До вторжения в Ирак в 2003 году сухопутные войска США постоянно уделяли большое внимание боевой подготовке и обладали явным преимуществом перед Россией и Китаем. Однако, с тех пор переориентация на борьбу с повстанцами и партизанами привела к значительному ухудшению боевых навыков. Что еще более важно, Соединенные Штаты потеряли целое десятилетие, которое можно было посвятить модернизации, реорганизации и укреплению своих вооруженных сил. Военное превосходство над Россией и Китаем, которым когда-то обладала Америка, разрушено. Если не произойдут кардинальные перемены, США могут вскоре отстать от потенциальных противников. К счастью, есть средство, способное исправить ситуацию.
На днях заместитель начальника штаба Армии США генерал Дэниел Эллин заявил, что лишь три из пятидесяти восьми бригад сухопутных войск США достаточно подготовлены к развертыванию для выполнения боевых задач, возложив вину за это положение на сокращение военных расходов. Однако, за неспособностью армии поддерживать боеспособность стоит вовсе не нехватка денег. Скорее, причиной является устаревшая структура, сохранившаяся со времен второй мировой войны. К счастью, современное мышление и новая организация сухопутных войск может изменить эту тенденцию, причем без увеличения бюджета.
Всего четыре года назад тогдашний начальник штаба Армии США генерал Рэй Одиерно говорил, что в Соединенных Штатах имеется только две обученных армейских бригады, и также объяснял отсутствие должной подготовки сокращением бюджета. Как тогда, так и сейчас, Армия США с ее годовым бюджетом в 148 миллиардов долларов отнюдь не страдает от нехватки средств.
Эта цифра превышает суммарный военный бюджет России, Германии и Японии. Поэтому, сокращение расходов вовсе не является причиной недостаточной подготовки американской армии. Все дело в том, как расходуются деньги и как организован род войск. Россия и Китай в свое время поняли меняющийся характер войны и отказались от структуры, сформированной еще в годы Второй мировой войны. В результате их армии стали значительно более эффективными.
Начиная с 2010 года, сухопутные войска России начали ликвидировать структуру дивизий, которая использовалась со времен Сталинградской битвы, и переходить на более мелкие подразделения, обладающие повышенной боевой мощью. Анализ российской военной реформы в профессиональном журнале Infantry в прошлом году показал, что в Восточной Европе Россия использует новую гибридную войну, которая характеризуется высокой степенью интеграции и синхронизации, и, как следствие, исключительно эффективна.
Новые российские батальоны являются «высокоинтегрированными, чрезвычайно мощными и исключительно мобильными», поясняют авторы. Они состоят из «танковой группы, трех групп мотопехоты, противотанковой группы, двух-трех артиллерийских батарей (самоходные пушки и многоствольная пусковая ракетная установка), а также двух противовоздушных батарей». Китайские наземные войска, аналогичным образом, также реформировали свои подразделения и обновили свою военную доктрину.
Народно-освободительная Армия Китая (НОАК) начала реорганизацию своих основных боевых формирований более десяти лет назад, чтобы извлечь пользу из достижений в области военных технологий. Они отошли от концепции многочисленных пехотных подразделений в пользу бронированных мобильных общевойсковых формирований. Как и русские, они практически устранили дивизионную структуру, предпочитая более мелкие боевые группы, обладающие повышенной огневой мощью и живучестью.
Министерство обороны США трезво оценивает опасные потенциальные последствия этих тенденций. За последние годы военное превосходство над Россией и Китаем, которым когда-то обладала Америка, было разрушено. Если не произойдут кардинальные перемены, США могут вскоре отстать от потенциальных противников. К счастью, есть средство, способное исправить ситуацию.
В 2015 году Законом о национальной обороне была учреждена Национальная комиссия по развитию сухопутных войск, которой было поручено к 2016 году провести оценку численности и структуры будущей армии. Одна из основных рекомендаций заключалась в том, что «Конгресс должен потребовать от министра обороны разработки проекта альтернативной структуры сухопутных войск, включая разведывательно-ударные группы». Создание разведывательно-ударных групп (РУГ) является элементом широкомасштабной модели преобразования армии, разработанной отставным полковником сухопутных войск США Дугласом Макгрегором.
РУГ – боевое подразделение численностью 6 тысяч человек, оснащенное всеми видами вооружений, которое «призвано возглавить изменения за счет использования новых, но проверенных технологий в условиях объединенных интегрированных боевых операций», – говорится в онлайн-брифинге Макгрегора. Комиссия по делам вооруженных сил Сената США приняла рекомендацию комиссии по развитию сухопутных войск, а закон о национальной обороне 2017 года предусматривает создание специального отдела РУГ для моделирования и оценки эффективности новой структуры.
РУГ организована как комплексная тактическая единица, которая совмещает возможности маневра, удара, разведки и слежения, а также тылового обеспечения. В отличие от нынешних армейских формирований, РУГ – это автономная структура, представляющая собой общевойсковую мобильную боевую группу под командованием бригадного генерала, обладающую значительной ударной силой и большей живучестью, чем нынешние подразделения.
Русские и китайцы уже начали двигаться в направлении такой реформы. РУГ, укомплектованная хорошо обученными американскими солдатами, под командованием высококвалифицированных офицеров, имеет потенциал восстановления прежнего бесспорного глобального превосходства сухопутных войск США.
Несомненно, что сокращение военных расходов в ближайшее время не будет отменено, и в любом случае, американская армия не получит тех дополнительных денег, которых она требует. Если Соединенные Штаты хотят иметь больше нынешних двух-трех боеспособных бригад, пора уделить серьезное внимание масштабной военной реформе и созданию РУГ.