30 сентября 2015 года началась операция российских ВКС в Сирии. В этот день Совет Федерации единогласно одобрил использование Вооруженных сил РФ в Сирийской Арабской Республике, а уже на следующий день – 1 октября – воздушно-космические силы нанесли первые удары по позициям боевиков.
Передовая группа российских специалистов прибыла в Сирию в июне 2015 года. В её состав входило несколько высокопоставленных военных и охрана. Перед ними стояла задача – определить место будущей военной базы. Группа изучала несколько объектов, и после тщательного анализа выбор пал на аэропорт Басиля Аль-Асада в провинции Латакия.
В 1980-е годы здесь был советский объект, откуда велась радиотехническая разведка. Аэропорт был хорошо известен нашим специалистам. Также рядом, в Тартусе, находился пункт материально-технического обеспечения ВМФ России. Это гарантировало быструю доставку грузов и военной техники.
Но у аэропорта Аль-Асада был один серьёзный недостаток. На тот момент он находился достаточно близко к линии фронта. Летом 2015 года столкновения между боевиками и правительственными войсками шли в районах горной Латакии – до аэропорта оттуда было чуть более 30 км. И всё же передовая группа рекомендовала развернуть авиабазу именно в аэропорту. В итоге это предложение было одобрено.
С 8 августа заработал так называемый «Сирийский экспресс». Шесть российских больших десантных кораблей приступили к перевозке техники и грузов. До сентября они более десяти раз выполнили переход между базами Черноморского флота и сирийским портом Тартус. Позже к перевозкам был привлечён и грузовой паром.
7 сентября авиабаза Хмеймим приняла первые самолёты. В этот день в Латакии приземлился тяжёлый военно-транспортный Ан-124 «Руслан», а также пассажирский Ил-62М. На следующий день на базу прибыл ещё один «Руслан».
К моменту открытия «воздушного моста» на авиабазе уже были построены стоянки для техники, самолётов и вертолётов. На аэродроме проложили дополнительные рулёжные дорожки и развернули все необходимые для обеспечения полётов радиоэлектронные системы.
18 сентября на авиабазе Хмеймим начала функционировать собственная система ПВО. В этот день в Сирию прибыли четыре истребителя Су-30СМ. Они и взяли на себя функцию противовоздушной обороны. Машины разместили на стоянке в конце взлётно-посадочной полосы. С этого момента темп переброски авиационной техники многократно возрос.
Уже 21 сентября в Латакии помимо четырёх Су-30СМ было развернуто 12 фронтовых бомбардировщиков Су-24, столько же штурмовиков Су-25, а также четыре новейших многофункциональных бомбардировщика Су-34. К этому времени на авиабазе уже действовала эскадрилья беспилотных летательных аппаратов «Форпост». Для их хранения и обслуживания были построены специальные ангары-тенты.
Всего же изначально в состав авиационной группы ВКС входили 49 самолётов и вертолётов:
- 12 фронтовых бомбардировщиков Су-24М,
- четыре фронтовых бомбардировщика Су-34,
- четыре истребителя Су-30СМ,
- 12 штурмовиков Су-25СМ/УБ,
- 12 боевых вертолётов Ми-24П,
- пять транспортно-боевых вертолётов Ми-8АМТШ.
Группировка была сформирована из экипажей строевых частей ВКС.
Для координации действий авиации, проведения разведки и выдачи целеуказаний были привлечены самолёты дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 и Ту-214Р, а также самолёт радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы Ил-20М1. Вертолёты Ми-24П задействовались для непосредственной поддержки сирийских сухопутных войск.
Наращивание группировки было продолжено в декабре 2015-го, тогда в Латакию прибыли четыре Су-34, четыре новых боевых вертолёта Ми-35М и несколько транспортных Ми-8. В январе 2016 года в Сирию группировка пополнилась четырьмя новейшими многофункциональными истребителями Су-35С.
Основной ударной силой российской авиагруппы являлся модернизированный фронтовой бомбардировщик Су-24М. Он оснащался специальной вычислительной подсистемой СВП-24 «Гефест», которая расширяла возможности самолёта по поиску и уничтожению целей. Помимо Су-24М, Су-25СМ и Су-34 для ударных задач были задействованы многоцелевые истребители Су-35С и Су-30СМ, хотя изначально их главной задачей было воздушное прикрытие ударных самолётов.
Сирийская кампания стала первым боевым применением сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160 и турбовинтовых бомбардировщиков-ракетоносцев семейства Ту-95МС. Также с территории России совершали вылеты дальние бомбардировщики Ту-22М3. Для сопровождения привлекались Су-30СМ и Су-35С, а также модернизированные истребители Су-27СМ3, которые имели две дополнительные точки подвески под консолями крыла.
Тогда мощь «стратегов» поразила Запад, потому что долгое время считалось, что российская авиация не способна воевать вдали от своих границ. Именно благодаря сирийским успехам ВКС было принято решение возобновить производство бомбардировщиков Ту-160 в модернизированном варианте Ту-160М2. Так, в ходе первого боевого вылета, 17 ноября 2015 года, два «Белых лебедя» выпустили в сумме 16 крылатых ракет Х-101. Все они успешно поразили указанные цели, а самолёты благополучно вернулись на российскую авиабазу Энгельс.
Впервые в значительных количествах было задействовано высокоточное оружие, включая авиабомбы со спутниковой коррекцией КАБ-500С, штурмовиками Су-25СМ применялись осколочно-фугасные авиабомбы (ОФАБ) свободного падения. Они использовались для поражения слабо защищённых военных объектов, бронированной и небронированной техники, живой силы.
Для поражения наземных целей Су-24М и Су-34 применяли ракеты с лазерной головкой самонаведения Х-29Л. Использовалась и авиационная управляемая многоцелевая ракета класса «воздух – поверхность», оснащённая полуактивной головкой самонаведения, – Х-25МЛ.
Бомбардировщики Су-34 совершали полёты с новейшими управляемыми противокорабельными ракетами Х-35У, один самолёт этого типа с Х-35У демонстрировался в феврале 2016 года на настенном экране на брифинге Минобороны России для прессы.
В ходе боевых вылетов Ту-160 и Ту-95МС – использовали новейшие крылатые ракеты воздушного базирования Х-101 и Х-555, которые несли во внутрифюзеляжных отсеках. Ту-22М3 применяли свободнопадающие бомбы.
Весной 2016-го в сирийском небе прошло боевое крещение ударных вертолётов армейской авиации – Ми-28Н «Ночной охотник» и Ка-52 «Аллигатор». Сообщалось, что они были оснащены одинаковым набором вооружения – 30-мм автоматической пушкой 2А42, неуправляемыми авиационными ракетами С-8ОФП калибра 80 мм и управляемыми ракетами «Атака» двух типов. Вертолёты применялись при освобождении Пальмиры и Алеппо.
В ноябре 2016-го – январе 2017-го участие в боевых действиях приняла авиагруппа тяжёлого авианесущего крейсера Северного флота «Адмирал Кузнецов». Он совершил дальний поход в Средиземное море, в ходе которого лётчики палубной авиации на истребителях Су-33 и МиГ-29КР/КУБР выполнили 420 боевых вылетов, в том числе 117 ночных, поразили 1252 объекта террористов. Также в составе авиакрыла корабля были вертолёты Ка-27ПЛ, Ка-27ПС и Ка-29.
В ходе этого похода были также испытаны морские вертолёты Ка-52К "Катран", и впервые применялся новый вертолёт радиолокационного дозора Ка-31СВ, другое обозначение – Ка-35.
Сенсацией стало появление в небе Сирии самолёта пятого поколения Су-57. По словам министра обороны РФ, два таких истребителя успешно выполнили двухдневную программу испытаний в боевых условиях.
«Для оценки в боевой обстановке заявленных возможностей разрабатываемой военной техники в феврале 2018 года были проведены практические пуски перспективных крылатых ракет оперативно-тактического назначения с самолёта пятого поколения Су-57», – пояснил позже Сергей Шойгу.
С сентября 2017 года в Арабской Республике успешно применялся истребитель МиГ-29СМТ. «Полученный в Сирии опыт будет учтён в эксплуатации данных самолётов, а также внедрён в рамках разработки новых авиационных комплексов марки «МиГ», в том числе МиГ-35», – отмечал генконструктор Объединённой авиастроительной корпорации Сергей Коротков.
Снабжение группировки осуществляли тяжёлые военно-транспортные самолёты Ил-76 и Ан-124. Всего за всю операцию воздушным транспортом было выполнено 2785 рейсов.
За время операции ВКС России выполнили 39 тыс. боевых вылетов. Интенсивность применения боевой авиации превышала 100 и более самолётовылетов в сутки, 20 ноября 2015 года зафиксировано максимальное количество – 139 вылетов. Также было произведено 66 ударов крылатыми ракетами воздушного базирования.