Пожалуй, одним из самых засекреченных и поистине поражающих воображение образцов российского оружия является противоракета ближнего перехвата 53Т6. Этот образец ракетного вооружения входит в состав Московской системы ПРО А-135. Тактико-технические характеристики ПР долгое время являлись одной из самых охраняемых тайн Советского Союза. Впрочем, и сегодня остаются вопросы.
Что можно почерпнуть из открытой прессы и Интернета об этом оружии?
Из анализа открытых источников можно прийти к выводу, что прямым предком 53Т6 (на Западе имеют обозначение SH-08, ABM-3 Gazelle) является высокоскоростная зенитная ракета/противоракета ПРС-1 (5Я26), которая разрабатывалась для противоракетно-противосамолетной системы С-225 в качестве средства перехвата ближнего эшелона (дальний эшелон перехвата должны были составить зенитные ракеты/противоракеты В-825, или 5Я27). С-225 изначально предназначалась для системы ПВО страны, но ее высокие тактико-технические характеристики заставили американцев поднять шум. Они заявили, что эта система является попыткой Советского Союза создать мобильную систему ПРО, которая была запрещена Договором по ПРО от 1972 года. В результате в 1973 году было принято решение прекратить разработку этой системы. РЛС обнаружения целей, размещенная на автомобильном шасси, была перебазирована на Камчатку.
К этому времени в СССР начались концептуальные проработки по созданию системы ПРО Москвы второго поколения под обозначением А-135. Было решено продолжать разработку ПРС-1 для А-135 в качестве средства ближнего перехвата. Программа получила обозначение 53Т6 (фото www.vko.ru).
Надо сразу сказать, что создание противоракеты в виде ПРС-1 шло одновременно с работами в США по созданию системы ПРО «Сейфгард», где создавалась близкая по характеристикам противоракета ближнего перехвата «Спринт». Американский аналог был значительно меньше по размерам (длина 8,2 м, диаметр 1,37 м, стартовая масса 3400 кг, внешний вид – заостренный куб), твердотопливный ракетный двигатель сообщал ракете, оснащенной ядерной боеголовкой мощностью 1 кт, скорость до 3-4 км/с и перегрузки до 140 g, дальность перехвата составляла 50 км, высота 15-30 км.
Но эти данные вряд ли были известны советским разработчикам. Противоракета 53Т6 разрабатывалась в ОКБ «Новатор» (Свердловск) под управлением Льва Вениаминовича Люльева. Надо сказать, что ранее это ОКБ базировалось во Львове (Украинская ССР), и предположительно в конце 60-х было перемещено в Свердловск, поближе к машиностроительному заводу им. Калинина (ПО «Свердловский машиностроительный завод им. М. Калинина»), который и должен был заняться серийным производством противоракет.
Параллельно ОКБ «Новатор» занималось созданием зенитной ракетной системы С-300В, обладающей ограниченными противоракетными возможностями. Ракета этого комплекса 9М82, обладающая стартовой массой 4600 кг и скоростью 2400 м/с, не могла быть конкурентом значительно более мощной противоракеты 53Т6.
Как пишет в форуме novosti-kosmonavtiki.ru пользователь под ником «лягушонка», «Впервые в мире была создана ракета с осевой перегрузкой более 100 единиц, необходимой для перехвата головок БР в ближней зоне поражения. На вид сложнейшее изделие представляет собой чистый конус, управляемый с помощью команд, изменяющих вектор тяги путём впрыска газа из камеры сгорания в закритическую область сопла. Бортовая ЭВМ отсутствует. В двигателе П.Ф.Зубца используется уникальное твёрдое смесевое топливо с огромным удельным импульсом. Корпуса созданы из высокопрочных сталей и волокнистых намоточных композиционных материалов с прочноскреплёнными коническими зарядами специфической формы. Уникальная бортовая аппаратура, обладающая радиационной стойкостью, вписана в крайне ограниченные вес и габариты ПР. И много там его ещё уникального. Красная Империя, русские мозги. При создании аналогичной противоракеты «Спринт» американцы, встретившись с непреодолимыми (для них) трудностями, оставили проект до лучших времён после нескольких неудачных пусков».
Действительно, судя по всему, летные характеристики 53Т6
являются уникальными. Ничего подобного в мире нет. По сообщениям СМИ, ракета по массе и размерам значительно превосходит американский «Спринт». Обладая длиной 10 м, диаметром более 1 м и стартовой массой 10 т, оснащенная ядерной боеголовкой мощностью 10 кт, противоракета способна разогнаться до скорости 5,5 км/с всего за 3 с, испытывая при этом перегрузки более 100 g. Высоту 30 км противоракета достигает всего за 5 с небольшим секунд. Фантастическая скорость! Дальность перехвата составляет 80-100 км, высота перехвата 15-30 км (на фото, размещенном в военных форумах, вы видите предположительный момент пуска противоракеты).
Для того, чтобы достичь минимального времени реакции на обстрел баллистических целей, прорвавших дальний эшелон перехвата, надо было создать шахтные пусковые установки (ШПУ) с крышками, отлетающими за доли секунды после получения команды на пуск. По утверждению очевидцев испытаний, скорость изделия настолько огромна, что невозможно увидеть ракету при выходе из ШПУ и уследить за ней в момент полета. В камерах сгорания двигателей происходит не горение, а управляемый взрыв (в американском «Спринте» работа двигателей также продолжается всего 2,5 секунды, и за это ничтожное время тяга ТТРД доходит до 460 т). Считается, что взрывная тяга ТТРД 53Т6 может достигать 1000 т, после чего головная часть противоракеты отделяется от основной ступени.
В том же форуме пишут, что «в декабре 1971 коллективу КБ общего машиностроения В.П. Бармина была поручена разработка эскизного проекта ШПУ для противоракеты ближнего перехвата. Уже при знакомстве с ТЗ нам стало ясно, что противоракета так сильно отличается от привычной для нас МБР, что многое придётся начинать с нуля. Основными требованиями к разработке ШПУ ПР ближнего перехвата были: - обеспечение выхода стартующей ПР из шахты в течение одной секунды после получения команды на пуск. Это осуществлялось благодаря высокой тяговооруженности ракеты, во много раз превосходящей тяговооруженность МБР аналогичного класса. - обеспечение раскрытия защитного устройства (крыши) шахты, имеющего значительную массу, за доли секунды, и выдачи сигнала об этом в систему управления пуском ПР. - создание системы температурно-влажностного режима в стволе шахты для обеспечения длительного хранения ПР с ТТ зарядами.
ПР Люльева должна была вылетать из шахты, как пуля. За одну секунду крышка должна была раскрыться, автоматика, получив сигнал о раскрытии крыши, обеспечить прохождение сигнала на пуск ПР, двигатель должен был запуститься и ракета взлететь. С такими скоростями при разработке ШПУ для МБР мы не сталкивались. Если "стратегов" вполне устраивало раскрытие крыши сначала за минуты, а потом за несколько секунд, то для противоракетчиков мы должны были буквально стрелять многотонной крышей. Проработав многие варианты защитных устройств, в т.ч., откатного, отбрасываемого и раздвижного, мы остановились на раздвижном.
В 1980 г. началось строительство ШПУ под Москвой. В 1982 - монтаж оборудования. К 1985 г. всё было завершено».
Как пишут в других источниках, скорость отстрела крышки ШПУ составляет 0,4 секунды.
В настоящее время, как сообщают СМИ, из системы А-135, прикрывающей Московский промышленный район, изъяты противоракеты дальнего перехвата 51Т6 (А-925), и, таким образом, противоракеты ближнего перехвата 53Т6 остались единственным средством ПРО Москвы. Но и их служба не вечна...
Известно, что серийное производство противоракет обоих типов было прекращено в 1992-93 годах. По советским стандартам, срок службы ракет подобного типа ограничено сроком 10 лет. Отсутствие планов по модернизации системы А-135 вынудило командование ВКО продлить срок их службы. В 1999, 2002 и 2006 году были проведены летные испытания противоракет (53Т6, 51Т6 и снова 53Т6 соответственно) на определение возможности продления срока эксплуатации. Противоракеты испытывались без требований поразить баллистическую мишень. По результатам стрельб было решено снять с вооружения 51Т6, а 53Т6 жизнь «продлили» еще на 2,5 года. Какое решение будет принято в 2008 году?
Тем не менее, раздаются голоса тех, кто склонен радикально продлить срок эксплуатации 53Т6, возможно, и посредством возобновления их серийного производства. В этой связи пишут о существовании новой модификации 53Т6М, что, впрочем, не более чем слухи.
В ракету, по словам Главкома РВСН В.Яковлева, заложен «определенный технический и научный задел, который можно будет рассматривать на дальнюю перспективу». Действительно, по ряду параметров (скорости полета, величины кинетической энергии и времени реакции) 53Т6 не имеет аналогов в мире. Не молчали и создатели системы А-135. Генеральный конструктор А-135 Анатолий Басистов заявлял, что «система показала значительные запасы по всем параметрам». «Скоростные противоракеты Люльева 53Т6 могут осуществлять поражение баллистических целей на дальностях в 2,5 раза больших и на высотах в 3 раза больших, чем мы сейчас их аттестовали. Система готова выполнить задачи и по поражению низковысотных спутников, и другие боевые задачи», - утверждал главный разработчик системы ПРО, и эти слова много раз были процитированы в военных сайтах.
Значит ли это, что противоракета, достигающая высоты 30 км за 5 секунд, за счет наличия огромной кинетической энергии может быть использована и для поражения низкоорбитальных спутников, в первую очередь космических средств американской системы GPS, используемой, кроме всего прочего, для повышения точности наведения американских баллистических и крылатых ракет?
К чему приводит одна опечатка
В сайте www.russianforces.org, где была помещена информация об испытании 5 декабря 2006 года противоракеты 53Т6 системы А-135 с полигона Сары-Шаган (Казахстан), посетители стали вычислять скорость русской противоракеты. Поводом арифметических упражнений стала неверная перепечатка с российских источников. Один из них пишет, что «читал об этом известии в переводе на испанский, где было сказано, что 53Т6 достигает высоты 39 км за 5 секунд». Пошли вычисления, в результате чего западные эксперты пришли к выводу, что «Газель» обладает скоростью порядка 8 км/с, испытывая перегрузки до 200 g. «Эта противоракета обладает выдающимися характеристиками, ее скорость на 30% превышает скорость американской противоракеты «Спринт», пишут удивленные специалисты. А все дело в том, что переводчик испанского информационного агентства перепутал на клавиатуре своего компьютера цифры 9 и 0, которые, как известно, располагаются рядом. В русском оригинале высота не 39, а 30 км, и достигает ее противоракета не за 5 секунд, а чуть более чем 5 секунд, после чего происходит подрыв противоракеты.
Леонид Николаев.
www.militaryparitet.com
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Автор немного не в теме...
С-225 ... в 1973 году было принято решение прекратить разработку этой системы. РЛС обнаружения целей, размещенная на автомобильном шасси, была перебазирована на Камчатку.
С-225 (1-й и 2-й опытные образцы) на Балхаше продолжала стрелять до середины 1980-х годов и как раз в целях отработки ПР 53Т6 для системы А-135.
РЛС наведения системы С-225 Азов ни на каком автомобильном шасси поместиться бы не смогла - это весьма солидное изделие высотой под десяток метров, стоящее на фундаменте. Разобранная на контейнеры, она могла транспортироваться на нескольких автомобилях и самолете вроде АН-124. Кроме самого громоздкого антенного поста, остальные средства размещались в фургонах, транспортируемых тягачами.
На Камчатку в 1975 году, после полной отработки на Балхаше, был переправлен радиолокационный измерительный комплекс 5К17, сделанный на основе 2-го ОО С-225 с исключением стрельбовой части. Он составил основу полигона Кура, регистрируя параметры полета боевых блоков МБР. Проработал до 2006 года!
А по поводу ПРС-1: на испытаниях упоминались "перегрузки в 300 единиц"...
РЛС "Азов" на Камчатке"