Замдиректора института США и Канады Павел Золотарев считает, что основная причина увеличения срока призыва связана в первую очередь с усложнением техники, которая поступает в войска.
«По мере того, как растет сложность современных систем вооружений, даже тех, с которыми должен работать солдат— танк, БТР, мы видим, что идет насыщение (сложной техникой). Очевидно, что за год человек не может (все это) освоить»,— сказал Золотарев.
Возвращение без истерик
Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко в свою очередь отметил, что готовиться к возвращению двухлетнего срока службы нужно уже сейчас.
«Если те усилия, те мероприятия, которые сегодня проводятся, нам подскажут, что все-таки двухгодичный либо полуторагодичный срок службы на каком-то этапе станет неизбежным, исходя из целого ряда комплексов и критериев, очевидно, надо уже сегодня спокойно, без истерик подойти к этому вопросу, потому что надо его осмыслить и представить какие-то экспертные оценки для властных структур, по необходимости, скажем, тех или иных мероприятий в данном отношении»,— сказал Коротченко.
Виноваты популисты
Главный редактор Moscow Defense Brief Константин Макиенко в свою очередь отметил, что на прошедших в начале лета крупномасштабных учениях «Восток-2010», где впервые были задействованы призывники, призванные на год, офицеры в один голос говорили, что один год— это слишком мало для подготовки хорошего бойца.
«Проблема призыва, конечно же, остается последствием такого популистского шага, как переход на один год срочной службы»,— отметил Макиенко.
Призыв могут и уменьшить до полугода.
В то же время два крупнейших военных эксперта, участвовавших в обсуждении, не согласились с тем, что призыв непременно увеличат.
Директор института политического и военного анализа Александр Шаравин считает, что, наоборот, для повышения привлекательности призывной службы военное руководство может пойти на сокращение срока призыва до девяти или шести месяцев.
«Я думаю, что никаких увеличений не будет, а возможно, будет и сокращение призыва до девяти или шести месяцев. За полгода можно научить чему угодно, главное— учить, а не заниматься популизмом»,— отметил Шаравин.
Член Совета по внешней и оборонной политике Виталий Шлыков также считает, что срок службы может быть сокращен.
«Нужно еще разобраться, увеличивать нам срок службы или, наоборот,— уменьшать с 12 месяцев до 9, поскольку уменьшение срока службы увеличивает число призывников»,— отметил Шлыков.
Он добавил, что по его данным, министр обороны России Анатолий Сердюков уверен: высококачественного солдата реально подготовить и за два месяца. Такие данные министр почерпнул из зарубежных поездок, которые регулярно предпринимает для знакомства с обустройством армий других стран. Из таких поездок, по словам Шлыкова, Сердюков и привозит свои знаменитые идеи по гуманизации военной службы.
«Например, поехал (Сердюков) в Финляндию, посмотрел, что там призывники в субботу и воскресенье отдыхают, и подумал— а почему это и у нас не сделать. И масса других поводов гуманизации и улучшения призывной армии проводится»,— привел пример Шлыков.
Контрактников не будет до 2020 года
Зато эксперты сошлись во мнении, что в ближайшие годы переход на контрактную армию в России не состоится, а с набором профессиональных бойцов, которые могут в перспективе заменить призывников, сейчас сложно— по подсчетам Шлыкова, благодаря реформе их осталось в армии не более 150 тыс. человек, в то время как в середине 90-х годов численность контрактников превышала 400 тыс.
Александр Шаравин уверен, что «переход на контракт ни одной из существующих проблем не решает» и «в ближайшие 15–20 лет нам перейти на контракт не грозит».
Не лучше дела обстоят и с сержантами, которые должны обеспечивать порядок в казармах и избавить офицеров от работы с рядовым составом. Их подготовка только начинается. По оценке Шлыкова, с сентября в России начнется крупномасштабная массовая подготовка сержантов на базе военных вузов, которые ради такого дела даже отказались от набора курсантов.
По мнению Игоря Коротченко, пока сержанты нового типа проходят подготовку, Минобороны должно пересмотреть армейские уставы и определить, где и как они будут потом служить. Иначе, сержантов может постигнуть участь контрактников, которые не вписались ни в один устав и оказались вне военного правового поля.
Для призывников готовят и кнут, и пряник.
Чтобы обеспечить армию людьми в отсутствии офицеров, сержантов и рядовых-контрактников в условиях пока еще годичного призыва, Минобороны приходится повышать привлекательность призывной службы. Так, именно для привлечения свежих сил в армейские ряды были придуманы идеи с введением для солдат-срочников двух выходных в неделю, послеобеденного сна и тренировок в спортивной форме. И на эту же задачу направлен законопроект сенатора Виктора Озерова о сохранении рабочего места для призванного сотрудника любой фирмы или учреждения.
По словам Виталия Шлыкова, идеи по гуманизации военной службы министр Сердюков подсмотрел у западных коллег во время зарубежных поездок и знакомств с обустройством иностранных армий. «Например, поехал в Финляндию, посмотрел, что там призывники в субботу и воскресенье отдыхают, и подумал— а почему это и у нас не сделать»,— рассказал Шлыков.
Тем не менее у экспертов нашлось еще несколько дельных советов министру, как улучшить привлекательность военной службы. В частности, Александр Шаравин предложил запретить госслужбу для уклонистов, глава Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов— выдавать отслужившим ипотечные кредиты с нулевым процентом (поскольку у большинства российских семей, как правило, нет денег на первый взнос), его заместитель Константин Макиенко— дать возможность самим выбирать, когда идти служить.
Игорь Коротченко выдал сразу несколько идей: премировать качественно отслуживших льготными местами в престижных вузах типа МГУ и МГИМО, организовать массовую телепропаганду в прайм-тайм о необходимости и важности военной службы, открыть армейский быт для журналистов и общественников. Виталий Шлыков предложил компенсировать упущенную выгоду от военной службы— например, недополученную зарплату, как это делают в Швейцарии.
Всем корпусом на дедовщину
Но все эксперты единодушно выступили за борьбу с главным злом призыва— дедовщиной. Правда, методы борьбы предлагались разные. Игорь Коротченко, например, считает, что дедовщину непременно победит военная полиция, которую уже третий год планируют создать в Минобороны. По мнению Коротченко, дедовщина берет начало в социальной среде, в которой воспитываются подростки, и в армии порочную систему взаимоотношений с «гражданки» вполне можно купировать с помощью полицейских. Коротченко предложил создать экспериментальный отряд военной полиции в частях Северо-Кавказского военного округа, где, в силу специфики региона, кипит наиболее бурная армейская жизнь в стране.
Александр Шаравин считает, что дедовщину победят профессиональные сержанты, которые, в силу образования, возраста и опыта, будут обладать непререкаемым авторитетом, а в силу, видимо, высоких моральных качеств— отсутствием потребности унизить подчиненных. «Получается так: сержант некачественный, вместо этого кто-то из ребят, кто служит, берет на себя функции командира— а это и есть дедовщина: у него нет полномочий, и он солдат такой же, как все, но он берет на себя функции управленца»,— заметил Шаравин.
Руслан Пухов уверен, что проблемы дедовщины решатся с прекращением экстерриториального принципа комплектования частей— это когда, например, москвичам не разрешают служить рядом с Москвой, а отправляют непременно на Дальний Восток или в Сибирь. «Если ты, например, служишь в то же месте, в котором служит твой, пусть непрофессиональный, сержант, он может быть раз пять подумает, бить тебя руками и ногами, если ты потом не уехал куда-то в Читу, а остался, допустим, в Калининграде и вы служите из одного региона»,— пояснил Пухов.
А вот Виталий Шлыков убежден, что дедовщину можно просто «выключить» волевым решением сверху, но ни в коем случае нельзя, поскольку она остается эффективным инструментом управления личным составом, который был создан властями искусственно около 20 лет назад. Без этой системы, по мнению Шлыкова, еще советская, а затем и российская армия, не смогли бы существовать.
Хочешь мира— готовься
На вопрос корреспондента GZT.RU зачем российской армии в таких условиях призывники и не обойдется ли она 200–300 хорошо обученными офицерами и контрактниками (все-таки, все последние учения проводились не против армии другого государства, а против условных террористических объединений), эксперты в один голос заявили, что не обойдется, поскольку «на всякий случай» миллион военных у России должен быть.
В качестве вариантов «всяких случаев» рассматривались и военные действия с НАТО, и развитие конфликтов, подобных грузинскому, в многомесячные противостояния, и борьбу с талибами в случае ухода США из Афганистана. Получается, ни какая система «ядерного сдерживания», за баллансировку которой не первый год сражаются спецслужбы США и России в рамках подготовки договора об СНВ, ни высокоточное оружие, способное одним ударом выполнить работу мотострелковой дивизии, не заменят простого российского парня с автоматом, еще полгода назад сидевшего за партой.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
вот за это, частично, "движуха" уже идёт. в частности - столовка и территория - уже набирают гражданских. патрули и КПП - пока так и остались, как, впрочем, и караулы.
ну, вот:
Борцов Андрей Геннадьевич, в интернете более известный как Warrax.
Родился в "столице русской провинции" городе Урюпинске, затем поступил в МГУ (химический факультет) и остался в Москве.
С 2004 года сотрудничает с изданием "Спецназ России" Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора "Альфа", публикуясь практически в каждом номере.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Ну ты и запостил... Кто б другой - уже шел бы процесс смешивания с ... Ну ты понял.
Готов спорить, что данный индивидуй, т.е Андрей Борцов, в армии не был ни одного дня.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Кто то и за неделю справится. А кому то и полугода будет мало. Факт. Пару лет опыта в Конт-страйке и одноклассниках и освоение хотя бы того же ТОРа - не одно и тоже. Дак выучить это полдела. Нуна закрепить еще все это до автоматизма. А кто будет в наряды ходить? В караул, по столовой, КПП, по паркам, патруль? Кто будет поддерживать чистоту, обслуживание техники для учебы? Совмещать на одной территории разные части? Типа учебка ПВО и полк обеспечения учебного процесса? Ну так оно и было. А кто служит в полку то? Те кто полгода учился в учебке. Затем он полгода осваивает свои новые обязанности. И затем уже год их исправно выполняет. То же самое происходит когда после учебки отправляют дальше проходить службу в войска где ЗРК несут уже боевое дежурство. А в случае года получится что как только он научился всему - ему на дембель. А кто же тогда будет обслуживать технику? Кто будет исправно и как положено нести боевое дежурство?
Вобщем на мой взгляд - 2 года самое оно. Год - мало. За обычную пехоту ничего не могу сказать. Написал только за ракетные ПВО где сам служил срочную
Результат: из профессиональной 22-тысячной армии в два-четыре часа (!) мобилизуется 650-тысячная, прекрасно обученная, организованная и очень неплохо вооружённая. И которая затем за пару суток разворачивается до более чем полуторамиллионной.
Ну наверно поэтому и ничего неизвестно за их боевые подвиги. Им даже войну никто необьявит. Бояццца.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
"Два года в сапогах" возвращаются
14.07.2010 10:26
В Сети появились слухи о том, что с 2012 года может увеличить срок службы по призыву с одного года до полутора-двух лет.
А ведь совсем недавно, в конце марта, "Российская газета" публиковала интервью с начальником Генштаба Николаем Макаровым, в котором он четко заявил:
"Сразу отмету разговоры о каком-то увеличении этого срока. Есть год, и его никто менять не собирается. Другое дело, что после перехода на 12 месяцев службы призыв вырос ровно в два раза. А с 2012 года проблем с комплектованием Вооруженных Сил добавит сложная демографическая ситуация в стране."
Не буду загадывать вперед, но уже не раз было так: нечто интенсивно отрицается, а потом вводится в ближайшем будущем.
Давайте подумаем — а в связи с чем предлагается увеличить срок службы и как это собираются обеспечивать в плане если не привлекательности, то хотя бы снижения негативного восприятия такого шага?
Самый распространенный аргумент — даже, пожалуй, вообще единственный из хотя бы относительно разумных — это сложность военной техники. Мол, как можно освоить за какой-то там год?
Что в этом самой военной технике такого сложного по отношению к обычной, гражданской?
Конечно, есть, скажем, истребители — да, тут надо знать и уметь очень многое, какой тут год — несколько лет надо. Но и летают на самолетах офицеры, которые обучаются в летных училищах, а вовсе не призывники.
То же относится и к другой действительно сложной технике — это дело младшего и среднего офицерского состава, иногда — прапорщиков.
Ну и что остается? Водить БТР или танк сложнее, чем легковой автомобиль, но не настолько же! Обучиться "просто ехать" можно и за день, добавим аж пару месяцев практики, еще месяц от щедрот на оттачивание умения маневров в группе, и еще целый месяц на подготовку к конкретным учениям, проверяющим умения в обстановке, приближенной к боевой. Все! Меньше полугода.
Стрелять из орудия? Аналогично по времени.
Запустить ракету? Наведение — дело офицера, а солдат — просто развернуть комплекс.
Стрелять из личного оружия, уметь окапываться, обращаться с минами и гранатами и т. д. — ровно то же самое. Даже снайпера вполне можно выучить за полгода (а если есть полная профнепригодность — то будет ясно быстрее).
Военная техника специально создается с учетом военной эксплуатации: надежно и как можно проще. Сейчас большая часть населения имеет компьютеры, у многих мобильники понавороченнее среднего компьютера — что, с радаром не справятся за полгода?
Вот только реализуется это в том случае, если солдаты занимаются именно тем, чем должны заниматься: обучением военному делу. Не муштрой "ать-два", не покраской травы в особо зеленый цвет и не подметанием ломом плаца по причине "мне не надо, чтобы чисто".
В Швейцарии срок первичной военной службы — 90 дней. И, пожалуй, лучшая армия в мире, особенно если учесть размер государства — поскольку потом происходит регулярная переподготовка (и без скидок на должности), а с 20 до 50 лет каждый считается военнообязанным и обязан (не имеет право, а обязан!) хранить дома оружие, боеприпасы, форму, бронежилет и так далее.
Результат: из профессиональной 22-тысячной армии в два-четыре часа (!) мобилизуется 650-тысячная, прекрасно обученная, организованная и очень неплохо вооружённая. И которая затем за пару суток разворачивается до более чем полуторамиллионной.
Ладно, оставлю сейчас в стороне вопрос оружия на руках у граждан, тема известная и очень показательная.
Но хотя бы просто можно заниматься в армии именно военным обучением, пусть и с нарядами/дежурствами — и поэтому не полгода, а год?
Вместо этого пачками идут прожекты.
В том же интервью начальник Генштаба привел пример Бундесвера:
"В немецкой армии призывников всего 15 процентов, и они служат девять месяцев. После этого солдатам предлагают такой социальный пакет, что практически все согласны остаться в армии еще на 23 месяца".
Отлично, ага. И какой пакет предлагать нашим призывникам, если даже у старослужащих офицеров нередки проблемы с квартирами (и не только с ними)? А отношение к инвалидам-ветеранам?
Приходилось читать предложения о льготах для поступления в вузы, причем вплоть до МГУ. Логика где? Все же для научного склада ума уметь стрелять не обязательно.
А некоторые "эксперты" договорились вплоть до того, что дедовщину запрещать нельзя — мол, вся армия на ней держится! Как они при этом планируют агитировать идти в армию — для меня большая загадка.
Кстати, сколько не общался с военными (у меня на малой родине стояла кадровая "законсервированная" танковая дивизия, многие одноклассники были из семей военных и сами пошли в военные училища, да и потом не раз были знакомые в погонах), все отмечали, что чем больше приближение к боевым действиям, тем меньше дедовщины. А вот когда надо лишь в нарядах стоять и прапорщику огород окучивать, или в стройбате, которому даже оружие не выдают — там да, будет дедовщина. Обычная психология: особенности замкнутого мужского коллектива, которому нечем заняться.
А уж призывы создавать массовую телепропаганду о необходимости военной службы и так далее попросту умиляет.
Короче говоря, прежде чем браться за изменение срока призыва, за увеличение призывного возраста, за сокращение офицерского состава и прочие интересные проекты, о которых регулярно пишут СМИ, имело бы смысл сначала навести порядок в войсках.
И тогда произойдет чудо, гарантирую: в армию, которая заботится о личном составе хотя бы на уровне советской, а сама армия будет действительно армией, а не принудительной бригадой чернорабочих, народ пойдет добровольно.
Андрей Борцов
http://www.pravda.ru/society/14-07-2010/1040719-army-0/#
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Две тысячи лет война,
Война без особых причин...
Война дело молодых,
Лекарство против морщин...
https://www.youtube.com/watch?v=GNpy6PQJpXE