Российское вспомогательное судно «Лепсе», являющееся плавучим атомным могильником, на один шаг приблизилось к полному демонтажу. По словам официальных лиц, радиоактивные стержни начнут извлекать из облученных трюмов уже в следующем месяце.
Подпись к изображению: «Лепсе» в доке на судоремонтном заводе «Нерпа»
Судно, которое техники осторожно разделали на судоремонтной верфи «Нерпа» близ Мурманска, использовалось для дозаправки российских атомных ледоколов в море. Эта работа и превратила его в конечном итоге в один из самых опасных радиоактивных объектов в мире. С момента выхода «на пенсию», оно превратилось в своеобразный символ загрязнения северо-запада России ядерными отходами холодной войны.
Извлечение отработанного топлива из судна, включая несколько поврежденных сборок, является одной из самых сложных операций по атомной очистке, которые когда-либо проводились в России. Когда она будет завершена в 2020 году, это станет кульминацией десятилетней высокотехнологичной подготовки, оплаченной миллионами долларов, поступивших из почти десятка западных стран, часто в условиях непростых политических отношений.
Новый этап утилизации «Лепсе» также является еще одним шагом на пути ликвидации военно-морского и гражданского атомного мусора на северо-западе России. Почти год назад первые контейнеры с отработанным топливом, копившиеся 50 лет в бухте Андреева, были вывезены на хранение.
За долгие годы своей карьеры, «Лепсе» накопил в своих трюмах 639 отработанных ядерных топливных сборок, многие из которых остались после дозаправки главного советского атомного ледокола «Ленин» в период между 1965 и 1967 годами. Большая часть этих топливных стержней повреждена и не подлежит извлечению с помощью обычных средств.
Анатолий Григорьев, возглавляющий международные технические проекты в российской корпорации по атомной энергии «Росатом», заявил на прошлой неделе, что техники начнут извлекать некоторые из стержней уже в конце сентября – долгожданное событие, которое потребует использования роботизированных устройств, тысячи технических специалистов и строительства небольшого городка противорадиационных укрытий вокруг корпуса судна.
«Лепсе» был принят в эксплуатацию задолго но наступления атомной эры. В 1934 году он начал свою трудовую биографию в качестве украинского грузового корабля. В 1961 году судно было переведено на атомную службу. В 1988 судно было выведено из эксплуатации и пришвартовано в атомном ледокольном порту «Атомфлота», где ему довелось простоять более 20 лет. Все это время радиоактивный груз находился всего в четырех километрах от центральной части Мурманска, города с населением около 300 тысяч человек.
В сентябре 2012 года лодка была наконец отбуксирована с базы «Атомфлота» на судоверфь «Нерпа», и произошло это после более чем десятилетних напряженных переговоров с участием российского правительства и финансовых институтов, в первую очередь, Европейского банка реконструкции и развития, с целью мобилизовать средства для его безопасной утилизации.
Однако, неприятности на этом не закончились. Как только «Лепсе» достиг пункта назначения, 84-летнее судно попало в транспортную пробку и было брошено в воде до 2014 года, когда в условиях плохой погоды и густого тумана оно, наконец, было пришвартовано.
В своем выступлении Григорьев заявил, что рабочие должны извлечь шесть топливных сборок из трюма «Лепсе» к концу следующего месяца. В основном это будет сделано с помощью роботизированных устройств, которые были специально разработаны для выполнения этой задачи.
После того как корабль наконец был доставлен в сухой док «Нерпы», он был разрезан на секции, которые технические специалисты называют «контейнерами». Эти контейнеры включают пять секций корабля: кормовую секцию, которая считается относительно незагрязненной; секцию с резервуарами для жидких радиоактивных отходов, помещение для двигателя и бойлера, а также две носовые секции, одна из которых и содержит печально известные 639 отработанных ядерных топливных сборок.
Когда судно извлекалось из воды на специальный стапель, носовые секции, вместе с боковыми, были полностью закрыты с целью обеспечения контроля за состоянием отработанных топливных сборок внутри. Кроме того, судно было оснащено системами связи и вентиляции, а также оборудованием для обнаружения следов газа, чтобы обеспечить безопасность 5 тысяч специалистов, работавших над демонтажем.
В 1994 году судно и те опасности, которые оно представляло для Мурманска, привлекли внимание общественных организаций, которые мобилизовали средства Европейского Союза для транспортировки судна из мурманской гавани и его безопасного демонтажа.
Однако, попав на судоверфь «Нерпа», судно столкнулось с новыми осложнениями. «Росатом» и Министерство обороны оказались в конфликте по поводу судьбы атомной подводной лодки «Ленинский комсомол», первой в Советском Союзе, которая занимала причал, предназначенный для «Лепсе».
Эти трудности были, наконец, урегулированы два года назад, и «Лепсе» был осторожно перенесен из воды в сухой док. Подлодку «Ленинский комсомол», которая уже была разрезана на три части, снова сварили и превратили в музейный экспонат.