Российской военной операции в Сирии исполнилось два года. 30
сентября 2015 года Владимир Путин как Верховный главнокомандующий дал
приказ начать удары по объектам «Исламского государства*». Главную роль в
операции сыграла российская военная авиация – и легко заметить, что ее
работа по целому ряду специфических характеристик оказалась на удивление
эффективной. Как этого удалось добиться?
Высокая интенсивность полетов - и ноль авиапроисшествий
Наиболее
выразительным показателем для оценки эффективности работы военных
летчиков является соотношение количества боевых вылетов к количеству
понесенных при этом потерь. Чисто статистически потери при боевом
применении любых войск, в том числе авиации неизбежны. Но если
рассмотреть, что происходит в этом смысле с российской авиагруппировкой в
Сирии, обнаружатся поистине поразительные вещи.
За время операции, по официальным данным, произведено более 28 тыс. боевых вылетов и около 99 тыс. ударов по боевикам. Потери
же ВВС РФ в Сирии на сегодняшний день таковы: 3 самолета (сбитый
турецким F-16 Су-24, а также Су-33 и МиГ-29К авиакрыла крейсера «Адмирал
Кузнецов») и 5 вертолетов.
Важно различать, что есть боевые
(понесенные при столкновении с противником) и небоевые (вне таких
столкновений) потери. К примеру, истребители с «Кузнецова» упали, судя
по всему, без всякого внешнего воздействия, но несколько российских
вертолетов сирийским боевикам все-таки удалось сбить с земли.
И
все же, строго говоря, все потерянные ВВС России в Сирии самолеты можно
вынести за скобки и не учитывать в нашей статистике. Су-24 был сбит
турецким истребителем при не до конца выясненных обстоятельствах. Что
касается авиакрыла «Кузнецова», то оно совершило всего несколько сотен
вылетов - то есть доли процента от общего числа, и высокая аварийность в
данном случае говорит скорее о печальном состоянии Морской авиации, а
не о том, что происходит с авиагруппой на аэродроме Хмеймим.
Для
сравнения, за более чем девять лет войны в Афганистане был выполнен
почти миллион боевых вылетов, во время которых были потеряны 107
самолетов и 324 вертолета. Иначе говоря, при грубом округлении, на
каждые сто тысяч вылетов в Афганистане ВВС СССР теряли десять самолетов и
тридцать вертолетов. Если бы такая же пропорция сохранялась в ВВС
России во время операции в Сирии, потери российской авиации должны были
бы составить два-три самолета и около десятка вертолетов. Оставим за
скобками тот важный факт, что в Афганистане советские самолеты летали в
условиях реального и тяжелого зенитного противодействия с земли, чего
наши летчики в Сирии практически не имеют.
А если вспомнить еще
более давние времена, а именно Великую Отечественную, то окажется, что
тогда до шестидесяти процентов советских самолетов были потеряны без
какого-либо воздействия противника - в результате аварий и катастроф.
Возрождение после развала
В
Сирии ВКС использовали: фронтовые бомбардировщики Су-24М,
многофункциональные истребители-бомбардировщики Су-34, дальние
бомбардировщики Ту-22М3, стратегические бомбардировщики Ту-95, Ту-160,
штурмовики Су-25, многоцелевые истребители Су-27СМ, Су-30СМ, Су-35С,
истребители-перехватчики МиГ-31, вертолеты Ми-8, Ми-24, Ми-28Н, Ка-52,
самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50,
самолет комплексной разведки Ту-214Р, самолет радиоэлектронной разведки и
РЭБ Ил-20М1. По данным Генштаба,
численность группировки ВКС в Сирии за время операции никогда не
превышала 35 самолетов. Это примерно один авиаполк. Можно отметить, что
это не какой-либо штатный авиаполк ВКС РФ, а условная «сборная» - в
авиагруппу привлекаются летчики разных подразделений со всей страны.
«Ни
одной катастрофы или серьезного летного происшествия с самолетами,
которые вылетали именно с авиабазы Хмеймим и с других аэродромов на
территории Сирии, не было вообще», - подтвердил газете ВЗГЛЯД военный
эксперт Виктор Мураховский.
«Были случаи, когда противник сбивал вертолеты армейской авиации. Но это неизбежные потери, когда противник насыщен
автоматическими зенитными пушками и крупнокалиберными пулеметами.
Отмечались случаи пусков по вертолетам и переносных зенитно-ракетных
комплексов, и противотанковых управляемых ракет», - рассказал
собеседник. «Что касается именно фронтовой авиации, то они потерь не
имели, за исключением «удара в спину» со стороны турецких ВВС», - добавил он.
Если
судить по официальным данным, у ВКС вообще не было небоевых потерь. Не
сообщалось также о фактах выхода из строя техники в результате
авиационных происшествий.
Это стоит без преувеличения назвать
феноменальным показателем. Российские военные летчики, если верить
официальным данным (а нет оснований им не верить), не совершили в Сирии
ни одной критической ошибки, которая бы привела к потере машины. Ни один
из используемых ВКС РФ в Сирии аппаратов никогда критически не подвел с
технической точки зрения. Но дело в том, что техника неизбежно
подводит, а люди неизбежно делают ошибки, искусство командира лишь в
том, чтобы как можно сильнее минимизировать этот эффект. По крайней
мере, именно так считают военные летчики. Операция же в Сирии полностью
опровергает этот до последнего времени незыблемый постулат.
Все
это выглядит тем более удивительным, что с 1991-го года до буквально
последних нескольких лет ВВС РФ пребывали в состоянии перманентного и
даже катастрофического развала. Были расформированы десятки знаменитых
авиаполков и дивизий, заброшены аэродромы, закрыты летные училища,
десятилетиями в войска не поступала новая техника, тысячи летчиков были
уволены из ВВС, а оставшиеся не могли подняться в небо из-за того, что в
частях отсутствовали запчасти и топливо. И вдруг, на этом фоне - такие
неожиданно достойные показатели в Сирии.
Что же позволило достичь
столь невероятных результатов - причем не только отсутствия потерь, но и
высокого числа вылетов и эффективности поражения противника?
По мнению большинства экспертов, своим успехом ВКС обязаны трем факторам.
Первый: высокий уровень техники и персонала
Эффективные
действия ВКС главный редактор журнала «Экспорт вооружений», сотрудник
Центра анализа стратегий и технологий Андрей Фролов объяснил новизной
российской техники, а также качественным ее обслуживанием. «Машины там
применяются либо нового производства, либо те, что прошли ремонт и
модернизацию», - сказал он газете ВЗГЛЯД.
Главком ВВС
(2002-2007), Герой России, генерал армии Владимир Михайлов считает, что
успехам ВКС в Сирии способствует высокое качество российских самолетов,
высокий уровень подготовки летчиков и безукоризненная работа всего
персонала, участвующего в подготовке и организации полетов. «Техника
очень надежная», - подчеркнул собеседник. «Американцы были в шоке, когда
узнали о количестве выполняемых нами вылетов. Им этого не понять», -
добавил он.
«Главная причина успеха – это возврат должного
внимания со стороны военно-политического руководства России к боевой
готовности и технической оснащенности российских вооруженных сил», -
вторит бывшему главкому и Мураховский. Продемонстрирован новый уровень
управления боем отметил эксперт и добавил:
«Из
национального центра управления обороной страны оперативная группа в
режиме реального времени взаимодействует с командованием группировки в
Сирии и с ВКС, которые работают непосредственно над полем боя. Она
получает картинку в режиме реального времени с беспилотников, с
некоторых космических средств, данные радиолокационной обстановки. В
общем, гигантская система управления совершенно нового типа, которой
раньше не было никогда у нас, и в советской армии ее не было».
Эксперт
указал, что командование группировки представлено общевойсковыми
командирами, оперативные группы военных советников, которые действуют
при сирийских соединениях и некоторых частях – это тоже общевойсковые
командиры.
«Также я бы отметил действия нашей системы
материально-технического обеспечения, которая на этом удаленном театре
военных действий сумела обеспечить нормальные условия для людей и
техники, бесперебойное снабжение всей номенклатурой – от горючего,
боеприпасов до вещевого обеспечения», - подчеркнул Мураховский.
Второй фактор - разведка
Как известно, в Сирии действуют все виды разведки. Глава Чечни Рамзан Кадыров еще в начале 2016 года операции заявлял,
что сражаться против ИГИЛ* авиации помогают сухопутные силы, в том
числе лучшие бойцы чеченского спецназа. Кроме того, бывший командующий
Сил специальных операций (ССО) Алексей Дюмин признавался «Коммерсанту»,
что лично выполнял боевые задании в странах дальнего зарубежья, скорее
всего, имея в виду как раз Сирию.
Работают разведгруппы, спецназ,
а также местная агентура, какую-то информацию передают и сирийцы,
перечисляет Фролов. «Безусловно, удары без разведки не наносятся, за
исключением ударов, которые выполняются в так называемом режиме
«свободной охоты». Такие задачи тоже ставятся», - добавил эксперт. «И
беспилотные летательные аппараты, и самолеты радиотехнической разведки, и
Ту-214Р, которые имеют РЛС бокового обзора, и спутники – все
используется», - указал он.
Мураховский тоже подчеркивает
огромную важность разведки. «Задействованы и космическая, и воздушная, и
радиоразведка, и войсковая, и глубинная, - которую, например, ССО
обеспечивают, - и агентурная. По каждой цели составляется карточка, где
указаны источники, достоверность данных и так далее», - объяснил он.
«Известно,
что удары мы наносим по важным целям и только при подтверждении из
нескольких источников, в том числе и технических средств разведки.
Причем при подтверждении высокой степени достоверности», - рассказал
собеседник.
Эксперт напомнил, что эти данные понадобились не
только ВКС, но и ВМФ. «Для того, чтобы использовать высокоточное оружие,
например, «Калибр» тот же, надо иметь точные разведывательные,
навигационные и топогеодезические данные», - отметил он.
«Цели,
которые разведывают наземный спецназ, разведгруппы, - это близкая,
тактическая глубина. В основном они работают для наземных,
правительственных войск, для ракетных войск и артиллерии, - поясняет
газете ВЗГЛЯД бывший командующий 4-й армией ВВС и ПВО, генерал-лейтенант
Валерий Горбенко. - На оперативной глубине – это уже спутники,
беспилотники, плюс агентура. Беспилотные средства разведки позволяют в
реальном масштабе отслеживать действия игиловцев, определять места
скопления».
Горбенко напомнил, что в нашей авиации давно
действует правило: самолету перед вылетом назначается две цели -
основная и запасная.
«Но благодаря данным с беспилотников, уже в
воздухе может происходить не только нацеливание, но и перенацеливание.
Это позволяет наносить очень точные удары как управляемыми, так и
неуправляемыми средствами. Точность увеличилась в разы, практически
попадание с отклонениями 1-2 метра. Сразу же оценивают результаты
ударов. Как раз увеличение точности привело к увеличению общей
эффективности в разы», - сказал генерал.
Третий – задействованы сразу все рода войск
Как
подчеркнул Мураховский, высокая эффективность ВКС обеспечивается и тем,
что они действуют в Сирии не в одиночку, а при поддержке всех остальных
родов и видов войск. «Очень эффективно и успешно действуют и ССО, и
ВМФ, применяя, например, ракетные комплексы «Калибр». Несмотря на
проблемы с оснащением флота современными кораблями, он совместно с ВКС
обеспечил бесперебойное функционирование в высоком темпе так называемого
«сирийского экспресса», то есть доставку техники и предметов
материально-технического обеспечения из российских портов в Латакию», -
считает Мураховский. Не стоит забывать про метеорологическое и
медицинское обеспечение.
Впрочем, Антон Мардасов, начальник
отдела исследований ближневосточных конфликтов Института инновационного
развития, считает роль ВМФ, в отличие от роли ВКС, не до конца успешной.
«Собственно, авиация себя показала замечательно: и летчики, и
вертолетчики, и истребители. Но были противоречивые моменты по походу
«Адмирала Кузнецова». Применение авианесущего крейсера для современного
флота, - это конечно, не самый сильный опыт. Этот поход имел более
учебно-боевые задачи – задел на будущее», - заявил он газете ВЗГЛЯД.
Как
считает Мардасов, важную роль в успехе сыграла и ставка России на
восстановление регулярной сирийской армии. Как пояснил эксперт:
«Вот
Иран - в момент своего вмешательства в сирийский конфликт - начал
создавать ополчение, то есть параллельные военным сирийским
подразделениям структуры. Россия же выбрала другой путь – она сразу
стала «накачивать» именно армейские структуры. Были, конечно, и поставки
оружия ополчению, но ставка была сделана на регулярные подразделения,
точнее на то, что от них осталось».
Как подтверждает и
Мураховский, подготовку сирийских военных ведут наши танкисты,
артиллеристы, связисты и целый ряд других офицеров.
«Высокий уровень оперативного искусства и тактики, который до этого
сирийская армия никогда не демонстрировала, достигнут благодаря нашей
помощи
, в том числе в подготовке
командиров штабов и военных специалистов», - подчеркнул
собеседник. Мураховский подчеркивает, что все три упомянутых экспертами
фактора победы важны в комплексе, при провале одного из них ни о каком
разгроме противника говорить бы не пришлось.
Война выявила и ряд слабостей ВКС
Наши
военные стараются информацию о проблемах в ВКС не распространять, - в
том числе, чтобы не радовать боевиков, - заявил газете ВЗГЛЯД военный
эксперт Антон Лавров. «Известен только фактор наличия проблем», - указал
он. Однако о некоторых пресса ранее все же сообщала.
В
частности, высокоточные крылатые ракеты поначалу в ряде случаев просто
не пускались. «Есть проблемы с авиационной техникой, в частности, по
применению крылатых ракет воздушного базирования», - признавал в декабре 2015
года замкомандующего Дальней авиацией генерал-майор Анатолий Коновалов.
Однако в дальнейшем этот технический сбой устранили.
«Это общая
проблема, связанная с развитием военной инфраструктуры, - отметил Антон
Лавров. - Даже ракеты и бомбы со спутниковым наведением требуют
развернутых наземных функций корректировки, для увеличения точности.
Видимо, это сразу не было сделано и заняло какое-то время».
В марте 2016 года источники в Объединенной авиастроительной корпорации и ВКС сообщали о том, что в ходе операции возникали сбои в работе оборудования новейших самолетов «Су». Отказы происходили в
системе управления самолетом и двигателях. Однако эти отказы, как
сообщалось, происходили по «мелочи» и «были в целом некритичными». В
этой связи их удавалось устранять по ходу, и никакого серьезного влияния
на действия авиации они не оказали.
Однако со многими проблемами справиться до сих пор не удалось. И одна из главных связана с высокоточными боеприпасами.
Резервы
свободнопадающих бомб (например, ФАБ-250 М-62 и ОФАБ-250) у нас,
образно говоря, почти безграничны, а вот высокоточных боеприпасов остро
не хватает, сообщил Лавров. В связи с этим такое вооружение «приходится
использовать практически с заводов, так как не созданы запасы», -
объяснил эксперт.
Остроту проблемы с боеприпасами удалось снизить за счет того, что с начала прошлого года ВКС, насколько известно, начали использовать крылатые ракеты Х-35 (в боевой обстановке ранее не испытывались). Нюанс
в том, что эта ракета – противокорабельная. Специфическая траектория
полета, а также особенности характеристик радиолокационной головки
самонаведения значительно осложняют стрельбу по наземным целям. Это
возможно, хотя и очень дорого.
Оптимально было бы применение
корректируемых авиабомб (КАБ), которые значительно дешевле высокоточного
оружия. Но дело в том, что запасы КАБ у России не так уж и велики, так
как долгое время считалось, что подобное вооружение понадобится в редких
случаях.
Кроме того, в России не так уж много пилотов, умеющих
использовать КАБы. Отдельно стоит отметить, что КАБ-500С - отнюдь не
дешев, по стоимости он равен автомобилю премиум-класса. Поэтому, по
данным прессы, такие бомбы пришлось расходовать экономно - редкая цель в
Сирии удостаивалась более чем одной КАБ, чего порой недостаточно для гарантированного уничтожения.
С
подобной проблемой сталкивались и американцы при широком внедрении
высокоточного оружия (1990-е годы). Для них решением стало внедрение
JDAM – комплекта оборудования на основе технологии GPS, преобразующего
имеющиеся свободнопадающие бомбы во всепогодные корректируемые
боеприпасы. С учетом огромных запасов ФАБ и ОФАБ для нашей страны это
могло бы стать относительно недорогим и простым выходом из ситуации,
однако в России пока ничего подобного не создано. По крайней мере, в
открытых источниках о создании такого оборудования не сообщалось.
Остро не хватает ударных беспилотников
В
связи с этим больший упор все еще делается на более дешевое оружие -
неуправляемое, отметил Лавров. Такими бомбами сложнее попасть по
движущимся мишеням, указал он и добавил:
«Мы не
НАТО и пока еще исключительно высокоточным оружием не действуем, -
указал он. С одной стороны, это снижает затраты, с другой же, делает
куда более уязвимыми наши самолеты. Очевидно, что охота за мобильными
целями, - вооруженными пикапами и просто малыми группами, - сопряжена с
риском для пилотов».
Ведь летать
приходится на малых высотах с риском напороться на огонь зенитных
пулеметов, ручных гранатометов и ПЗРК. Здесь как нельзя более кстати
могли бы прийтись ударные дроны. Вот только подобная российская техника
все еще находится в стадии испытаний. «Существует очень большая проблема
ударных беспилотников - их нет», - подчеркнул Лавров. В Сирии и Ираке
воюют дроны китайского и даже иранского производства. «Используют
самодельные беспилотники ИГИЛ и курды - все, кто угодно, а у нас они
по-прежнему находятся в разработке, и когда появятся – непонятно», -
посетовал эксперт.
Но отчасти и эту проблему все же решить
удалось. «В последние месяцы стали активнее использовать вертолеты, и с
поражением движущихся целей стало лучше, по моим впечатлениям», -
отметил Лавров. «Да и управляемого оружия появилось гораздо больше», -
добавил он. Ударные вертолеты отчасти перекрыли нишу беспилотников, но и
их в Сирии не так много. «Они более уязвимы, особенно днем, и не могут
долго находится в воздухе, патрулировать», - указал эксперт.
Выявила
операция в Сирии и еще один недостаток. Выяснилось, что
тактико-технические характеристики и количество самолетов-заправщиков не
могут обеспечить российскую авиацию на дальних полетах. У нас массовая
нехватка заправщиков, а также пилотов, готовых к заправкам в воздухе,
отметил Лавров. Но для войны в Сирии это не особо важно, указал эксперт,
так как для всех дислоцированных на базе Хмеймим самолетов, кроме,
может быть, Су-25, дальность там вполне доступная. Однако данная
проблема выявилась при массовой переброске ВКС в Сирию в 2015 году и
выводе части войск в 2016-м, когда самолеты не дозаправлялись в воздухе,
а ограничивались только подвесными топливными баками.
«Удары с
воздуха и с моря по группировкам и инфраструктуре террористических
организаций ИГ** и «Джебхат-ан-Нусра» были точными и мощными,
эффективными, - заявлял в мае 2016 года президент Владимир Путин. - Вместе с тем, и на этом мы
должны будем сосредоточить все наше внимание, операция в Сирии выявила и
определенные проблемы, недостатки. По каждому проблемному вопросу
должно быть проведено самое тщательное расследование, имею в виду
профессиональное расследование, самый тщательный анализ, а затем приняты
меры по устранению этих проблем».