Туманное молчание Еревана
Более 100 случаев нарушения режима прекращения огня за последнюю неделю было зафиксировано на линии соприкосновения вооруженных сил Нагорно-Карабахской республики (НКР) и Азербайджана. Об этом говорится в распространенном в понедельник сообщении пресс-службы Армии обороны НКР. В нем указывается, что азербайджанская сторона обстреливала карабахские позиции на различных участках, применяя разнообразное оружие. Тревогу Степанакерта вызывает интенсификация полетов азербайджанских беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) и самолетов вдоль границы.
Два года назад Абхазия и Южная Осетия жаловались на полеты грузинских беспилотников и на нарушение воздушных рубежей. Несколько раз аппараты сбивались. Чем в конце концов все обернулось – хорошо известно. Теперь предвестники войны стали появляться над Карабахом. По словам пресс-секретаря Армии обороны НКР Сенора Асратяна, БПЛА, совершающие облеты зоны безопасности – территорий вокруг Арцаха (самоназвание НКР. – «НГ»), израильского производства и принадлежат азербайджанской армии – собственно, такого рода полеты в регионе совершать больше некому. Их пока не сбивают, не желая дополнительно усугублять напряженную ситуацию.
То, что ситуация накалена как, пожалуй, никогда со дня прекращения боевых действий, корреспондунту «НГ» подтвердили знакомые жители Степанакерта. «Фактически с 19 июня, когда ценой жизни нескольких наших солдат была пресечена крупная азербайджанская диверсия, мы живем в тревожном ожидании. Внешних каких-то признаков нет, но напряженность – в воздухе», – заявил «НГ» житель карабахской столицы, не понаслышке знающий о войне.
Не добавили спокойствия ни в НКР, ни в самой Армении сообщения о продаже Россией Азербайджану дивизионов зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) С-300 ПМУ-2 «Фаворит». Власти взяли закономерную паузу – сообщения о сделке то опровергаются официальными российскими структурами, то подтверждаются «конфиденциальными источниками». Дефицит официальных заявлений армянской стороны был восполнен высказываниями местных политологов и экспертов.
Так, председатель Союза политологов Амаяк Ованисян заявил, что России надо бы вспомнить, что «невозможно дружить на двух фронтах одновременно». «Если российские источники говорят, что Азербайджану продается оборонительная система и Армении не о чем беспокоиться, то почему сама Москва противится развертыванию ПРО США в Восточной Европе?! Армения ведь в военном отношении очень уязвима, у нас нет глубины тыла и возникает угроза уничтожения всего народа», – полагает Ованисян.
Не снизило накала страстей в армянском обществе и сообщение о том, что в ходе визита президента РФ Дмитрия Медведева в Ереван в этом месяце в договор об условиях дислокации в Армении российской военной базы может быть внесено важнейшее изменение: «Российская военная база на территории Армении кроме осуществления функций по защите интересов России обеспечивает совместно с вооруженными силами Армении безопасность этой республики; для достижения указанных целей Россия осуществляет содействие в обеспечении Армении современным и совместимым вооружением, военной (специальной) техникой». В Управлении информации и по связям с общественностью Министерства обороны Армении подтвердили «НГ» существование этого проекта. «Поправки в договоре коснутся и сроков дислокации – 49 лет с автоматической пролонгацией на 5 лет, если одна из сторон не захочет прекратить действие договора, о чем должна будет уведомить партнера не позднее, чем за полгода до истечения очередного срока действия договора», – сообщил «НГ» собеседник.
Представитель комиссии по внешним связям оппозиционного Армянского национального конгресса (АНК) Владимир Карапетян заявил журналистам, что «больше волнуют конкретные действия и позиция России в последнее время», нежели поправки, которые могут быть и не внесены в договор по российской военной базе: озабоченность вызывает то, что президент РФ поддержал заявление, содержащее требование передать Азербайджану прилегающие к НКР территории; настораживает его обещание Анкаре держать ее в курсе по переговорам по карабахскому вопросу – общеизвестно, что Турция является заинтересованной стороной».
Некоторые эксперты указывают на то, что при возобновлении военных действий в НКР помощи от России можно будет не дождаться, поскольку речь в договоре о российской военной базе идет лишь о безопасности Армении, тогда как НКР с «благословения» Еревана позиционирует себя независимым государством.
Пока армянская общественность при молчании властей завела диспуты с предположениями, чего можно ждать от России в условиях ежедневно обостряющегося положения вокруг НКР, Баку сформулировал условия диалога со Степанакертом. С учетом осложнившейся ситуации заявление заместителя председателя Милли Меджлиса (парламента) по обороне и безопасности Айдына Мирзазаде можно расценить как ультиматум: официальный Баку готов провести серьезные переговоры с руководителями армянской общины Карабаха и достичь взаимоустраивающих результатов, если Армения выведет войска с оккупированных территорий.
У Степанакерта свое видение ситуации. Как заявил президент НКР Бако Саакян, предложения в ходе переговоров должны быть равноценные. «Если нам предлагают мир, то и мы в ответ можем предложить мир, но не территории, свободу, независимость... Азербайджанская сторона должна крепко усвоить, что возвращение к советскому положению невозможно – Нагорный Карабах независим, не откажется от этого даже в самой мизерной степени и готов отстоять свободу любой ценой», – сказал карабахский лидер. Источник: ng.ru.
Рейтинг публикации:
|