Первая установочная партия новейших истребителей пятого поколения будет законтрактована армией уже в 2018 году
Уже в текущем году будет подписан контракт на поставку в войска первых 12 серийных истребителей Су-57. Это пообещал заместитель министра обороны России Юрий Борисов во время посещения авиазавода в Комсомольске-на-Амуре, где изготавливают эти машины пятого поколения. В этом случае первые два истребителя будут переданы военным в 2019 году, а затем подтянутся и остальные.
Первый этап государственных испытаний уже закончен, отметил Борисов, и "мы берём Су-57 уже для опытно-боевой эксплуатации".
При всех неоспоримых достоинствах нового истребителя, путь его в армию по разным причинам задерживался. Тот же Юрий Борисов на том же заводе им. Ю.А.Гагарина, только полтора года назад, обещал, что контракт на установочную партию должен быть подписан в 2017 году. И до того это событие переносилось.
Связано это, по мнению наблюдателей, с целым рядом вопросов – финансовых, технологических и производственных. Само по себе освоение такой темы как истребитель 5-го поколения – дело сложное и долгое, с немалым количеством подводных камней. Да с созданием практически нового производства под эту машину.
Кроме того, в ходе работ над тогда ещё ПАК ФА, то есть "Перспективным авиационным комплексом фронтовой авиации", выяснилось, что предполагавшийся для самолёта двигатель – уже отработанный и эксплуатируемый на других машинах, то есть относительно дешёвый – откровенно слабоват. Пришлось в быстром темпе разрабатывать новый, более подходящий. Сделали, испытали, полетали. Но и то, если внимательно вслушаться в слова замминистра обороны, военные не избавились от скепсиса и по его поводу.
Пока трудно судить, потому что у нас был всего один полёт. Вроде всё нормально, но вы понимаете, это комплекс испытаний, долго надо летать. Как правило, такие испытания длятся два-три года", - уточнил Юрий Борисов.
В результате ожидается, что первая партия Су-57 будет летать на тех самых "недостаточных" двигателях типа 117, а следующие уже будут оснащаться новыми "изделиями 30".
Тем не менее, нынешнее обещание заключить контракт на поставку Су-57 в войсках восприняли с оптимизмом, утверждают военные обозреватели. Давно пора испытать самолёт в условиях реальной боевой эксплуатации, отметил по этому поводу военный эксперт Виктор Литовкин, так как это поможет выявить ряд неизбежных, к сожалению, детских болезней новой воздушной машины. Поскольку темпы производства планируются явно не ураганные – по два самолёта в первые два года, начиная с 2019 года, и по четыре в дальнейшем, - то возможно будет проводить устранение "болячек" и необходимую модернизацию прямо в ходе этих работ.
На заводе в Иркутске многофункциональные истребители Су-30СМ будут модернизироваться параллельно со сборкой. Военные вполне энергично кивают головой в ответ на высказывания о том, что эти самолёты хорошо зарекомендовали себя в небе Сирии. Но боевая эксплуатация указала и на кое-какие детали, где модернизация непременно требуется. Как отметил всё тот же Юрий Борисов, прежде всего это связано с программой импортозамещения, также необходимостью адаптации самолёта к новым авиационным средствам поражения. Первый этап модернизации должен завершиться в 2019 году.
Здесь же, на заводе имени Гагарина должны быть модернизированы до класса СМ3 шесть Су-27.
Почему этот момент требует упоминания? Да потому, что это – не единичное решение, а, как оказалось, целая кампания. В хорошем смысле слова, не кампанейщина. Воздушно-космические силы на всех парах оснащаются новыми или очень хорошо осовремененными самолётами.
Например, параллельно с Су-57 в Комсомольске-на-Амуре планируют передать в ВКС ещё и 10 новейших истребителей Су-35. Десять таких машин ВКС должны получить в нынешнем году. Причём в отношении этих машин Юрий Борисов не излучал уже ни грамма скепсиса. "На сегодняшний день, я считаю, это один из лучших оперативно-тактических самолетов в мире, ему нет равных сегодня в воздухе, - заявил замминистра обороны. - Отзывы у наших летчиков самые наилучшие по результатам сирийского конфликта. У этой машины очень большое будущее".
НАТО с проблемами: новый русский истребитель для завоевания господства в воздухе не имеет равного противника на Западе".
Так, длинно, но исчерпывающе описал ощущения западных военных журнал "Contra Magazin".
Журнал, конечно, такой, что в старые годы его назвали бы левым (хотя сегодня он на самом деле просто альтернативный на фоне захватившего Запад лево-либерального тоталитаризма), но факты и ситуацию он описывает вполне адекватно.
И вот согласно этому описанию Су-57 попросту не имеет на Западе "естественных врагов". Потому что у НАТО нет самолета, который мог бы хоть что-то противопоставить "Сухому".
Лучшее, что есть в распоряжении альянса, это Eurofighter. Для него даже американский F-22 "Raptor" не является реальным противником, не имея против него шансов. Дальше немецкоязычный и европоцентричный журнал с темы европейского истребителя соскакивает, переключаясь на издевательство над американскими машинами, но сказанное – сказано: по логике, и Eurofighter не имеет шансов против Су-57. Основной вывод, однако, издание делает не на том, что "революция, которую США сделали в развитии авиации, превратилась в деградацию всех ВВС и заразила другие ВВС НАТО", а на том, что "США, к сожалению, не сделали того, что сделали русские". А русские, оказывается, в это время делали эволюцию: от Су-24 ("который всё ещё используется, в том числе и в Сирии") через Су-27, Су-30 и Су-35 к Су-57. И сегодня у американцев есть только F-18 Super Hornet, который хоть как-то может рассматриваться на равных с "Еврофайтером".
Вот только они оба не годятся против Су-57",- печально, а может, и злорадно, констатирует издание.
Покровский Александр