Секретарь Совета нацбезопасности и обороны Украины Александр Турчинов заявил, что вооруженные силы страны планируют провести «серьёзные» учения в этом регионе.
По словам Турчинова, украинское военное командование собирается не только наращивать на Азове присутствие ВМС, но также усилить береговую охрану и «авиационную компоненту».
Всё это, по мнению «кровавого пастора», необходимо делать для «противодействия России».
В начале лета, «москитный флот» Украины на несколько месяцев перекрыл три участка в Азовском море для проведения там артиллерийских и ракетно-зенитных стрельб. Причём одна из закрытых зон начиналась сразу от Мариуполя, продолжаясь восточнее до Новоазовска. То есть речь шла о территории, подконтрольной силам самопровозглашенной ДНР.
Ранее в Верховной Раде Украины заявили, что генштаб Украины планирует открыть на Азове военно-морскую базу.
В свою очередь Россия тоже готовится к возможному нагнетанию ситуации на Азове. В частности, на пленарном заседании Совета Федерации РФ, был принят закон, согласно которому бойцы морской бригады, созданной в составе Росгвардии для охраны Крымского моста, смогут задерживать и доставлять в порт суда-нарушители режима перемещения в Керченском проливе.
Как объяснил суть поправок в закон о войсках национальной гвардии депутат Госдумы Василий Пискарев, теперь росгвардейцы также смогут задерживать в Керченском проливе иностранные суда-нарушители, сопровождать их в порты и производить процессуальное оформление правонарушений.
«Ввиду той напряженной обстановки, которая сохраняется в регионе, такая норма представляется особенно важной», — подчеркнул Пискарёв.
Кстати, действие закона будет распространяться не только на зону охраны, прилегающую к Крымскому мосту, газопроводу и энергомосту под Керченским проливом, но и на другие водные акватории, находящиеся в зоне ответственности войск национальной гвардии.
Россия пока занимает достаточно сдержанную позицию по ситуации в Азовском море. Мы даже сами провели два боевых судна Украины через Керченский пролив. После чего последовали воинственные заявления украинских моряков, о том, что они готовы были стрелять в россиян и смывать их за борт.
Как в дальнейшем может разворачиваться ситуация?
— То, что мы пропустили два ржавых корыта ВМС Украины в Азовское море, не представляет никакой угрозы для России, — считает военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке Виктор Литовкин. — Керченский пролив по действующему с Украиной договору является проливом совместного пользования. Поэтому мы, по идее, не можем не пропускать украинские суда, гражданские они или военные. Но с другой стороны, теперь этот пролив — территориальные воды России.
«СП»: — Если киевский режим и дальше будет наращивать численность своих ВМС в Азовском море, мы так же безучастно будем смотреть на это?
— 5−6 украинских бронекатеров на Азове погоды не сделают, поскольку они заведомо проигрывают нашим быстроходным ракетным кораблям. Если украинцам нравятся «игры в песочнице», пусть проводят в своей части моря какие угодно учения. Запретить мы им не можем, да и опасности для нас эти учения не представляют. Если потребуется, наш флот быстро пустит «незалежные» корыта на дно, хотя жалко засорять Азовское море.
На каждый вопль из Украины, тем более такого человека, как Турчинов, не стоит обращать особого внимания. Кто такой Турчинов? Баптистский пастор, не очень умный, но зато очень воинственный. Это он начал карательную операцию против Донбасса в 2014 году, обещая закончить её в считанные дни. Что-то спустя четыре с половиной года, так и не удалось киевским силовикам подавить Донбасс. Этот Турчинов постоянно сотрясает воздух, рассказывая о некой чудо-ракете, которая так запугает Кремль, что поставит Россию на колени. Прислушиваться к этим глупостям не стоит.
«СП»: — США, хоть и с оговорками, но передали-таки ВСУ противотанковые ракетные комплексы «Джавелин». Недавно они продали Украине списанные, но всё же вполне ещё годные к использованию военные катера. То есть понемногу процесс вооружения украинской армии и флота американским оружием идёт. А если завтра американцы решат продать Украине современный ракетный катер, Россия тоже должна безучастно смотреть, как он заходит в Азовское море?
— Если наше военное руководство сочтёт, что этот корабль или корабли представляют реальную опасность для наших ВМС, то мы просто не пропустим их через Керченский пролив, ссылаясь на то, что это наши территориальные воды. У нас для этого достаточно сил и средств.
«СП»: — Усиление украинских ВМС на Азове не опасно для России, как считается. А для ДНР?
— У республики есть танки и орудия, которые стреляют на дальность сопоставимую с той, на которую могут стрелять украинские катера. По крайней мере, в случае попыток высадки десанта, Донбассу есть чем ответить и даже потопить украинские военные катера. Россия до поры до времени не может принимать участие в боевых действиях на стороне Донбасса ни на суше, ни на море. Но если начнётся широкомасштабная агрессия Украины против донбасских республик, мы не будем смотреть безучастно.
«СП»: — Можно ли предположить, что весь шум вокруг Азовского моря нужен Порошенко для того, чтобы объявить военное положение на Украине и отсрочить президентские выборы, а заодно и в очередной раз на весь мир покричать о российской агрессии?
— Предполагать можно, что угодно. Порошенко, я думаю, заинтересован в обострении ситуации в Азовском море.
Но Россию и так много в чём обвиняли на Западе, так что и политических последствий возможных боестолкновений на Азове бояться не стоит.
Правда, я не уверен, что украинцы открыто рискнут войти в огневой конфликт с российскими ВМС. Своя шкура дороже. Это на камеры можно сколько угодно делать воинственных заявлений. Они, конечно, могут попытаться опять поймать наших рыбаков и потащить в свой порт. Но мы уже учли историю с «Нордом», теперь пограничники охраняют российских рыбаков, насколько я знаю. Кроме того, ещё одна такая провокация Украине будет стоить дорого. Мы тоже можем под разными предлогами начать арестовывать украинские суда.
— Я думаю, Россия должна чётко обозначить перед Украиной, сколько военных судов мы готовы пропустить в Азовское море, — говорит доцент кафедры политологии и социологии РЭУ имени Г. В. Плеханова Александр Перенджиев. — Если Киев не согласится или проигнорирует наше предложение, у нас есть все возможности в одностороннем порядке перекрыть Керченский пролив и пропускать только тех, кого мы считаем нужным. Даже не обязательно топить украинские корабли, достаточно вежливо, но строго перегородить им судоходный канал в проливе.
Конечно, вся эта ситуация удобна для киевских властей в том смысле, что позволяет обвинить Россию в агрессии. Поскольку про Донбасс они могут сколько угодно кричать, что там российские войска, но картинки танков с российскими флагами на «украинской земле» у них нет.
А вот тут можно показать на весь мир видео как «российские агрессоры» воюют с доблестными украинскими посудинами на Азове. Поэтому исключать, что Киев будет провоцировать заведомо проигрышные морские бои нельзя.
«СП»: — И что делать в таком случае России?
— Если украинские ВМС первые откроют огонь, придётся отвечать. Важно будет зафиксировать, что первыми начали стрельбу не мы. Ну, я думаю, после первой же военно-морской стычки у большинства украинских моряков пропадёт желание героически идти на дно. Можно даже не топить корабли, а просто подавлять огневые точки на них. Но это, конечно, видней нашим адмиралам, как вести себя в нештатных ситуациях на море. В любом случае, нашим морякам придётся сохранять выдержку до последнего. Думаю, что такие указания уже даны.
«СП»: — Как скажется милитаризация Азовского моря на ДНР, у которой здесь есть своя береговая линия и территориальные воды?
— Я думаю, что в случае возникновения опасности для ДНР, республике надо продать или подарить пару устаревших, но вполне боеспособных катеров. И не обязательно это должна сделать Россия. Абхазия, например, в весьма хороших отношениях с Донецкой Народной Республикой.