Приходят вести об американской военно-морской пенсионной реформе: ВМС США рассматривают продление срока эксплуатации надводных кораблей аж на 13 лет. То есть многие корабли могут "выйти на пенсию" в довольно солидном возрасте - 53 года.
Но более важной является проблема модернизации боевых систем. Модернизация основных "бойцов" ВМС - крейсеров и эсминцев - невероятно затратна, поскольку для установки новых систем требуется не только удалить всю старую "начинку", но и "вписать" в габариты новую.
Замена несколько лет назад БИУС "Иджис" на последнюю версию (Baseline 9) на крейсере "Нормандия" обошлась ВМС США в $188 млн. Возможности и функции этой версии просто ошеломляют, но не менее ошеломляющей будет стоимость модернизации всех остальных крейсеров и эсминцев ВМС - это обойдется налогоплательщикам в миллиарды долларов.
WTF? - задается вопросом автор статьи. Почему самые современные корабли на планете так быстро устаревают? Как можно сделать флот передовым надолго, не разоряя при этом национальный бюджет? Да и можно ли вообще?
Капитан Марк Вандрофф, нынешний руководитель подразделения Военно-Морского центра надводной войны и бывший менеджер программы создания эсминцев "Арли Берк", понимает эту проблему лучше большинства. На этой неделе на симпозиуме Американского общества инженеров ВМС Вандрофф рассказал, почему так трудно модернизировать имеющиеся корабли и какие проекты кораблей планируются в будущем:
"Универсальность. Именно это требование мы исторически не ценили. И не ценили его по очень веской причине: нам было наплевать, это не считалось важным. В 70-80-х годах мы не понимали, насколько быстро будут меняться технологии.
Да, мы не понимали этого. Нашими главными задачами являлись живучесть корабля и максимально эффективное использование его внутреннего пространства. Поэтому мы старались максимально забить имеющееся пространство полезной аппаратурой и вооружением. Вот почему у вас сегодня есть DDG-51 [ Первый эсминец типа «Арли Бёрк» - мое прим. ]. И их трудно модернизировать именно из-за второй озвученной задачи. Но мы решили проблему максимально эффективно использовать все свободное пространство, потому что тогда это было главным требованием.
Сейчас, когда мы рассматриваем требования к будущим кораблям, приоритетным требованием является универсальность. Придется искать некий баланс, потому что мы не можем просто выбросить имеющиеся корабли. Либо мы откажемся от некоторых стандартов живучести, чтобы получить больше свободного места, либо придется как-то модернизировать новые системы по габаритам, чтобы "вписать" их в имеющееся пространство. Все это создаст новый набор требований во многих областях, на которых и будет основываться будущее проектирование конструкций кораблей.
Вы можете обвинить проектировщиков кораблей 80-х годов в неспособности предвидеть будущее. Но они делали то, что им сказали сделать. Сегодня же нам нужна универсальность, мы вынуждены ее ценить, и, я думаю, вы сами увидите, как будет изменяться концепция разработки новых кораблей.”