Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Белые лебеди

Белые лебеди


21-01-2009, 12:54 | Политика / Оружие и конфликты | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (2 582)
е4
Взлетает первый прототип будущего «лебедя»



По классификации НАТО, эти стратегические бомбардировщики носят название «Черный Джек» (а на американском сленге – «дубинка»). Однако наши пилоты окрестили их «Белыми лебедями» - и это больше похоже на правду. Несмотря на грозное вооружение и потрясающую мощь, сверхзвуковые Ту-160 поразительно изящны.


Каждый из них – штучный и весьма дорогой продукт. За всю историю было построено лишь 35 таких самолетов, а в целости их осталось и того меньше. Но они — настоящая гордость России и гроза ее недругов. Они – единственные самолеты, каждый из которых, как корабль, имеет свое имя – в честь былинных богатырей («Илья Муромец») и конструкторов («Виталий Копылов»), чемпионов («Иван Ярыгин») и, конечно, летчиков («Валерий Чкалов», «Павел Таран» и другие).


Бомбардировщик стал «нашим ответом» на американскую программу AMSA (Advanced Manned Strategic Aircraft – «Развитый пилотируемый стратегический самолет»), в рамках которого был разработан небезызвестный B-1 Lancer, и ответом замечательным. Практически по всем характеристикам Ту-160 существенно опережают своих основных конкурентов – американских Lancer'ов. Скорость «лебедей» выше в 1,5 раза, настолько же больше боевой радиус и максимальная дальность полета. Тяга двигателей мощнее почти вдвое. И уж совсем не выдерживают сравнения с ними гораздо менее удачные «невидимки» B-2 Spirit, при конструировании которых в угоду малозаметности было принесено, кажется, все, что только можно, включая грузоподъемность, стабильность полета и его дистанцию.

4ц

Самый крупный «лебедь»: длина 54 м; снаряженная масса 267 тонн, максимальный взлетный вес – 275 тонн









2е3
Размах крыла при минимальной стреловидности (20 градусов) - 57,7 м, при промежуточной (35 градусов) – 50,7 м, при максимальной (65 градусов) – 35,6 м

Задание на разработку было сформулировано Советом министров СССР еще в 1967 году, и к работе привлекли ОКБ Сухого и Мясищева, которые через несколько лет предложили свои варианты бомбардировщика, способного преодолевать системы ПВО на сверхзвуковой скорости. Однако честь создания «лебедей» принадлежит конструкторам из ОКБ Туполева, подключившимся к проекту позднее. Первый полет «лебедь» совершил 18 декабря 1981 г. С тех пор и поныне серийно его производит казанское КАПО имени Горбунова – несмотря на то, что в 1992 г. Борис Ельцин объявил о свертывании строительства таких бомбардировщиков, в начале 2000-х работы возобновились.


Главной «фишкой» конструкции бомбардировщика можно считать изменяемую стреловидность крыла (этот конструктивный элемент, кстати, применен и в американских аналогах – В-1). Такое решение позволяет, с одной стороны, добиться минимальных значений взлетной и посадочной скорости. Во время этих маневров стреловидность минимальна – крылья самолета разведены в стороны – и он, при всей своей массе, не требует чересчур протяженных взлетно-посадочных полос (ему достаточно «всего-то» 2,2 км на взлет и 1,8 км на посадку). С другой же стороны, увеличение стреловидности – крылья прижаты к фюзеляжу – снижает аэродинамическое сопротивление и позволяет достичь максимальной скорости и выполнять сверхзвуковой полет.


Конечно, за все эти удобства приходится платить: крылья самолетов с изменяемой стреловидностью становятся тяжелее, их приходится оснащать сложными механизмами поворота, так что в современных самолетах редко используется подобное решение. Можно, сказать, что Ту-160 и В-1 являются исключением. Низко расположенные крылья «лебедей» могут менять стреловидность от 20 до 65 градусов. Это позволило сделать Ту-160 «многорежимным» бомбардировщиком, то есть, способным к до- и сверхзвуковому полету: простейший расчет показывает, что до Вашингтона из Москвы самолет долетит за 4 часа и без дозаправки.

22

Приборная панель пилотов



От носа до хвоста

Носовая часть фюзеляжа только для нашего глаза выглядит единой с основным корпусом: в радиоволнах она прозрачна, ведь за ее обтекателем скрывается бортовая РЛС, за которой размещено радиоэлектронное оборудование.


Следом идут герметичные отсеки, где размещается экипаж из 4-х человек. Каждый член экипажа может устроиться в довольно комфортабельном кресле с собственным механизмом катапультирования (кстати, и в этой области российским разработчикам нет равных – читайте про «Последний шанс пилота»). Рядом расположены различные технические отсеки, где находится бортовое радиоэлектронное оборудование, система управления вооружением, а также места отдыха, туалеты, отделения для разогрева пищи – словом, все, что нужно для длительных перелетов.


Шасси предоставляет для движения три опоры, передняя из которых – с управляемыми колесами. Под крыльями, в спаренных гондолах, установлены четыре турбореактивных двигателя тягой по 14 тыс. кг в обычном и по 25 тыс. кг в форсированном режиме. Каждый из них полностью автономен и не зависит от другого. Отсеки вооружения и топливные баки расположены и в передней части бомбардировщика, сразу за кабиной, и в хвостовой, под вертикальным килем. А заканчивается хвостовой отсек контейнером с тормозным парашютом.


Конструктивно фюзеляж Ту-160 представляет собой полумонокок, то есть нагрузки в нем распределяются между укрепляющими внутренними «ребрами» (стрингерами, шпангоутами и балками, на которые приходится основная часть нагрузок) и самим корпусом. Корпус бомбардировщика изготавливается, в основном, из алюминиевых и титановых сплавов (о преимуществах и недостатков этих материалов мы рассказывали в статье «Ракетные металлы»), со вставками из стеклотекстолита. Отдельные части конструкции скрепляются клепками и болтами.


Интересно, что при этом внутренняя неподвижная часть крыла представляет собой единое целое с фюзеляжем, что не только снижает количество конструктивных стыков и делает механизм изменения стреловидности более надежным, но и расширяет внутреннее пространство для размещения грузов и топлива. В полостях носовой и хвостовой частей крыла установлены тяги, механизмы и агрегаты систем управления.


Что в клюве?


Мало что в мире найдется более грозное, чем эти грациозные «белые лебеди». По словам бывшего главы дальней авиации российских ВВС Игоря Хворова, «один Ту-160 может взять на борт такое количество бомб, как эскадрилья Ту-22М3». Общей сложностью каждый бомбардировщик может взять на борт до 40 тонн вооружения, включая крылатые ракеты, обычные и корректируемые авиабомбы и так далее.

Пожалуй, самым «серьезным» их оружием можно назвать стратегические крылатые ракеты Х-55 (в натовской классификации – Kent); каждый Ту-160 может нести до 12 штук. Такие ракеты, несущие 200-килограммовый ядерный заряд, летят хотя и с дозвуковой скоростью (до 0,77 Махов), но на предельно малых высотах и огибают рельеф местности, что делает задачу их обезвреживания крайне непростой. Турбореактивный двигатель позволяет этим ракетам доставить смертельный груз на расстояние до 3 тыс. км.


Есть на вооружении «лебедей» и ракеты меньшей дальности – сверхзвуковые Х-15 (их на борту помещается уже 24 штуки), эффективные на расстояниях до нескольких сотен километров. Они приближаются к цели по аэробаллистической траектории, то есть при движении совершают выход в стратосферу, на высоту до 40 км, откуда и наносят смертельный удар на скорости до 5 Махов. Эти ракеты весьма действенны для подавления РЛС и других средств ПВО противника.


В отсеках вооружения Ту-160 могут нестись и бомбы – как неуправляемые, так и корректируемые, например, полуторатонные КАБ-1500, предназначенные для уничтожения особо прочных и подземных объектов – систем фортификации, командно-штабных пунктов и так далее.


В перспективе планируется на порядок усилить боевые возможности «лебедей», приспособив их для доставки нового поколения крылатых ракет с увеличенной дальностью и подходящих для уничтожения практически любых сухопутных и морских целей. Прежде всего, это малозаметные крылатые ракеты Х-101 (в ядерном варианте – Х-102). Каждый бомбардировщик-ракетоносец сможет нести 12 штук таких ракет, способных летать на высотах и 6 тыс. м, и у самой земли – 30-70 м, поражающих цели с расстояния 5 тыс. км и с точностью до десятка метров. Другой перспективный вариант – глубоко модернизированная ракета Х-55, получившая и кодовое название Х-555, обладающая повышенной точностью и повышенным боезапасом (350 кг).


А что сегодня?


После распада СССР имевшиеся в наличии Ту-160 были разделены между республиками. 19 из них, базировавшиеся на авиабазе 84-го гвардейского бомбардировочного авиаполка в Прилуках, достались Украине. Восемь из них передали России в счет долгов за газ, а остальные были попросту распилены (последний украинский «лебедь» превращен в музей, и его можно посетить в Полтаве).


Из оказавшихся в России самолетов один погиб: в 2003 г. самолет «Михаил Громов» (бортовой номер 01) разбился при заходе на посадку вместе со всем экипажем. Остальные «лебеди» живы и по сей день. К началу 2001 г., в соответствии с договором ОСВ-2, на службе в России осталось 15 самолетов Ту-160, из них 6 были вооружены стратегическими крылатыми ракетами. С тех пор поступили на службу еще несколько Ту-160, а имеющиеся были модернизированы, получив, в числе прочего и более экономичные двигатели, что позволило еще более увеличить дальность полета.


Вообще, модернизация включила множество доработок, в том числе переход на полностью цифровую систему авионики, защищенную от излучения и других факторов поражения ядерного взрыва; поддержку системы навигации ГЛОНАСС; работу с новейшим высокоточным оружием. Кроме того, есть сообщения и об использовании некоего нового покрытия, существенно снижающего видимость самолета на радарах. Во всяком случае, в 2006 г. тогдашний командующий российской дальней авиацией Игорь Хворов заявил, что в ходе учений группа Ту-160 незамеченной проникла в воздушное пространство США и Канады над Арктикой.


Базируются они в Саратовской области, на аэродромах 121-го гвардейского авиаполка в Энгельсе. Самый «молодой» из «лебедей» - Ту-160 «Виталий Копылов» - поступил на вооружение в апреле 2008 г. Летом 2007 г. Россия возобновила полеты стратегической авиации над удаленными регионами, а 10 сентября этого года пара этих самолетов впервые приземлилась на военном аэродроме Либертадор в Венесуэле: они приняли участие в совместных военных учениях и снова вернулись домой, в Подмосковье. Небеса далеких стран снова увидели полет «белых лебедей».


43

Официальный постер ОКБ Туполева









45

На взлете и при посадке















4п

Стая: «Белый лебедь» Ту-160 с другим бомбардировщиком Туполева - Ту-95









==========================================================

Модификации

4а
Проект авиационно-космического комплекса «Бурлак»: модифицированный Ту-160 должен был выводить на орбиту небольшие спутники




Использовать и развить уникальные характеристики Ту-160 конструкторы пробовали в самых разных направлениях. К сожалению, почти все модификации «лебедей» так и остались проектами как из-за инженерных просчетов, так и из-за печально известных недостатков финансирования.

  • Ту-160В должен был работать на уникальной силовой установке с реактивными двигателями на жидком водороде.
  • Ту-160М создавался для доставки гиперзвуковых маневрирующих крылатых ракет Х-90 «Коала». Однако поскольку перспективы доработки этих уникальных ракет остаются по-прежнему туманны, работы над модификацией приостановлены – надеемся, лишь временно.
  • Ту-160П должен был стать тяжелым истребителем, сопровождающим стратегические бомбардировщики, вооруженным ракетами «воздух-воздух» большого радиуса действия.
  • Ту-160ПП – самолет радиоэлектронной борьбы и разведки, разработка остановлена на этапе изготовления макета.
  • Ту-160К должен был стать частью боевого авиационно-ракетного комплекса «Кречет», несущего пару двухступенчатых баллистических ракет с комплексом средств для преодоления систем противоракетной обороны.
  • Ту-160СК – почти мирная модификация, носитель космической ракеты «Бурлак», мог бы выводить на орбиту небольшие (до 1,1 т) грузы. Старт ракеты с высот более 9 км должен был обеспечить вывод аппаратов на орбиту по весьма невысокой стоимости. Главное предназначение такого комплекса состояло в быстром пополнении спутниковой группировки при уничтожении их на орбите и разрушении космодромов. Именно на его основе создается сегодня аналогичный коммерческий комплекс «Воздушный старт» (правда, уже на базе самолета-носителя Ан-124-100BC, модифицированного «Руслана»).

    http://www.popmech.ru/part/?articleid=4357&rubricid=13



Рейтинг публикации:

Нравится0



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map