Для дальней авиации воздушно-космических сил России создаются ракеты новых типов, предназначенные для решения различных боевых задач. Кроме того, стало известно о планах по модернизации и возвращении в строй одной из старых крылатых ракет. По результатам предстоящей модернизации некоторое количество оставшихся ракет сможет вернуться в арсеналы и достойно завершить свою «карьеру». Ремонту и обновлению подвергнутся ракеты «воздух-поверхность» типа Х-22.
Следует напомнить, что ракетный комплекс К-22 с ракетой Х-22 был принят на вооружение в начале семидесятых годов и предназначался для использования с бомбардировщиками нескольких типов. В частности, до начала двухтысячных годов именно изделия Х-22 являлись основой боекомплекта самолетов Ту-22М3. Однако в исходном виде такие ракеты не были лишены недостатков разного рода, а кроме того, подходили к концу сроки эксплуатации. Согласно разным сообщениям прошлых лет, в течение двухтысячных годов Х-22 фактически снимались с эксплуатации, и немногочисленные оставшиеся изделия отправлялись на хранение. На тот момент восстановление технической готовности или усовершенствование ракет не предусматривались.
Теперь речь идет о возвращении такого оружия в строй. Причем до возобновления эксплуатации ракеты должны будут пройти определенную модернизацию, направленную на повышение основных характеристик и боевого потенциала. О подобных планах министерства обороны стало известно несколько дней назад.
15 мая издание «Известия», ссылаясь на неназванные источники в военном ведомстве, огласило некоторые подробности предложенного проекта. В частности, были опубликованы подходы к грядущей модернизации, некоторые подробности этих работ, сроки и стоимость, а также ожидаемые результаты.
В рамках нового проекта планируется снять с хранения 32 оставшиеся крылатые ракеты типа Х-22 и отправить их на модернизацию. Переделка изделий займет около трех лет и обойдется примерно в 300 миллионов рублей. После прохождения всех необходимых процедур ракеты вернутся на склады частей дальней авиации и смогут вновь использоваться по своему прямому назначению.
По данным «Известий», предложенная модернизация предусматривает почти полную перестройку бортовой аппаратуры ракеты с применением современной элементной базы. Следствием этого станет рост основных характеристик и получение новых возможностей, отсутствовавших ранее. Издание пишет, что по своим качествам модернизированная Х-22 сможет сравниться с новейшей ракетой Х-32, не так давно принятой на вооружение.
Иные технические подробности проекта пока не публиковались, хотя «Известия» и привели некоторые оценки и предположения. Тем не менее, предложенные прогнозы о методах модернизации и их последствиях могут не соответствовать реальному положению дел и фактическим перспективам проекта.
Согласно опубликованным данным, уже в 2021-22 годах дальняя авиация воздушно-космических сил получит более трех десятков обновленных ракет с новыми возможностями. Таким образом, после длительного перерыва одно из главных вооружений самолетов Ту-22М3 вернется в строй и покажет более высокие характеристики.
***Ракетный комплекс К-22 с ракетой Х-22 «Буря» разрабатывался в дубнинском МКБ «Радуга» при участии ряда других организаций. В соответствии с техническим заданием, конструкторы должны были создать крылатую ракету большой дальности, способную нести обычную или специальную боевую часть. Ракеты следовало комплектовать инерциальной навигационной системой, а также пассивной или активной радиолокационной головкой самонаведения. Разные принципы поиска целей и наведения на них реализовывались в нескольких модификациях ракеты.
Изделие оснащалось жидкостным ракетным двигателем С5.44, использующим топливо ТГ-02 и окислитель АК-27И. В баках на борту ракеты помещалось чуть более 3 т горючего и свыше 1 т окислителя. При помощи имеющегося двигателя ракета, в зависимости от модификации, могла развивать скорость до М=4,5 и подниматься на высоту более 20-22 км. Дальность стрельбы, в зависимости от скорости и высоты носителя при пуске, достигала 500-600 км.
Ракеты семейства Х-22 отличались достаточно большими габаритами и массой. Длина изделия достигала 11,7 м при диаметре корпуса 0,9 м и размахе крыла 3,2 м. Стартовый вес – не менее 5,6-5,7 т. Из-за больших габаритов ракета могла перевозиться только на внешней подвеске или в полуутопленном виде под грузоотсеком.
Ракета могла нести как ядерный, так и обычный заряд. Специальный боеприпас для Х-22 мог иметь мощность до 1 Мт. Альтернативой ему был фугасно-кумулятивный заряд массой 1 т с 630 кг взрывчатого вещества. Использование таких зарядов позволяло применять ракету против наземных и надводных объектов. При этом имелась возможность как уничтожения одиночных целей, так и стрельбы по крупной площадной цели.
Ракеты Х-22 разных модификаций применялись с рядом самолетов-носителей. Аппаратуру для их транспортировки и применения имели бомбардировщики Ту-22К, Ту-95К-22, Ту-22М и т.д. Со временем круг носителей такого оружия сократился. К моменту завершения эксплуатации ракет в строю оставались только самолеты Ту-22М3. Все прочие носители «Бури» давно закончили свою службу.
***Почти все технические подробности нового проекта модернизации пока остаются неизвестными. Однако доступные сведения о комплексе К-22 позволяют представить, в каких именно доработках нуждаются оставшиеся в наличии ракеты. Известно, что в ходе испытаний и эксплуатации этого оружия ВВС сталкивались с заметными проблемами, сказывавшимися как на удобстве применения, так и на результатах стрельб. Все эти проблемы стали едва ли не главной причиной для отказа от эксплуатации Х-22.
Одна из главных сложностей эксплуатационного характера была связана с применением едких и токсичных компонентов топлива. Технический состав во время заправки ракеты должен был использовать комплект средств защиты, а также следить за возможными утечками. Конструкция баков не позволяла долго держать ракету заправленной. После истечения заданного времени топливо следовало сливать, а баки промывать нейтрализующим раствором. Также внедрялась ампульная заправка баков, которая, однако, тоже имела определенные ограничения. В итоге личный состав авиационных частей сталкивался с серьезными проблемами, которые негативно сказывались на боевом потенциале ударных самолетов.
Достаточно быстро произошло устаревание систем самонаведения. Имеющиеся радиолокационные ГСН с определенного времени перестали показывать требуемые характеристики. Так, система пассивного типа могла потерять цель при отключении ею излучателей, а активная ГСН работала только на одной частоте, что упрощало ее подавление при помощи помех.
Известные сведения о проблемах крылатой ракеты Х-22 позволяют представить, какие именно доработки конструкции и аппаратуры требуются для возвращения подобного оружия в строй. Кроме того, сообщение «Известий» о новой элементной базе могут быть весьма прозрачным намеком на способы и результаты запланированной модернизации.
Очевидно, что в кардинальном обновлении нуждается радиоэлектронная «начинка» существующей ракеты. Оружие давно нуждается в более совершенных средствах поиска целей и управления полетом. Судя по доступной информации, имеющиеся Х-22 действительно лишатся давно устаревшей аппаратуры, вместо которой установят современные устройства. Информацию о получении характеристик на уровне новейшей Х-32 можно трактовать как намек на унификацию двух ракет. Нельзя исключать, что ракета Х-32, являясь глубокой модернизацией существующей Х-22, может стать источником комплектующих и систем для модернизации предшественника.
По известным данным, в рамках проекта Х-32 конструкторам удалось существенно увеличить дальность стрельбы. В отличие от Х-22, новая ракета способна поразить цель на дистанциях до 1000 км. Такие задачи были решены как при помощи современного двигателя с повышенными характеристиками, так и за счет новых профилей полета. Изменение типовых траекторий полета также может использоваться для прорыва ПРО противника.
Получат ли модернизированные ракеты Х-22 новые двигатели – судить сложно. Как следствие, максимальная дальность полета этих изделий может остаться на прежнем уровне. В то же время, новые системы управления могут позволить получить некоторый прирост основных летных характеристик.
Из предположения об унификации двух ракет можно сделать некоторые прогнозы в отношении носителей подобного вооружения. В последние годы реализуется проект модернизации строевых самолетов по проекту Ту-22М3М, среди прочего, подразумевающий обеспечение совместимости с ракетой Х-32. Вероятно, обновленные самолеты смогут применять и модернизированное изделие Х-22.
Весьма любопытной выглядит информация о количестве ракет, подлежащих модернизации. Согласно «Известиям», на складах дальней авиации осталось всего 32 ракеты Х-22, пригодные для обновления. Производство новых ракет, естественно, не планируется. Таким образом, по результатам предлагаемой модернизации ВКС получат весьма ограниченное количество ракет, пусть даже и с улучшенными характеристиками.
По всей видимости, планы по модернизации имеющихся Х-22 прямо связаны с программой производства новейших Х-32, принятых на вооружение в 2016 году. Производство совершенно новых ракет с одновременным обновлением уже существующих изделий позволит армии в те же сроки получить большее количество авиационных средств поражения. По ряду характеристик улучшенные Х-22 могут уступать полностью новым Х-32, но и в этом случае будет наблюдаться существенный рост ударного потенциала дальней авиации. Кроме того, модернизация, как всегда, позволит сэкономить на производстве тех или иных компонентов, что удешевит перевооружение в целом.
В последние годы российское министерство обороны использует особый подход к обновлению материальной части, техники и вооружений армии. Заказываются совершенно новые образцы, а параллельно осуществляется модернизация уже имеющихся в наличии. Согласно последним сообщениям, список модернизируемых изделий в скором будущем пополнится крылатой ракетой большой дальности Х-22. Такое оружие достаточно давно было выведено из эксплуатации, но вскоре должно вернуться на службу. Благодаря этому давно устаревшие ракеты смогут завершить свой жизненный цикл с максимальной пользой – не на разделке, а на полигоне или у реальной цели.
По материалам сайтов:
https://iz.ru/
http://rg.ru/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://testpilot.ru/