже украинский Генштаб не пойдет на военную агрессию против Российской Федерации, имея в тылу нерешенную проблему ополчения Донбасса.
Получается, что сами по себе украинская и грузинская армии не представляют критической опасности для нашей страны. Но что, если с территории Грузии и Украины на нас попрут переброшенные туда натовские дивизии?
С этим тоже все непросто. Самые боеспособные армии в НАТО – американская и турецкая. Турецкая армия сейчас связана сирийской кампанией, также надо учитывать, что ее командный состав обескровлен в результате чистки, устроенной Эрдоганом после неудачной попытки военного переворота. ВС США самые сильные и оснащенные в мире. Но есть большая разница между тем, чтобы «гонять папуасов» и «по-серьезному рубиться» с регулярной российской армией, обладающей сопоставимым вооружением и действующей на своей родной земле. Кстати, на этот случай южные границы нашей страны прикрывает 58-я армия, считающаяся самой боеспособной из всех сухопутных. Интервентов встретят также 8-я и 49-я Гвардейские армии. И даже если по какой-то причине они будут разбиты, например, превосходящим по численности противником, враг столкнется с необходимостью штурмовать крупные населенные пункты. При грамотной обороне мегаполис можно превратить во второй Сталинград, и интервенты испытают все «прелести» войны с русскими за их города.
Стало быть, Грузия и Украина бесполезны для НАТО?
Не совсем так. Теоретически на их территории можно разместить американские ракеты средней и меньшей дальности и системы раннего предупреждения о ракетной атаке. Но в Грузии из-за горного рельефа сделать это будет нецелесообразно, тем паче, что РСЗО «Смерч» либо российские тактические ракеты с территории Абхазии, Южной Осетии и Армении в любой момент могут накрыть эти цели.
Украина в этом плане для НАТО выглядит перспективнее. Ракеты можно поставить под Харьковом и Черниговом. А система предупреждения о ракетном нападении даст американцам преимущество в пару минут, благодаря тому, что их радары смогут спокойно прощупывать Русскую равнину и Западную Сибирь. В этом аспекте сдача Вашингтону Украины под лозунгом «нам нужна вся Украина» выглядит настоящим преступлением. В случае военного конфликта самым верным решением будет нанесение по американской военной инфраструктуре в Незалежной превентивного удара с переходом ее границы, разгромом ВСУ и последующей оккупацией. Вот только теперь это будет стоить России на порядки дороже, чем в 2014 году.