Планы Вашингтона по установлению контроля над Сирией окончательно потерпели полный крах. За семь с лишним лет гражданской войны в этой ближневосточной стране ситуация изменилась кардинально. Теперь судьбу Сирии будут решать Россия, а также Иран и Турция. На это у трех стран есть все основания – они обладают собственными политическими и экономическими интересами в Сирии.
Сейчас правительственные войска Сирии не контролируют лишь одну провинцию – Идлиб, которую Дамаск планирует подчинить уже в самое ближайшее время. В отличие от России и Турции, у США и стран Западной Европы нет собственных вооруженных подразделений в провинции Идлиб, что практически сводит шансы влияния на ситуацию к нулю. Ведь без военного присутствия решать какие-то стратегические задачи в этом регионе не представляется возможным.
Понимая это, Запад все больше начинает походить в своем поведении на обиженного ребенка. Так, когда турецкий президент Реджеп Эрдоган предложил провести 7 сентября переговоры в Стамбуле, представители Германии и Франции заявили, что пока не готовы участвовать в них. Судя по всему, в Евросоюзе до сих пор не хотят смириться с тем, что именно Москва играет важнейшую роль в прекращении вооруженного противостояния в Сирии. Но и каких-либо силовых возможностей изменить ситуацию у европейцев сейчас нет, вся надежда – на американских партнеров, хотя и те довольно ограничены в выборе средств.
Единственное, к чему могут сейчас прибегнуть США и НАТО – очередные провокации на сирийской территории. Возможно, что Вашингтон будет использовать привычную тактику – сначала нанесет ракетно-бомбовые удары по каким-либо населенным пунктам, а затем заявит, что там осуществлялось производство химического оружия. Так американцы привыкли действовать в Ираке, в Ливии, такую тактику уже неоднократно применяли и на сирийской территории.
В то же время, в Вашингтоне прекрасно понимают, что без поддержки Анкары действовать в Сирии будет очень сложно. Ведь именно Турция является ключевым членом НАТО в Восточном Средиземноморье и имеет сухопутные границы с Сирией. С другой стороны, сейчас Реджеп Эрдоган настроен против политики США. Ведь администрация Дональда Трампа дошла до того, что ввела санкции против Турции – союзника по Североатлантическому альянсу. Естественно, что Эрдогана такое решение американцев серьезно разгневало.
Таким образом, сейчас США и Европе придется всеми силами восстанавливать треснувшие отношения с Турцией. В противном случае к обустройству послевоенной Сирии никто американцев и европейцев уже не допустит – в Москве, Тегеране и Анкаре продемонстрировали способность договариваться между собой, особенно когда дело касается столь важного вопроса как стабилизация обстановки на Ближнем Востоке.