Военный шаттл X-37B не перестаёт интриговать и озадачивать наблюдателей.
Аппарат Х-37В продолжает озадачивать наблюдателей своими манёврами на орбите и интриговать своим назначением.
Несмотря на выполненный при выведении манёвр увода, изменивший ожидавшуюся плоскость орбиты, новый военный шаттл Х-37В был быстро обнаружен группой астрономов-любителей – наблюдателей за спутниками. Было организовано регулярное наблюдение за ним.
При этом выяснилось, что аппарат и теперь продолжает активно маневрировать на орбите.
По данным известного наблюдателя спутников Тэда Молчана (Ted Molczan), манёвры осуществляются практически ежедневно - по несколько раз в неделю. Цель их - неясна, как, собственно, и назначение аппарата вообще.
Благодаря этим манёврам поддерживается стабильная продолжительность одного витка - около 15,5267 оборотов вокруг Земли в сутки. В отсутствие маневрирования изначально заданная орбита шаттла (апогей 421 км, перигей 402 км) неизбежно деградировала бы под воздействием различных факторов.
Каково истинное назначение аппарата? Этот вопрос продолжает активно обсуждаться в Сети.
Высказывалось допущение, что X-37B – обычный разведспутник, ведущий съёмку Земли в оптическом или инфракрасном диапазонах. Однако такие задачи давно и успешно решаются "обычными" спутниками, обладающими к тому же существенно большим сроком активного существования.
К тому же в этом случае орбиту наклонением 40 градусов никак нельзя признать оптимальной - для дистанционного зондирования Земли обычно используются солнечно-синхронные орбиты, позволяющие получать изображения всего Земного шара и к тому же в условиях оптимальной освещённости.
Высказывались предположения и о том, что на шаттле может быть размещён комплекс боевого назначения. Однако представить, какое именно оружие можно было бы вывести в космос на шаттле размерности X-37B и главное зачем, непросто. Что же касается систем смешанного базирования, то их элементы уже развёртываются в космосе - но, естественно, на спутниках, а не на шаттлах.
Теоретически можно предположить, что шаттл предназначен для скрытного выведения каких-либо аппаратов на орбиту. Однако в этом случае плоскость орбиты их останется прежней, и эффект "скрытности" будет смазан – без использования X-37B достичь его было бы намного легче.
Зачем же потребовался Х-37В? Остаётся предположить, что он предназначен для сбора не просто разведывательной информации, но информации контекстной, относительно стабильной во времени, но при этом настолько «объёмной», что передача её на Землю по радиоканалу нереальна. Например, результатов высокоточной радарной съёмки.
В этом случае способность шаттла вернуть на Землю без избыточных перегрузок информацию на физических носителях становится просто уникальной.
Косвенные, но убедительные подтверждения такого предназначения шаттла Х-37В уже появились.
В настоящее время возможности бортовых сенсоров космических аппаратов по сбору информации заведомо и фатально превышают возможности их передачи на Землю по радиоканалу, и разрыв углубляется. Совершенствование сенсоров продолжается, и потребность в их данных на Земле меньше не становится. Радиоканал становится "слабым звеном" современных ДДЗ.
Устранить это "слабое звено", отмечают эксперты лабораторий Sandia, могло бы создание высокопроизводительных комплексов бортовой обработки информации, позволяющих кардинально снизить объёмы передаваемых на Землю данных. Однако таким комплексам предстоит работать в условиях высоких радиационных загрузок.
Для решения проблемы Военно-морская исследовательская лаборатория (NRL), агентство NASA и лаборатории Sandia проводят на борту МКС цикл исследований в рамках программы MISSE (Materials on the International Space Station Experiment). Его цель – исследование радиационной стойкости перепрограммируемых пользователем вентильных матриц FPGA (field-programmable gate arrays) – в том числе обычных, широко представленных на рынке.
В рамках эксперимента за бортом МКС в негерметичных контейнерах размещаются матрицы FPGA как в специальном, так и в обычном, представленных на рынке, исполнении. Исследуется деградация их параметров со временем под воздействием различных факторов. В рамках последнего эксперимента MISSE-7 на МКС исследовались матрицы Xilinx.
Успешное завершение экспериментов MISSE, возможно, приведёт к созданию действительно высокопроизводительных бортовых комплексов обработки информации.
Пока же доставка действительно больших объёмов информации с бортовых сенсоров на Землю возможна лишь на физических носителях. Для решения этой задачи, вероятно, и понадобился Х-37В.
Информация о сюрпризах, которые ещё может преподнести наблюдателям Х-37В, будет представляться на портале Исследования и разработки – R&D.CNews. Источник: rnd.cnews.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Новые принципы космической геополитики США начинают воплощаться в реальных системах специального, частного и общего назначения.
Как сообщила пресс-служба ВВС США, 22 апреля 2010 года с 41 стартового комплекса космодрома на мысе Канаверал силами 45 космического крыла осуществлён запуск ракеты-носителя Atlas V EELV (Evolved Expendable Launch Vehicle) c экспериментальным многоразовым космическим кораблём X-37B OTV (Orbital Test Vehicle) ВВС США.
Сообщается, что аппарат X-37B является платформой для отработки технологий и проведения экспериментов. Аппарат разработан компанией Boeing.
X-37B обеспечит космическим системам ту гибкость, которую сегодня обеспечивают нашим бойцам и командирам беспилотные аппараты, - констатирует Деннис Мюленбург (Dennis Muilenburg), президент и исполнительный директор компании Boeing Defense, Space&Security. – Благодаря возможности полететь в космос и затем вернуться обратно X-37B Orbital Test Vehicle представляет собой комплекс инноваций, которые Boeing разрабатывал десятилетия для авиации, космических систем, а теперь и систем беспилотных. Запуск прошёл успешно благодаря тесному взаимодействию управления оперативного развёртывания ВВС США (Air Force Rapid Capabilities Office), компании United Launch Alliance Atlas и 45 космического крыла базы на мысе Канаверал».
Аппарат X-37B OTV представляет собой аэрокосмический аппарат с высоким аэродинамическим качеством, способный осуществлять маневрирование в атмосфере и производить посадку на взлётно-посадочные полосы «по самолётному». Разрабатывался с участием DARPA.
По сравнению с пилотируемым шаттлом аппарат компактен: длина – 8,9 м, размах крыла – 4,5 м, высота – 2,9 м. Небольшие размеры затруднят идентификацию аппарата и контроль за производимыми им операциями с использованием оптических средств контроля.
Взлётная масса: 4990 кг, масса возвращаемой на Землю полезной нагрузки не сообщается.
Параметры орбиты аппарата и спектр допустимых орбит, уровни перегрузок при выведении аппарата и возвращении его на Землю и другая полезная информация не приводится.
Источник энергии – разворачиваемые в космосе панели солнечных батарей.
Среди вероятных областей применения многоразового военного аппарата:
//
1 | 2 | 3 |
Многоразовый космический корабль X-37 OTV в монтажном корпусе. Изображение: Boeing
Адрес новости: http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2010/04/23/387848