Вице-премьер Юрий Борисов в рамках церемонии открытия международного военно-технического форума «Армия-2018» заявил о разрабатываемом стране проекте самолета вертикального взлета и посадки.
Заместитель премьер-министра отметил, что разработка принципиально нового летательного аппарата была включена в ГПВ на 2018-2027-е годы, причем по поручению верховного главнокомандующего. В настоящий момент специалисты отечественных предприятий ОПК занимаются проектированием концептуальных моделей и созданием прототипов. По словам Борисова, один из них через семь-десять лет выйдет в серийное производство.
Концепция СВВП также привлекала и советских военных. В 60-х СССР разработал свой первый самолет вертикального взлета и посадки Як-36, который стал базой для серийных палубных штурмовиков Як-38, коих в Советском Союзе было выпущено 230. В 80-х советское руководство готовилось представить новое поколение СВВП – сверхзвуковой Як-141. Самолет совершил посадку на палубу авианосца и даже был показан на британском авиасалоне Фарнборо, но из-за распада СССР проект был свернут. Однако многие военные эксперты уверены, что Россия еще вернется к этому проекту.
Например, капитан 1 ранга запаса Василий Алексеевич Дандыкин отметил в интервью корреспондентам портала «ПолитРоссия», что разработка нового самолета не может не учитывать технические особенности Як-141.
«Скорее всего, при разработке проекта учитывали Як-141, который был создан на закате Советского Союза и который стал первым в мире палубным сверхзвуковым истребителем вертикального взлета и посадки. Американцы, кстати, его во многом скопировали», – заявил он, имея в виду знаменитый Як-201, который США реализовали в своем F-35).
Эксперт считает, что разработка такого аппарата говорит о том, что Россия не откажется от перспективного проекта «Шторм». Более того, новых самолет позволит открыть целое семейство авианесущих кораблей.
«Он сможет базироваться на кораблях меньшего водоизмещения, на то он и нужен вертикальный взлет и посадка. Его можно будет брать на новые УДК. Вертолет, конечно, – хорошая машина, но он не способен в должной мере выполнить задачи истребителя. Судя по всему, этот самолет будет рассматриваться как промежуточный вариант, который будет использоваться для работы как по кораблям, так и по береговым целям. Это очень важный момент, и он уже рассматривался. Но если такое указание дано, значит, процесс создания не будет долгим», – резюмировал специалист.