В ночь на четверг, 28 июня, американские самолеты отработали действия в случае ядерного удара. Сигнал о пуске ядерных ракет перехватили радиолюбители. «Шторм» разбирался, как работает американская и российская системы «последнего удара».
Репетиция
В ночь на 28 июня американская авиация поднялась по учебной тревоге. Необычные передвижения военных самолетов отметили пользователи социальных сетей. Споттеры — любители, изучающие самолеты, — смогли обнаружить маршруты передвижения техники. Знаменитый «самолет Судного дня», президентский борт для экстренных ситуаций, поднялся в воздух с базы Берксдейл в Луизиане. Бомбардировщик В-52 (позывной Doom-61) пролетел более 150 миль и вернулся на базу. Еще один самолет этого типа (позывной Doom-62) взлетел с базы Юджин в Орегоне. До воды самолет не долетел, развернувшись у побережья.
Также споттеры заметили передвижения двух самолетов-«невидимок» B-2 с позывными Tiger 11 и Tiger 12. Бомбардировщики описали над Атлантическим побережьем 200-мильную дугу и пропали с радаров — возможно, отключили устройства слежения, транспондеры.
Напугало американских граждан не это. После того как самолеты поднялись в воздух, радиолюбители перехватили специальный код, переданный с земли. Код передавали в свойственных для военных манере — с использованием фонетического латинского алфавита (где A — это Alpha , B — Bravo и т.д.). По данным издания The Drive, это не просто код, а сигнал «Судного дня» (Emergency Action Messages, EAM, англ. Сообщение о чрезвычайной ситуации), приказ, после которого ракетоносители США атакуют агрессора.
По данным издания, после получения этого кода бомбардировщики, подводные лодки и наземные расчеты приведут пусковые установки в боевую готовность. Сигнал передается во всех доступных диапазонах, именно поэтому его удалось перехватить радиолюбителям. После EAM, если ранее не была объявлена учебная тревога, ракеты уходят на цель. Один бомбардировщик В-52 может за раз выпустить до 20 крылатых ракет с термоядерными боеголовками AGM-86B.
Последний удар
Согласно данным Bloomberg, опубликовавшим подробный материал о работе противоракетной системы США в связи с северокорейским кризисом, американской армии необходимо 22 минуты, чтобы сбить летящую межконтинентальную ракету.
Благодаря спутникам, наблюдающим за вероятными противниками, уже меньше чем через минуту американские военные узнают о запуске баллистической ракеты. Сигнал об этом поступит на пульт управления авиабазы Шрайвер в штате Колорадо. После этого база должна запросить данные у радаров, расположенных близко к месту запуска. В случае с Северной Кореей это системы SPY-1 на борту американских кораблей и TRY-2 на территории Корейского полуострова. Как только ракета будет обнаружена и зафиксирована, навстречу ей будет запущена антиракета.
После этого в зависимости от ситуации в воздух поднимутся самолеты, несущие ядерные боеголовки. Если в случае с Северной Кореей американское командование ожидает одну-две ракеты, то сценарий противостояния с Россией гораздо сложнее. В случае массового удара по территории Соединенных Штатов самолеты будут подняты в небо одновременно с сигналом о приближающихся ракетах. Следующий сценарий нам известен: В-2 и В-52 выпустят ракеты вместе с подводными лодками и подземными шахтами.
Отдельное внимание в США уделяется выживанию руководящего состава: президента и его администрации. Для выживания первых лиц в конце прошлого века на территории страны были построены четыре подземных командных центра, которые смогут защитить президента (и 17 должностных лиц в списке преемников) от последствий удара.
Сценарий варианта перехвата ракетыСкриншот: © Daily Storm
«Мертвая рука»
В России (и СССР) к последствиям ядерного удара подошли немного иначе. План по спасению первых лиц засекречен, однако для нанесения ответного удара это не важно. В случае полного уничтожения руководства страны Российская армия сможет ответить ударом и без отдельной команды. Особенно выигрышно такая стратегия смотрится с учетом доктрины «обезглавливающего удара» США.
Система «Периметр» была разработана в начале 80-х годов и в 1985 году заступила на боевое дежурство. Под контролем автономной системы запуска сейчас находятся тысячи ядерных боеголовок, которые поднимутся в воздух при массовой ядерной бомбардировке. Для контроля над ситуацией «Периметр» подключен к большому количеству датчиков, которые самостоятельно отслеживают сейсмическую активность, температуру воздуха, давление, радиационный фон и источники электромагнитного и ионизирующего излучения. Данные с этих датчиков помогут системе, оставшейся без управления, определить, куда был нанесен удар. Обнаружив подобную активность, «Периметр» отправляет сигнал опасности в Генеральный штаб Минобороны России. Если система не получила ответ, то «машина Судного дня» придет в режим боевой готовности. После чего «по проводам» пойдет второй сигнал — к системе управления стратегическими ракетами.
Если после этого «Периметр» не получит никаких указаний от руководства, то автономная контрольно-командная система на основе искусственного интеллекта сама решит, нужно ли наносить удар.
Военные заявляют, что нет никакой возможности отключить или уничтожить «Периметр». Если основные линии коммуникации будут повреждены или заблокированы, то система запустит специальные командные ракеты, которые передадут «последний сигнал» уцелевшим пусковым шахтам и подводным лодкам. В ответ они выпустят ядерный боекомплект уже без участия верховного военного командования.
Отключить систему могут только в Москве, на добровольных началах. Подобный жест был сделан после заключения Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений. Летом 1995 года Россия сняла «Периметр» с боевого дежурства. Через 16 лет в ответ на расширение присутствия НАТО в Восточной Европе Москва вновь вернула «Мертвую руку» в строй.
Помимо «Периметра» у России, как и у США, есть все составляющие ядерной триады: самолеты, подводные лодки и наземные комплексы, несущие ядерные заряды. В случае локального удара все компоненты поднимутся по боевой тревоге и направятся к месту запуска боеголовок по вероятному противнику.
И никого не стало
По словам военного аналитика Михаила Тимошенко, российская система реагирования на ядерный удар в принципе похожа на учения, проходившие в США. «Также будут подняты силы ядерной триады: самолеты Ту-160, подводные лодки, подвижные наземные системы. После этого руководство примет решение об ответных действиях», — объясняет эксперт.
Система «Периметр» также может быть запущена в рамках этой реакции, но планировалась она как «последний аргумент». «После запуска «Мертвой руки», возможно, как в том анекдоте — не будет не только Америки, но и половины земного шара», — предупреждает эксперт. Он отмечает, что в целом вопрос — кто победит — довольно умозрительный. «Не выиграет никто», — резюмирует он.
С ним согласен военный эксперт Виктор Литовкин. «Представьте — на одном стадионе играет сборная Бразилии, сама с собой. На другом — сборная Венесуэлы. Кто из них лучше играет? Не поймешь, пока они не встретятся», — проводит аналогию эксперт. По его словам, у каждой из стран, обладающих ядерным оружием, есть свой сценарий развития событий. Например, в российской военной доктрине указано, что Москва может применить ядерное оружие в ответ на аналогичный шаг со стороны противника. «Достаточно ли будет одного удара, чтобы прекратить войну? Этого тоже никто не знает», — указывает Литовкин. Он подчеркивает, что бессмысленно думать, кто кого — США или Россия. «Погибнут все», — заключает он.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1789
Рейтинг поста: