Российские и американские войска находятся в Сирии одновременно, но стараются избегать прямого столкновения. Очень метко кто-то назвал взаимодействие авиации США и ВКС РФ в сирийском небе «ритуальными парными танцами». Не секрет, что обе стороны пристально наблюдают за действиями противоположной и делают соответствующие выводы, о чем мы
рассказывали ранее.
Недавнее событие дало повод вновь поговорить о возможностях воздушных сил конкурирующих сторон. В сети Интернет появилось изображение американского истребителя-невидимки F-22 в небе над Сирией, который не только оказался видимым, но и взят на прицел пилотом российского истребителя Су-35С. От того, чтобы разлететься на куски, «Раптор» отделяло только нажатие на пуск ракеты класса «воздух-воздух». Возникает два закономерных вопроса: не фейк ли это, и если не фейк, то как так вышло, что хваленый и невероятно дорогой «американец» F-22 так бездарно подставился под возможный удар «россиянина»?
За океаном отреагировали достаточно нервно, представитель пресс-службы Министерства обороны США так прокомментировал скриншот:
Россия проводит концентрированную кампанию дезинформации в Сирии, чтобы сеять путаницу и подрывать усилия США и союзников
Пентагон явно предпочел бы свести вопрос к «путинской пропаганде». Однако провокационную картинку показали отнюдь не на федеральном телеканале, а в узкоспециализированном блоге fighter_bomber, где «тусуются» люди, некоторым образом причастные к российской военной авиации. Можно предположить, что скриншот утек в Сеть по частным каналам. Поэтому мы будем исходить из допущения, что событие имело место быть.
Что же позволило российскому истребителю поколения 4++ в условиях, максимально приближенных к реальным боевым действиям между нашими странами, взять на прицел один из самых дорогих в мире самолетов F-22? (Для справки, по данным Минобороны США, по состоянию на 2010 год стоимость одного «Раптора» для бюджета составляла почти 412 миллионов долларов.) Специалисты поясняют: несмотря на то, что F-22 – это действительно хороший самолет, он имеет свои «ахиллесовы пяты», обусловленные именно его чудовищной стоимостью.
Во-первых, разработчикам пришлось сэкономить на системах нашлемного целеуказания. Из-за этого американским пилотам приходится постоянно крутить головой, чтобы банально успевать взглядом за русскими истребителями. Однако по понятным причинам эффективность таких действий невысока, на что жалуются военные летчики США:
Они все время то исчезают куда-то из поля зрения, то неожиданно появляются
Во-вторых, «Раптор» сильно проигрывает в маневренности истребителям ВКС РФ. Остается надеяться на «невидимость». Но и она весьма условная. В полной мере она работает лишь, когда самолеты идут навстречу друг другу. В других проекциях преимущество стелс-технологий «Раптора» не является столь очевидным. При этом против радарной невидимости «американца» есть весьма эффективное средство – оптико-локационная система (ОЛС), которая состоит на вооружении российских войск. ОЛС функционирует в двух диапазонах, позволяет одновременно держать до четырех объектов, при этом не создает излучения, которое позволило бы «Раптору» понять, что он обнаружен и взят на прицел. Судя по всему, российский самолет смог перехватить F-22 с помощью системы ОЛС-35. Самое интересное, что на сверхдорогом «Рапторе» аналогичной системы нет. Причина – необходимость на чем-то сэкономить, чтобы влезть в бюджет.
Получается, что сегодня Су-35С способен переигрывать американский F-22, цена которого в несколько раз его превышает. Тогда стоит ли удивляться, что США ввели санкции в отношении завода-производителя нашего истребителя, а также начали создавать препоны Китаю в приобретении Су-35С?