В России завершается процесс согласования госпрограммы вооружений (ГПВ) на 2018–2027 годы. Точные цифры гособоронзаказа закрыты и, скорее всего, такими и останутся, однако некоторые предположения о параметрах будущей программы сделать можно.
Новые «Сушки»
Военно-воздушные силы, организационно входящие в состав Воздушно-космических сил РФ, остаются их самым крупным элементом. По общей численности самолетов и вертолетов всех типов ВВС РФ делят второе место в мире с военно-воздушными силами Народно-освободительной армии Китая (НОАК), уступая только ВВС США. Значительная часть авиационного парка уже обновлена в рамках завершившейся госпрограммы вооружений 2006–2015 годы и действующей ГПВ (2011–2020 годы). Особенно это касается вертолетов. Тем не менее в частях ВВС всё еще остается немало авиатехники советской постройки. В военно-транспортной, дальней и специальной авиации тяжелые самолеты с большим ресурсом могут летать еще несколько десятилетий, но фронтовые истребители, бомбардировщики и другие машины тактического звена советской постройки очевидно, будут окончательно заменены в следующем десятилетии, за некоторыми исключениями.
Основу закупочной программы для фронтовой авиации по-прежнему будут составлять самолеты марки «Су». В общей сложности, по имеющейся информации, в составе строевых полков ВВС предполагается иметь не менее 700 истребителей (без учета машин, находящихся на хранении). Около 450 из них — это истребители ОКБ Сухого, в подавляющем большинстве — новой постройки, за исключением нескольких десятков истребителей Су-27, прошедших модернизацию в вариант Су-27СМ.
В первую очередь стоит упомянуть иркутский Су-30СМ, поставляемый также для морской авиации ВМФ России. В общей сложности для Минобороны России начиная с 2012 года было законтрактовано 116 самолетов Су-30СМ, из которых 88 предназначены для ВВС, а 28 — для авиации флота. В настоящее время в рамках подписанных соглашений поставлено около 100 самолетов, и по имеющейся информации, в ближайшее время должен быть подписан новый контракт на поставку еще 50 самолетов для Минобороны. Этот контракт должен быть реализован к 2022 году, после чего Иркутский авиазавод сосредоточится на производстве лайнера МС-21, в настоящее время проходящего испытания.
Будут продолжены закупки и более продвинутой модификации платформы Т-10 — истребителя Су-35С. Предполагается, что в дополнение к 98 истребителям этого типа, законтрактованным по двум соглашениям 2009 и 2015 годов, будет закуплено не меньшее количество машин этого типа.
Кроме того, в Комсомольске производится истребитель пятого поколения Су-57. Информация о возможном объеме предполагаемых закупок этой машины разнится, но наиболее вероятно, что к завершению новой ГПВ в составе ВВС будет около 60 машин этого типа, первые 12 из которых должны быть поставлены до конца 2021 года и пройти обкатку в войсках до начала серийных закупок. Не исключено, что недостаток машин пятого поколения будет восполнен увеличением закупок истребителей типа Су-30 и Су-35.
Модернизированные «МиГи»
Наиболее многочисленным представителем марки «МиГ» в войсках в следующем десятилетии будет всё же именно советская машина — модернизированный истребитель-перехватчик МиГ-31. Капитально-восстановительный ремонт и модернизация этих машин сейчас поставлены на поток, и с учетом потребности прикрытия больших пространств на севере и Дальнем Востоке общее число отремонтированных перехватчиков в составе ВВС может в следующем десятилетии составить около 150 самолетов. Также останутся в строю полученные во второй половине нулевых и в 2010-х несколько десятков истребителей МиГ-29СМТ/УБТ. Более новая версия «изделия 9», самолет МиГ-35, вряд ли будет закупаться в количествах, сравнимых с машинами «Сухого», однако после освоения в производстве нового радара для этого истребителя, не исключено подписание новых контрактов. По экспертным оценкам, общее количество МиГ-35, которые будут закуплены для ВВС, может приблизиться к 70–80 машинам.
Ударные части фронтовой авиации будут укомплектованы исключительно машинами «Сухого». Единственным представителем советского авиапрома здесь останется штурмовик Су-25. Скорее всего, штурмовые авиаполки будут располагать не менее чем 120–140 модернизированными самолетами этого типа, оснащенными новыми управляемыми авиационными боеприпасами.
Другой ветеран ВВС СССР, бомбардировщик Су-24М, под занавес карьеры блестяще отработавший в сирийской кампании, всё же пойдет «на выход», но исключительно потому, что в отличие от Су-25 его есть чем заменить: бомбардировщик Су-34 также прекрасно показал себя в Сирии. По действующим контрактам ВВС России уже получили около 110 машин этого типа, а общая потребность в Су-34 приближается к 200 единицам. Не исключено, что новый контракт на поставку этих бомбардировщиков будет заключен в 2018–2019 годах, кроме того, возможны закупки Су-34 для морской авиации ВМФ РФ.
Сказанное выше означает наличие в составе фронтовой авиации ВВС России примерно 1 тыс. машин. С одной стороны, это значительно меньше, чем когда-то имели советские ВВС, равно как и меньше того числа самолетов, которыми будут располагать тактические авиакрылья ВВС и палубная авиация ВМФ США, вкупе с авиацией корпуса морской пехоты. Но с другой стороны, с учетом имеющихся задач это число оценивается как достаточное.
В конечном счете, сравнивать численность ВВС РФ и потенциальных противников напрямую бессмысленно. Исход войны, в которой это соотношение сил действительно будет иметь смысл считать, решит не фронтовая авиация. В тех же конфликтах, с которыми Россия, скорее всего, столкнется в ближайшие 10 лет, не меньшая нагрузка ляжет и на другие составляющие ВВС. О перспективах их обновления мы поговорим позднее.
Источник: iz.ru.
Рейтинг публикации:
|