С 1 по 8 сентября в Средиземном море пройдут масштабные учения группировки ВМФ и ВКС России. Об этом 30 августа заявили в Минобороны РФ.
«В мероприятии примут участие корабли Северного, Балтийского, Черноморского флотов и Каспийской флотилии, самолеты дальней, военно-транспортной и морской авиации», — отметили в военном ведомстве.
Список кораблей выглядит внушительно: ракетный крейсер «Маршал Устинов», большой противолодочный корабль «Североморск», сторожевые корабли «Пытливый», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров», фрегат «Адмирал Григорович», малые ракетные корабли «Град Свияжск», «Великий Устюг», «Вышний Волочек». Кроме того, группировка усилена подводными лодками Б-268 «Великий Новгород» и Б-271 «Колпино». Для ее снабжения в Средиземное море направлен большой морской танкер Черноморского флота «Иван Бубнов».
«В международном воздушном пространстве учебные задачи отработают около 30 самолетов, в том числе стратегические ракетоносцы Ту-160, противолодочные самолёты Ту-142МК и Ил-38, истребители Су-33 и самолёты Су-30СМ морской авиации», — уточнили в Минобороны.
Официальная версия — в ходе учений будет отработан комплекс задач по противовоздушной и противоподводно-диверсионной обороне.
Заметим: Москва объявила об учениях на фоне сообщений о готовящемся ударе США по Сирии. По мнению американских чиновников, сирийская армия собирается вернуть под свой контроль территории на севере провинции Идлиб. Для этого войска Башара Асада якобы могут применить химоружие, и в этом случае США ответят военными действиями. Об этом 23 августа на встрече с секретарем Совбеза Николаем Патрушевым заявил советник Дональда Трампа по национальной безопасности Джон Болтон, сообщило агентство Bloomberg.
Двумя днями позже официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков заявил о провокации, которую якобы готовят боевики в провинции Идлиб.
Для этих целей, по словам Конашенкова, в город Джиср Эш-Шугур доставлены восемь емкостей с хлором. После они были перевезены в деревню Халлюз. В этот район также прибыла «специальная группа подготовленных боевиков», которые должны будут «имитировать спасение пострадавших от химоружия». Отмечается, что боевики прошли «обучение по обращению с отравляющими веществами под руководством специалистов британской частной военной компании „Олива“».
«Реализация при активном участии британских спецслужб данной провокации должна будет послужить очередным поводом для нанесения США, Великобританией и Францией ракетно-авиационного удара по государственным и экономическим объектам Сирии», — уверены российские военные.
Игорь Конашенков добавил, что косвенным подтверждением подготовки США и их союзниками «очередного акта агрессии» в Сирии служит прибытие в Персидский залив эсминца Sullivans с 56 крылатыми ракетами на борту и бомбардировщика В-1 В ВВС США с 24 крылатыми ракетами «воздух-поверхность» на авиабазу «Эль-Удейд» в Катаре.
Ранее сообщалось, что Болтон предупредил Патрушева: Вашингтон готов «ответить еще более серьезными военными действиями» по сравнению с теми, что были предприняты ранее, если сирийские власти применят химическое оружие.
Чего добиваются США, предотвратит ли Россия удар по Сирии?
— Встреча Болтона и Патрушева действительно привела к прямым угрозам со стороны США в адрес России, — отмечает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. — Эти угрозы формально направлены против Сирии: если режим Асада осуществит применение химического оружия, американцы нанесут удар. Но дело тут в том, что и мы, и США прекрасно знаем, что сирийский режим не будет использовать химоружие. Что «применение» химоружия будет на самом деле имитацией.
Американцы намеренно используют эту ситуацию как предлог для нанесения ракетных ударов. Ведь формально нельзя просто так наносить удары по территории суверенного государства.
Поэтому суть ультиматума Болтона выглядит так: если вы будете наступать на Идлиб, там будет провокация с использованием химоружия, после чего США нанесут удар.
«СП»: — Мы будем учитывать этот ультиматум?
— Нам не надо паниковать каждый раз, когда американцы пытаются по Сирии или кому-то еще нанести удар. В конце концов, удар крылатыми ракетами — это комариный укус.
Ну, сколько ракет выпустят США — 100 или 200? На деле, такие удары не смогут остановить наступление сирийской армии. Попасть крылатыми ракетами по движущимся войскам совершенно невозможно. Единственное, что американцы могут — нанести удары по аэродромам и правительственным зданиям. Но в Сирии и так все разрушено. А аэродромы? Ну, улетят самолеты — американцы разбомбят аэродромы. Потом аэродромы починят, и самолеты вернутся.
Возможно, у сирийцев будут какие-то потери, но они не смогут изменить ход войны. Надо помнить, что во Вьетнаме американцы скинули десятки тысяч бомб — бомбили военные базы, административные здания, объекты инфраструктуры. И все равно ничего не смогли сделать.
«СП»: — В Сирии присутствуют российские военные специалисты. Почему, тем не менее, США не боятся наносить удары?
— Мы сами так поставили дело. Мол, в Сирии мы не режим защищаем, а боремся с международным терроризмом. Заняв такую позицию, мы изначально сняли с себя ответственность за безопасность Сирии. А теперь — после того, как американцы нанесли несколько ударов — мы уже ничего переиграть не можем.
«СП»: — Насколько велик риск столкновения с американцами в Сирии на поле боя, это несет угрозу большого конфликта?
— Ситуация в Сирии действительно напоминает Вьетнам, где, напомню, также были наши инструкторы и летчики. Фактически, советские военнослужащие участвовали в боях с американцами во Вьетнаме. И никакой ядерной войны из-за этого не случилось, хотя мы сбивали американские самолеты — того же Джона Маккейна.
Повторюсь, паника тут ни к чему. Но наши действия по сдерживанию необходимы. США, если их не останавливать, могут перейти к кампании постоянных воздушных ударов по Сирии. В этом случае они не станут ограничиваться крылатыми ракетами, а начнут авиацией бомбить позиции сирийской армии. И тогда баланс сил может поменяться — не в пользу сирийского правительства.
Чтобы этого не случилось, нам нужно всячески демонстрировать: если, не дай бог, США кого-то из наших военнослужащих заденут — то получат ответный удар. Это будет вносить неопределенность в планы американцев. Им придется проявлять осторожность, и не наносить удары спонтанно, без предварительных консультаций с нами.
«СП»: — Какие возможности сдерживания у нашей корабельной группировки возле Сирии?
— Значительные. На крейсере «Маршал Устинов», например, стоит система «Форт» — это С-300 морского базирования. Плюс, имеются противокорабельные ракеты, что дает нам преимущество перед американским флотом. У того же «Устинова» противокорабельный ракетный комплекс «Вулкан» с дальностью до 1000 километров — у ВМС США и близко такого нет. Плюс имеются новые «Калибры» — дальность этих ракет вообще засекречена. Говорят, даже экспортный вариант имеет дальность 300 км — у американцев «Гарпун» бьет максимум на 250 км.
Это значит, мы можем держать американские корабли на приличной дистанции. Тягаться с нами в открытом бою они не могут: по авиации силы равны, а по ракетам мы выигрываем. В такой ситуации американцы сделают все, чтобы нас не задеть. Их это очень серьезно сдерживает.
Поэтому учения, объявленные Минобороны России — очень правильное решение. К Сирии нужно стянуть максимум кораблей, развернуть высокую боевую активность, и одновременно начать наступление на Идлиб. В этом случае, даже если США сымитируют химическую атаку и нанесут ракетные удары с Красного моря, это будет чисто символическим действием, в котором немного смысла с военной точки зрения.