Стремительное развитие беспилотных авиационных систем (БАС), с одной стороны, и информационных систем – с другой, неизбежным образом привело к тому, что военные специалисты передовых стран мира пришли к выводу о целесообразности и практической необходимости совмещения достижений в этих областях в рамках единой системы. Естественно, военного назначения.
Речь в данном случае идет о создании автономной беспилотной авиационной системы (вполне даже возможно – боевой), которая в отличие от традиционных и широко распространенных сегодня в мире беспилотных авиационных систем различного типа и назначения будет представлять собой БАС военного назначения, обладающую элементами искусственного интеллекта и способную к самообучению и саморазвитию, а в результате – способную принимать самостоятельные решения относительно своих дальнейших действий в соответствии с конкретной тактической или оперативно-тактической обстановкой в ее операционной зоне.
РАБОТЫ ВЕДУТСЯ, НО…
В военных ведомствах ряда стран мира разработка таких систем, судя по всему, уже ведется, а иначе зачем, к примеру, тогда разрабатывать соответствующий понятийный аппарат? В частности, в утвержденном в августе 2017 года Министерством обороны Великобритании очередном издании по вопросам применения беспилотных авиационных систем в рамках доктрины совместных действий, подготовленном специалистами Центра разработок, концепций и доктрин (Joint Doctrine Publication 0-30.2. Unmanned Aircraft Systems. Development, Concepts and Doctrine Centre. 2017), автономная система в части, касающейся ее применения в беспилотной авиационной технике военного (двойного) назначения, описывается следующим образом:
«Автономная система способна понимать намерения и указания высокого уровня. В результате этого, а также с учетом того, как она (автономная система) воспринимает окружающую обстановку (то есть в зависимости от ее текущего мировосприятия. – В.Щ.), такая система способна предпринять соответствующие действия с тем, чтобы добиться желаемого результата. Она способна на основе анализа альтернатив принимать решения по тому, в каком направлении необходимо действовать, не требуя при этом контроля и управления со стороны человека, который, впрочем, все же может его осуществлять. При этом, если в целом деятельность автономных беспилотных летательных аппаратов будет предсказуема, то отдельные действия могут быть и непредсказуемы».
По большому счету определение, данное в официальном руководящем документе британского Министерства обороны, – лучшее и наглядное подтверждение правоты слов о грандиозной опасности для человечества искусственного интеллекта, высказанных не так давно Илоном Маском. Проще говоря, в целом мы подобного рода автономные системы можем контролировать, но от того, что ей однажды что-то взбредет «в голову», на все 100% не застрахованы. На взгляд автора, после таких определений, даваемых автономным системам самими военными, речи об их внедрении в военное дело, по крайней мере на данном этапе, вовсе идти не может. Ни в каком случае.
Вероятно, понимают это и представители военно-политического руководства разных стран мира, поскольку на вооружение пока, насколько известно, не принята еще ни одна такая полностью автономная беспилотная авиационная или иная система (сухопутная, морская и пр.).
Впрочем, отдельные программы, предусматривающие создание автономных беспилотных авиационных систем, пусть и в самом примитивном их варианте, все же уже реализуются. В частности, к таковым можно отнести программу, осуществляемую вот уже несколько лет созданным в 2012 году и не особо публичным Управлением стратегических возможностей МО США (Strategic Capabilities Office – SCO). Судя по обнародованной в открытых источниках информации, данная программа имеет основной целью создание боеспособного роя мини-беспилотников (пока, вероятно, разведывательного назначения) для их применения в составе различных боевых авиационных комплексов (боевых самолетов), находящихся в настоящее время или планируемых к поступлению на вооружение ВС США.
АМЕРИКАНСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
Идея роя беспилотников, которые могут осуществлять групповой полет и обмениваться друг с другом и пунктом управления различной информацией, была предложена в 2011 году группой студентов кафедры авиации и космонавтики Массачусетского технологического института (MIT, также часто именуется как Массачусетский технологический университет). Идея нашла живой отклик у военных, поэтому в 2013 году студенты по запросу Управления стратегических возможностей доработали ее под военное применение. Все работы, естественно, проводились под контролем специалистов Пентагона.
В качестве базовой модели беспилотника, работы с которым проводят американские военные, был выбран мини-БЛА «Пердикс» (Perdix), который также разработан в Массачусетском технологическом институте, но уже в Лаборатории Линкольна. Данный беспилотник весит всего 290 г, имеет длину 165 мм, а размах его крыла – всего 300 мм. Миниатюрный разведчик, ряд конструктивных элементов которого просто печатается на 3D-принтере, может развивать максимальную скорость до 113 км/ч и беспрерывно находиться в воздухе, решая поставленные ему задачи, до 20 минут.
«Беспилотники «Пердикс» не являются одиночными объектами, действия которых синхронизируются в рамках предварительного программирования. Это коллективный организм, который обладает единым мозгом, разделенным между ними (беспилотниками. – В.Щ.) и позволяющим принимать решения и адаптироваться друг к другу, как это происходит в природном рое, – говорит с восхищением директор Управления стратегических возможностей МО США Уильям Ропер. – А поскольку каждый «Пердикс» держит связь и взаимодействует с каждым из остальных «Пердиксов», то рой не имеет какого-то одного конкретного лидера и способен легко адаптироваться в том случае, когда к нему примыкают новые дроны, либо же когда они его покидают».
Работы по данной программе проводятся американскими военными в строжайшей тайне, поэтому на сегодня обнародована общая информация только о трех проведенных в ее рамках испытаниях. Причем о первом из них, проведенном еще в сентябре 2014 года в районе авиабазы Эдвардс (штат Калифорния), стало известно только в марте 2016 года. Пентагон тогда рассекретил короткий видеоролик, на котором было видно, как привлеченный к испытаниям беспилотного роя тактический истребитель F-16, принадлежащий, судя по всему, Школе летчиков-испытателей ВВС США, на скорости 690 км/ч сбрасывает грузовой контейнер, который спускается на парашюте до заданной высоты, а затем раскрывается и разбрасывает целую кучу мини-дронов. На другом ролике, который попал в распоряжение журналистов газеты Washington Post, по их словам, было видно, как уже освобожденные из недр грузового контейнера мини-БЛА выполняют полет группами не менее чем по 20 штук. Второе испытание проводилось уже на Аляске в сентябре 2015 года: рой из 90 мини-беспилотников испытывался на работоспособность в условиях морской обстановки.
Впрочем, наибольший интерес для нас представляет последнее, третье по счету испытание, которое было проведено американцами в октябре 2016 года, но известно о нем стало только 9 января 2017 года. Зато с какой помпой было подано данное событие, один только показ в программе «60 минут» телеканала CBS чего стоит!
Данное испытание проводилось совместно специалистами Управления стратегических возможностей МО США и Командования авиационных систем ВМС США на полигоне принадлежащей последнему авиабазы в районе Чайна-Лейк, штат Калифония, и преследовало целью отработку действий «Большого роя» из 103 мини-дронов типа «Пердикс». На этот раз, согласно плану испытания, три самолета F/A-18 «Супер Хорнет» выпустили беспилотники в воздух из контейнеров для отстрела патронов с тепловыми ловушками и дипольными отражателями, после чего дроны установили друг с другом связь и совершили групповой полет.
Представители Пентагона сообщили, что в рамках проведенных на сегодня испытаний удалось подтвердить высокую надежность беспилотного летательного аппарата «полностью коммерческой разработки», а также доказать его способность выдерживать значительные эксплуатационные нагрузки, включая: скорость полета – до М=0,6, низкая температура окружающего воздуха, сильные ударные и иные нагрузки в момент выброса в воздухе из контейнера, подвешенного на самолете.
Последнее обеспечивается, в том числе, за счет того, что каждый мини-БЛА сбрасывается из контейнера, будучи «экипированным» в прочную мини-капсулу, и лишь отойдя на безопасное расстояние от «выставившего» его самолета-носителя, происходит сброс данной капсулы. После этого выполняется запуск двигательной установки мини-дрона, его системы приводятся в рабочее положение, а система управления быстро устанавливает связь и обмен данными с другими мини-беспилотниками, формирующими в текущий момент времени рой.
ЧТО В ИМЕНИ ТВОЕМ
В настоящее время Управление стратегических возможностей, как сообщается в американских СМИ, проводит оценку различных предприятий на предмет возможности их привлечения к массовому производству мини-дронов типа «Пердикс». Планируется, что такие беспилотники, способные вести на относительно небольших высотах разведку и наблюдение, будут выпускаться на заводах партиями по 1000 штук.
Интересно происхождение такого необычного названия для мини-беспилотника. Свое имя последний получил в честь одного из героев древнегреческой мифологии – Пердикса, который также известен под именами Пердик и Талос. Он являлся племянником Дедала и его учеником, а само слово «Пердик» в переводе с древнегреческого означает «Куропатка». Так вот, судьба у мифологического героя, который был очень талантлив и даже, по мифологии, изобрел пилу, циркуль, гончарный круг и токарный станок, была незавидной. Дедал, как считается, из зависти к своему ученику, который мог его превзойти в талантах, просто сбросил того с Афинского акрополя и удрал из города. Вот интересно, своему беспилотному детищу, этой «мини-куропатке», американцы такую же судьбу уготовили или же они плохо изучали древнегреческую мифологию?
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+