Сегодня можно сказать, что тот страшный упадок, в котором оказались наши
ВВС после развала Советского Союза, остался позади. И последние 5-7 лет
мы наблюдаем неуклонное движение вперед, если не дальнейшее развитие,
то хотя бы наверстывание упущенного.
Говоря
о дальних горизонтах, мы имеем в виду программы развития авиации:
перспективные комплексы ПАК ФА, ПАК ДА и ПАК ТА. Основные успехи у нас в
создании истребителя пятого поколения, Су-57 приобрел законченную форму
и содержание. Вопрос в том, что есть «поколение» применительно к
авиации и насколько Су-57 и его оппоненты соответствуют?
Конечно, соответствуют. Несмотря на то, что само понятие «поколения»
довольно условно. Временные отрезки здесь не применимы, поколение
появляется одновременно с новыми качествами, которые резко отличают
самолеты от предыдущих.
Первое поколение представляли обычные дозвуковые реактивные истребители типа МиГ-15 и МиГ-17.
Второе поколение. Сверхзвуковая скорость, ракеты «воздух-воздух», отход авиапушек на второй план. Пример — МиГ-21.
Третье
поколение. Изменяемая стреловидность крыла, следующее поколение
радаров, способных уже производить некоторую селекцию целей. До этого
все локаторы видели только радиоконтрастность на фоне неба. Примеры —
МиГ-23 и «Фантом».
Четвертое поколение. Главное отличие —
многофункциональность. Плюс сверхманевренность, как часть ЛТХ. Но
принципиальное отличие заключается именно в наличии управляемого оружия в
режимах "воздух — воздух" и "воздух — поверхность".
Пятое
поколение. Даже сегодня говорить о четких критериях истребителя пятого
поколения сложно, мнения расходятся даже у реальных экспертов. Одни
говорят, что он должен соответствовать формуле «трех С» —
свехнезаметность, сверхманевренность, сверхзвук.
Другие
убеждены, что главное — это высокоточное вооружение, возможность
атаковать противника без входа в зону действия его ПВО, принцип «длинной
руки».
По мнению научного руководителя ГосНИИ авиастроения
академика Евгения Александровича Федосова, которое он высказал в
интервью агентству «Интерфакс», самолет пятого поколения отличается от
предыдущего прежде всего появлением активной фазированной решетки
радиолокатора.
Что она дает? Во-первых, широкую полосу частот.
По сравнению с механической антенной эта антенна более широкополосная.
Поэтому можно какую-то часть диапазона частот пустить как локацию, а
какую-то, как постановщик помех. Потому что прямой луч — это большая
мощность. Этот луч "слепит" противника намертво. Значит, он может
работать и как радиолокатор, и как мощный постановщик помех.
Кроме
того, антенна АФАР может использоваться как дополнительное средство
радиосвязи в широком диапазоне, хотя бы между истребителями.
Активная
фазированная решетка лучше решает проблему синтезирования апертуры, а
главное обеспечивает очень высокую надежность работы радара, потому что
выход из строя отдельных модулей не нарушает всей работы, просто идет
падение потенциала.
Пока эти модули делаются на арсениде галлия,
но сейчас российская промышленность на нитриды галлия. Кстати,
американцы уже перешли. Если арсенид галлия держит температуру 50С, то
на нитриде до 200 градусов. Поэтому на новом модуле можно получить
мощность 20-30 ватт, а на нынешнем не больше 5-7 ватт. Это позволит либо
уменьшить диаметр антенны, либо увеличить дальность, потому что
повышается потенциал.
Активная фазированная решетка — это очень принципиальный момент для самолета пятого поколения.
Самолет
пятого поколения строится в первую очередь для так называемых
сетецентрических войн, когда ведутся высоко координированные групповые
действия. С взаимодействием различных видов войск. Это тоже
принципиальный момент, потому что сегодня одиночных боев практически
нет. С появлением ракет "воздух-воздух" большой дальности, достигающей
сотни километров, необходимости вести одиночный ближний бой нет.
Опираясь
на мнение Евгения Александровича, можно сделать и некоторые выводы о
самолетах пятого поколения, которые есть у США и теперь у нас.
Отправной
точкой для создания истребителя пятого поколения послужил наш Су-27.
Надо сказать «спасибо» индусам, которые провели не одну серию
сравнительных испытаний, в результате которых F-15, F-16 и F-18 не
выиграли ни одного боя у Су-27.
Информация разошлась по всему
миру и задача у американцев была такая — цена не важна, важна
эффективность. F-22 должен был быть эффективнее Су-27.
F-22
закладывался в первую очередь как самолет, способный победить Су-27. Но
он оказался очень дорогим, все-таки стоимость за 100 млн долларов для
самолета, который является расходным материалом в войне за превосходство
в воздухе, это многовато.
Американцы это тоже прекрасно поняли,
потому F-22 на экспорт и не пошел, и для своих ВВС был выпущен далеко не
в тех количествах, в которых первоначально планировалось.
Есть
мнение, вполне оправданное, что не только Су-57, но и Су-35 лучше, чем
F-22. У «Раптора» есть сверхзвук на крейсерском режиме. У нас сверхзвука
на Су-35 нет, но все остальное, как минимум, не хуже.
«Стелс»-технологии у F-22 тоже вызывают массу нареканий.
С F-35
тоже далеко не все так гладко, как показывают. Да, укороченные взлет и
посадка — это полезно, но свою роль в уменьшении дальности полета и
боевой нагрузки они однозначно сыграли.
Самолет предполагался
как массовый. У F-35 была задача, поскольку F-22 дорогой, то
«Лайтнинг-2» должен был стать массовым, соответственно — дешевым. При
этом на создание и обучение летать F-35 США истратили уже весьма много
миллиардов долларов. В итоге самолет оказался такой же дорогой как F-22.
Без сомнения, когда самолет пойдет в массовое серийное
производство, он подешевеет, так однозначно будет. Но вот сказать, что
это машина, превосходящая Су-35, нельзя. Пока не говорим о Су-57, здесь
все-таки должно пройти еще некоторое время, за которое можно
окончательно сделать выводы о том, насколько кто кого превосходит.
Действительно,
говорить о превосходстве или отсутствии такового у Су-57
преждевременно. Но уже сегодня можно вполне спокойно сказать, что в США
не все так гладко с F-35. Постоянно появляются сведения о том, что
финансовое управление министерства обороны его постоянно бракует и
предлагает программу закрыть.
Но все прекрасно понимают, что
закрыть нельзя, просто потому, что вгрохано денег не просто много. Так
что конечно, НАТО и все желающие будут вооружаться этим самолетом,
деваться некуда.
И то, что его рано или поздно доведут до ума,
тоже сомнений нет. Весь вопрос умения, времени и денег. Умение
американских инженеров мы обсуждать не будем, это отдельный вопрос,
время… время пока тоже есть. Деньги? Это вопрос риторический.
Вполне
возможно, что в США примут решение бросить доводку до ума истребителей
пятого поколения и всерьез займутся шестым. Возможно, это будет более
выгодное решение с финансовой точки зрения.
Так как сегодня
только теоретически можно представить противостояние Су-57 и его
оппонентов, давайте в размышлениях о будущем оттолкнемся от очевидных
фактов.
F-22 однозначно будущего не имеет. Самолет вышел, мягко говоря, не совсем удачным и дорогим.
F-35
вышел дорогим, но значительно увереннее себя чувствует в небе, нежели
предшественник. Это серьезная разработка, овеществленная в металле и
пластике. Насколько этот самолет будет доработан и модернизирован,
покажет время.
Су-57. Вот тут немного сложнее, потому что самолет
только-только оперился и встал на крыло. Насколько он хорош, покажут
ближайшие несколько лет. Но раз военные говорят, что у машины большие
возможности по дальнейшему совершенствованию, не то чтобы хочется им
верить, скорее всего, так и есть.
Примеры приводить не надо,
достаточно посмотреть на «старичков» Су-27 и МиГ-29, которые до сих пор
язык не поворачивается назвать устаревшими. Это как бы неотъемлемая
черта всех наших самолетов — долговечность и способность к
модернизациям.
Так что Су-57 предстоит пройти еще очень долгий
путь в развитии и совершенствовании, и нельзя однозначно сказать, что мы
здесь катастрофически уступаем США во временном отрезке.
В
отличие от американцев, у нас есть самолеты, которые могут успешно
выполнять свои задачи в воздухе. Наличие МиГ-35, Су-30, Су-35, Су-34 —
это, с одной стороны, проверенные уже в условиях боевого применения
машины, с другой стороны — экспортный потенциал. С третьей — возможность
без надрыва проводить все работы по Су-57 без оглядки на
«потенциальных».
Думаю, что, если у нас и начнутся работы по
истребителю 6-го поколения, то произойдет это весьма нескоро. По крайней
мере, не раньше, чем наши военные придут к окончательным выводам по
эффективности Су-57.
Но, в отличие от американцев, у нас время
есть. И оно покажет, какой путь выберут «потенциальные»: доводить до ума
F-35 или начинать работы над самолетом следующего поколения. Самолет в
целом неплох, вот только по американской привычке «не уступать», вполне
возможно, что работы начнутся в недалеком будущем.