» » » Ученые: американская военная программа может восприниматься как биологическое оружие

14-10-2018, 10:47 | Политика / Оружие и конфликты | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (692)

Эта фотография без указания даты, предоставленная Институтом Бойса Томпсона, показывает листовую кукурузную тлю, использованную в исследовании по изменению сельскохозяйственных культур с помощью вирусов, полученных методом генной инженерии. В статье, опубликованной в четверг, 4 октября 2018 года, в журнале "Science", авторы говорят, что США необходимо предоставить более серьезное обоснование для целей проекта Insect Allies в мирное время, чтобы избежать восприятия его как враждебного в других странах. Другие эксперты выразили обеспокоенность с точки зрения этики и безопасности в отношении исследования, которое стремится передать защитные характеристики культурам, уже растущим в полевых условиях.  Мина Арибал/"АП"

НЬЮ-ЙОРК - Научно-исследовательская структура армии США изучает возможность задействования насекомых, чтобы сделать растения более жизнеспособными посредством изменения их генов. Некоторые эксперты говорят, что эта работа может восприниматься как потенциальное биологическое оружие.

В статье-мнении, опубликованной в четверг в журнале "Science", авторы говорят, что США необходимо предоставить более серьезное обоснование целей их проекта Insect Allies в мирное время, чтобы избежать восприятия как враждебного для других стран. Другие эксперты выразили обеспокоенность в отношении этичности и безопасности исследования, которое стремится передать защитные характеристики растениям, уже растущим в полевых условиях.

Это означало бы отход от существующего широко практикуемого метода генной инженерии семян для таких культур как кукуруза и соя, прежде чем они станут растениями.

Агентство военных исследований говорит, что его целью является защита продовольственных ресурсов страны от таких угроз как засуха, заболевания сельскохозяйственных культур и биотерроризм посредством использования насекомых для инфицирования растений вирусами, защищающими от таких опасностей.

"Продовольственная безопасность - это национальная безопасность", - сказал Блейк Бекстин, который возглавляет 2-летний проект в Агентстве перспективных оборонных научно-исследовательских разработок или DARPA, организации при Министерстве обороны США.

Госдепартамент заявил, что этот проект имеет мирные цели и не нарушает Конвенцию о запрещении применения биологического оружия. Министерство сельского хозяйства США сообщило, что его ученые участвуют в этом исследовании, которое проводится в изолированных лабораториях.

Эта технология может работать различными способами. На первом этапе тли - крошечные жуки, питающиеся посредством высасывания сока из растений - заражали растения вирусом, который временно обеспечивал какую-то характеристику. Но исследователи также пытаются узнать, могут ли вирусы изменить гены растения так, чтобы оно было устойчивым к рискам в течение всей жизни растения.

И тем не менее это исследование вызывает опасения.

"Они говорят о масштабном применении генной инженерии посредством выпуска насекомых", - сказал Грегори Кебник, специалист по этике в Научно-исследовательском институте этики биологических исследований Центр Хэстингса в г. Гаррисон, штат Нью-Йорк, изучавший генные технологии. Он не участвовал в написании статьи для "Science", но сказал, что технология проекта Insect Allies может оказаться вредоносной.

Кебник поставил под сомнение то, насколько можно контролировать вирусы и переносящих их насекомых. "Когда вы говорите об очень небольших организмах - насекомых и микробах - то от них, возможно, нельзя будет избавиться", как только их занесут на фермерские поля, сказал он.

Д-р Дэвид Релман, профессор медицины и микробиологии в Стэнфорде, консультировавший администрацию Обамы по вопросам биологической защиты, но не являющийся участником исследования DARPA, сказал, что этот проект может лить воду на мельницу давних опасений других стран, что враги могут пытаться нанести ущерб их сельскохозяйственным культурам.

Тем не менее Релман сказал, что эта технология может потенциально помочь фермерам бороться с "плохим вирусом растений, распространяющимся по равнинам" или защитить культуры от биотерроризма. Так как насекомые часто распространяют болезни растений, Релман сказал, что агентство DARPA пытается использовать собственную биологию микроорганизмов для "вербовки их как союзников" для распространения защитных характеристик.

Хотя DARPA не является широко известным, но это агентство помогло разработать Интернет, и его задачей является изыскание потенциально стратегических новых технологий. Агентство объявило о проекте Insect Allies в 2016 году.

Гай Ривз, соавтор статьи в журнале "Science" и биолог Института Макса Планка эволюционной биологии в Германии, говорит, что эта технология более целесообразна как оружие - для уничтожения растений - чем как сельскохозяйственный инструмент. В результате, сказал он, DARPA, возможно, посылает тревожный сигнал независимо от своих намерений.

"Речь на самом деле о том, как это воспринимается", - сказал он.

Европейские авторы статьи говорят, что само объявление о программе могло подтолкнуть другие страны к разработке их собственных средств в этой области. Они говорят, что проект также подчеркивает необходимость более широкой дискуссии проблем, вызывающих беспокойство с точки зрения регулирования и этичности разработки таких технологий.

Тодд Кайкен, старший научный сотрудник Университета Северной Каролины, сказал, что он не думает, что военные намереваются атаковать другую страну с помощью насекомых. Но он сказал, что финансирование проекта агентством DARPA выглядит плохо.

"Сам факт, что это военная программа, естественно, вызовет все эти вопросы", - сказал Кайкен, который в прошлом году выразил беспокойство, аналогичное тому, что опубликовано в "Science".

Том Инглсби, профессор экомедицины и экологических технологий в Университете Джонса Хопкинса, сказал, что эта технология разрабатывается специально для защиты растений. Но он признал, что ей можно злоупотреблять.

В опасениях, что новая технология может быть превращена в оружие, нет ничего неожиданного, даже если нет такого намерения, сказал Пол Томпсон, профессор сельского хозяйства и этики в Университете Мичигана, входящий в экспертный совет агентства DARPA.

"Как только вы совершаете такие открытия, вы оказываетесь в новом мире. Это неоднозначное с моральной точки зрения место. Вы задаетесь вопросом - "Может, нам никогда не следует это делать?", сказал он.

Некоторые эксперты ставят под сомнение даже то, являются ли амбициозные цели этого проекта достижимыми.

Энтомолог Университета Северной Каролины Фред Гоулд, являвшийся председателем комиссии Национальной академии наук по генномодифицированным продуктам и не участвующий в исследовании DARPA, сказал, что потребуется идеальное манипулирование слишком большим количеством биологических взаимодействий, так что шансы на получение желаемого результата "весьма близки к нулю".

Это может никогда не дать результата, но Релман сказал, что такова роль DARPA: "изучать новейшую перспективную деятельность", чтобы предвидеть будущие угрозы.

Боренстейн сообщал из Вашингтона.

Отдел здоровья и науки агентства "Ассошиэйтед Пресс" получает поддержку от Научно-просветительского факультета Медицинского института Ховарда Хьюза. "АП" несет единоличную ответственность за все информационные материалы.

Источник: perevodika.ru.