Несмотря на предпринимаемые усилия, американцам так и не удалось
переломить ситуацию во Вьетнаме. Использование медлительных
стратегических бомбардировщиков В-52 обходилось слишком дорого не только
в части эксплуатации. В конце 60-х в небе Индокитая им
противодействовали 85 и 100-мм зенитки, перехватчики МиГ-21 и ЗРК СА-75.
При «ковровом» бомбометании, выполненном в горизонтальном полете с
высоты 9000-12000 м, на земле образовывался прямоугольник "лунного
ландшафта" размерами 2600 x 800 м. Но речь при этом шла только о
поражении площадных целей. Зачастую бомбы падали на участки джунглей,
где не было партизан, или на дома мирных жителей.
Для поражения
точечных особо важных целей попробовали приспособить сверхзвуковой
бомбардировщик B-58 Hustler. Для этого на авиабазу «Эглин» весной 1967
года прибыли четыре «Хастлера», на которых экспериментировали с
вооружением.
Бомбардировщик B-58
В-58, разработанный для замены В-47, с самого начала был
«заточен» только для доставки ядерного оружия, и предназначался для
прорыва ПВО на высоких сверхзвуковых скоростях и больших высотах.
Самолёт был оснащен весьма сложной по меркам 60-х годов
прицельно-навигационной системой AN / ASQ-42. Оборонительное вооружение
состояло из 20-мм шестиствольной пушки с автоматизированной
радиолокационной системой управления огнём, станции постановки активных
помех и автоматов выброса дипольных отражателей. Термоядерная бомба
подвешивалась в специальном обтекаемом контейнере в нижней части
фюзеляжа. Максимальная боевая нагрузка могла достигать 8800 кг.
Трёхместный
самолёт с максимальной взлётной массой 80240 кг, мог наносить ядерные
удары на дальности 3200 км. Максимальная скорость полёта 2300 км/ч,
крейсерская – 985 км/ч. «Хастлер» был способен резко ускоряться и
совершать стремительные сверхзвуковые броски при прорыве рубежей ПВО. На
момент появления В-58 обладал лучшими разгонными характеристиками, чем
любой существующий перехватчик, а по длительности движения на
сверхзвуковой скорости оставлял далеко позади самые совершенные
истребители того времени.
Бомбардировщик В-58 обладал очень
высокими лётными данными, но и его стоимость $12 млн. в ценах конца 50-х
годов была запредельной. Эксплуатация самолёта с очень сложным БРЭО
обходилась слишком дорого. К тому же число аварий и катастроф оказалось
неприемлемо высоким. Из 116 построенных самолётов в лётных происшествиях
было потеряно 26 единиц.
Во второй половине 60-х тучи над
«Хастлером» сгустились. После массового развёртывания ЗРК и появления в
СССР сверхзвуковых перехватчиков с управляемыми ракетами В-58 перестал
быть «абсолютным оружием». Дабы продлить боевую службу «Хастлера» его
попытались приспособить для уничтожения особо важных целей неядерными
авиационными боеприпасами. Под занавес карьеры несколько В-58
дооборудовали для подвески четырёх 908-кг бомб Мк.64. Несмотря на
положительные в целом результаты испытаний, принять участие во
Вьетнамской войне «Хаслеру» так и не удалось. Самолёт с бомбовой
нагрузкой был достаточно устойчив при полёте с высокой скоростью на
большой высоте. Но в 1967 году большие скорость полёта и высота уже не
гарантировали неуязвимости. Скоростные полёты на малой высоте оказались
очень утомительными для экипажа и откровенно опасными. К тому же
взлётно-посадочные характеристики самолёта для полевых аэродромов
Юго-Восточной Азии были недопустимо низкими, а стоимость обслуживания
чрезмерно высокой.
После победы Израиля в войне 1967 года в
распоряжении израильтян оказалось значительное количество техники и
вооружения советского производства. Израиль вполне предсказуемо
поделился трофеями с США. Особенно американцев интересовали возможности
советских радаров. На полигон во Флориду были доставлены станция
наведения зенитных ракет СНР-75, а также РЛС П-12 и П-35, где их
тестировали в сравнении с американской станцией кругового обзора AN /
TPS-43А. Американские специалисты пришли к выводу, что несмотря на
некоторое отставание в развитии радиоэлектронной элементной базы,
большие габариты и вес, советские радары продемонстрировали вполне
приемлемые характеристики дальности обнаружения и помехозащищённости.
Детальное исследование режимов работы станции наведения ракет и
радиолокаторов помогло при создании подвесных контейнеров
радиоэлектронного подавления индивидуальной и групповой защиты. На
первом этапе испытаний против советских радиотехнических систем
тестировались самолёты РЭБ EB-57 Canberra и ЕА-6 Prowler.
В 1968
году на авиабазе была построена самая крупная в США климатическая
камера. В ней проходил испытания сильным морозом опытный экземпляр
военно-транспортного самолёта С-5A Galaxy. Площадь морозильного ангара
составляет 5100 м².
15 августа 1970 года с авиабазы «Эглин» на
южновьетнамский аэродром Дананг своим ходом отправилась группа новых
спасательных вертолётов Sikorsky MH-53 Pave Low. Они прибыли к месту
назначения 24 августа, совершив семь промежуточных посадок и пролетев
14064 км. На маршруте MH-53 сопровождали заправщики HC-130Р.
В
1971 году на полигоне приступили к испытаниям «мини ганшипов» АС-23А
Peacemaker и AU-24A Stallion. Самолёты вооружались трёхствольной 20-мм
пушкой ХМ-197 и могли нести на подкрыльевых пилонах боевую нагрузку
массой до 900 кг. Максимальная скорость составляла 280-340 км/ч.
АС-23А
Сходные
внешне самолёты с максимальной взлётной массой около 3 тонн были
созданы на базе коммерческих однодвигательных турбовинтовых машин. Целью
программы Pave coin было создание достаточно эффективных недорогих
боевых самолётов, способных действовать со слабо подготовленных
площадок. Во время войсковых испытаний в боевой обстановке самолёты
привлекались для сопровождения вертолётов, к поддержке наземных войск,
перевозкам грузов с использованием возможности укороченного взлёта и
посадки, вооружённой разведке, передовому воздушному наведению и
отражению нападения партизанских групп на передовые посты.
АС-24А
ВВС
США заказали 15 АС-23А и 20 АС-24А. Однако сами американцы предпочли
воевать на более защищенных и скоростных машинах. А «мини ганшипы»
передали союзникам – ВВС Камбоджи и Таиланда.
В 1972 году на
авиабазе начала реализовываться программа конвертации в радиоуправляемые
мишени истребителей F-84F, F-102А и F-104D, а также крылатых ракет
воздушного базирования AGM-28 Hound Dog. Это было связано с тем, что в
ВВС началось массовое списание образцов техники и вооружения
производства 50-х годов. Техника поступала с «кладбища костей» в Девис
Монтан, и в ряде случаев прямо из строевых эскадрилий. В качестве
наземных мишеней на условных аэродромах противника устанавливали: A-5
Vigilante, F-84F Thunderstreak, F-89J Scorpion, F-100 Super Sabers,
TF-102A Delta Dagger, HH-43A Huskie, и Т-33A Shooting Star. Для
испытания противотанкового оружия на полигон в весьма значительном
количестве поступали танки: М26, M41, M47 и M48, САУ M53 / T97 и БТР
M113. Некоторые бронированные машины производства 50-60-х годов служат
учебными мишенями до сих пор.
Летом 1972 года на ВПП «Эглин»
приземлился внешне ничем непримечательный легкий поршневой самолёт с
низко расположенным крылом Windecker YE-5A, который представлял собой
специально модифицированный для испытаний гражданский Windexer Eagle.
Самолёт Windexer Eagle
Особенностью
самолёта с максимальным взлётным весом около 1500 кг было то, что он за
исключением двигателя и ряда второстепенных деталей был целиком
изготовлен из стеклопластика и оказался трудно различим на экранах
радаров. В рамках проекта СADDO YE-5A испытывался около года. На нём
тестировались наземные станции разных частотных диапазонов и авиационные
БРЛС.
Во время Войны судного дня Израиль как никогда ранее был
близок к военному поражению, а его ВВС понесли тяжелые потери. Для
компенсации израильских потерь и спасение своего союзника Соединенные
штаты осуществляли экстренную переброску авиатехники. Боевые самолёты
после минимальной подготовки изымались из строевых авиационных
подразделений ВВС США. Не стала в этом отношении исключением и авиабаза
«Эдвардс». Начиная с 19 октября 1973 года пилоты 33-го Taктического
авиационного авиакрыла перегнали на израильские аэродромы по меньшей
мере полтора десятка истребителей-бомбардировщиков F-4E Phantom II.
В
первой половине 1973 года в лаборатории авиационного вооружения
проходили испытания прототипы семиствольной 30-мм пушки General Electric
GAU-8 / A Avenger.
Авиационная 30-мм пушка GAU-8/А
В
дальнейшем эта пушка, способная вести огонь бронебойными снарядами с
сердечником из обеднённого урана, устанавливалась на штурмовик A-10
Thunderbolt II. Во время испытаний было выпущено несколько десятков
тысяч снарядов и на местности рассеялось до 7 тонн Урана-238. Позже
удалось собрать чуть больше половины радиоактивного материала.
В
январе 1975 на авиабазу для испытаний вооружения прибыл первый
предсерийный A-10 Thunderbolt II. Тут то и пригодились многочисленные
списанные танки, расставленные на площадках полигона. Бронебойные 30-мм
снаряды PGU-14/B с сердечником из обеднённого урана стабильно пробивали
бортовую и верхнюю броню танков, а алюминиевые БТР М113 пронизывали, как
будто они были сделаны из бумаги. При пробитии брони материал
сердечников подвергается сильнейшему температурному и механическому
воздействию, распылённая на воздухе урановая пыль воспламеняется,
оказывая хороший зажигательный эффект.
Момент попадания 30-мм бронебойных снарядов в танк М48
30-мм
авиационная пушка GAU-8 / A изначально проектировалась для борьбы с
бронетехникой. Масса всей установки, с боекомплектом и системой подачи
снарядов составляет 1830 кг. Скорострельность пушки может достигать 4200
встр/мин. Во избежание перегрева стволов стрельба ведётся очередями,
длительностью 1-2 сек, рекомендованная длина очереди не более 150
выстрелов.
В
боекомплект входят осколочно-фугасно-зажигательные и бронебойные
снаряды. Бронебойный снаряд массой 360 г., покинув ствол со скоростью
980 м/с, на дистанции 500 метров способен пробить 70 мм гомогенную
броню. Точность стрельбы достаточно высокая. Примерно 80% снарядов,
выпущенных с дистанции 1200 метров, попадают в круг диаметром 12 м.
БТР М113 расстрелянный на авиационном полигоне
Оборотной
стороной высокой бронепробиваемости снарядов с урановыми сердечниками
является то, что уран всё же обладает радиоактивностью и крайне
токсичен. При уничтожении вражеской бронетехники во время боевых
действий это является дополнительным поражающим фактором для экипажей.
Но при испытаниях на собственных полигонах техника, обстрелянная
урановыми снарядами, впоследствии не может быть утилизирована в обычном
порядке и вынуждена храниться на специальных площадках.
Спутниковый снимок Google Earth: площадка хранения расстрелянной бронетехники, загрязнённой ураном
С
самого начала бронированные и относительно малоскоростные штурмовики
А-10 предназначались для противодействия советским танковым армиям в
Европе. Поэтому машины несли тёмно-зелёный камуфляж, что должно было
сделать их менее заметными на фоне земли.
Штурмовик А-10А
На
полигоне во Флориде пилоты штурмовиков, помимо отработки навыков
ведения огня из 30-мм авиапушек, сбрасывали бомбы с тормозными
парашютами с бреющего полёта и применяли неуправляемые 70-мм реактивные
снаряды. В набор вооружения штурмовика А-10А входили также ракеты
«воздух-земля» AGM-65 Maverick. Боевой дебют «Мейверика» с телевизионной
системой наведения состоялся на заключительном этапе войны во Вьетнаме.
Но для применения с одноместного штурмовика требовались ракеты,
запускаемые по принципу «выстрелил и забыл» или имеющие возможность
наведения от внешнего источника целеуказания.
Пуск УР AGM-65 Maverick с штурмовика А-10 на полигоне "Эглин"
Этим
требованиям удовлетворяли ракеты с тепловой и лазерной системами
наведения. На каком-то этапе УР AGM-65D с ИК ГСН рассматривались в
качестве противотанкового оружия. И в самом деле, на полигоне была
подтверждена способность «Мейверика» надежно наводиться на танки с
имитаторами, соответствующими тепловой сигнатуре работающего двигателя.
Кадры высокоскоростной съемки, сделанные на полигоне незадолго и в момент попадания AGM-65 в списанный танк М48
Впрочем,
использовать ракеты массой 210-290 кг и стоимостью более $ 100 тыс.
против танков советского производства Т-55 и Т-62 было бы крайне
расточительным занятием. После развала СССР эти боевые машины
предлагались на рынке вооружений по цене $ 50-60 тыс. Более оправданным
являлось использование «Мейвериков» для поражения укреплённых бункеров,
железобетонных самолётных ангаров, мостов, путепроводов и т.д. К тому же
ракеты AGM-65 обладали определённым противокорабельным потенциалом.
Начиная с марта 1975 года регулярные пуски ракет производились по
дрейфующему в Мексиканском заливе списанному десантному кораблю USS
Оzark MCS-2.
USS Оzark MCS-2
Первоначально
по кораблю применяли ракеты с инертной боевой частью. Но даже
«болванки» без взрывчатки производили слишком большие разрушения, и
возвращать корабль-цель в строй с каждым разом становилось всё сложней и
дороже.
Снимок, сделанный вскоре после попадания ракеты в борт корабля
В
итоге в 1981 году в результате попадания «Мейверика» с реальной боевой
частью, корабль с полным водоизмещением 9000 т и длиной 138 м получил
«повреждения, несовместимые с жизнью» и затонул через 12 часов после
атаки.
После успешной адаптации ракет AGM-65 Maverick на
штурмовике А-10 командование Корпуса морской пехоты изъявило желание
повысить ударные возможности Douglas A-4М Skyhawk. Хотя в распоряжении
авиации КМП США имелись собственные полигоны и испытательные центры
наличие в «Эглин» хорошей опытно-испытательной базы и высокая
квалификация специалистов Лаборатории вооружения ВВС, стали главными
определяющими факторами при выборе места для доработки «Скайхоков» под
ракеты «Мейверик».
Во второй половине 70-х годов во Флориде
испытывалась авиатехника техника, которая сейчас составляет основу ВВС
США. В первую очередь это относится к истребителям 4-го поколения,
вертолётам, подвесным обзорно-прицельным контейнерам и корректируемым
авиабомбам.
В 1975 году в Лаборатории вооружения ВВС США
начались испытания противотанковой ракеты AGM-114 Hellfire. По сравнению
с AGM-65 это была гораздо более лёгкая и дешевая ракета с лазерным или
полуактивным радиолокационным наведением, и она намного лучше подходит
для борьбы с бронетехникой. Основным носителем «Хеллфайра», весящей в
зависимости от модификации 45-50 кг, стали боевые вертолёты и
беспилотники.
С сентября по ноябрь 1976 года в «Эдвардс»
тестировался вертолёт Sikorsky UH-60 Black Hawk. Основной упор делался
на проверку в «климатическом ангаре». В диапазоне температур от -40 до +
52 ° С.
В 1978 году истребители-бомбардировщики F-4E Phantom II
в 33-м Taктическом авиационном авиакрыле были заменены истребителями
McDonnell Douglas F-15А Eagle. Ещё совсем не старые «Фантомы» с большим
лётным ресурсом после поступления в строевые части истребителей нового
поколения массово передавались в ВВС стран-союзников. Переданные в конце
70-х начале 80-х F-4E до недавнего времени служили в Египте, Турции,
Греции и в Южной Корее.
После провала операции по спасению
американских граждан, захваченных в качестве заложников в Иране,
американские военные не смирились с неудачей и в 1980 году начали
подготовку к операции Reliable Sport. Для проникновения в иранское
воздушное пространство предполагалось использовать специально
модифицированный самолёт MC-130 Combat Talon. Транспортная машина,
оснащённая тормозными ракетами, должна была ночью приземлится на стадион
неподалёку от захваченного американского посольства.
YMC-130, хорошо видны посадочные тормозные ракеты, прикрытые в полёте обтекателями
После
проведения спецоперации самолёт со спасёнными заложниками и бойцами
группы «Дельта» осуществлял короткий взлёт с помощью 30 твердотопливных
подъёмных двигателей МК-56 от ЗУР RIM-66. Так как топлива на обратный
путь уже не оставалось, «Геркулес» должен был приземлиться на авианосец.
Помимо использования ракетных тормозных и подъёмных двигателей, для
сокращения дистанции взлёта и посадки была осуществлена существенная
доработка механизации крыла. На самолёте установили систему полёта с
автоматическим огибанием рельефа местности, усовершенствованное связное и
навигационное оборудование, а также системы РЭБ. План, конечно, был
авантюрный, но подготовка к операции шла полным ходом. Три транспортных
самолёта прибыли для испытаний на уединенный аэродром Wagner Field в
окрестностях авиабазы «Эдвардс». Полёты головного YMC-130Н начались в
обстановке жесткого режима секретности 24 августа 1981 года.
Взлёт YMC-130 с работающими подъёмными двигателями
Во
время очередного испытательного полёта, при заходе на посадку
бортинженер слишком рано запустил тормозные реактивные двигатели, и
самолёт остановился в воздухе на высоте нескольких метров. При ударе об
землю отвалилась правая плоскость, и начался пожар. Благодаря усилиям
спасательных служб экипаж оперативно эвакуировали, пожар был быстро
потушен, и никто не пострадал. Большую часть ценного радиоэлектронного
оборудования удалось спасти, и испытания продолжили на другом самолёте. В
целях соблюдения секретности обломки потерпевшего аварию самолёта
закопали неподалёку от ВПП.
После прихода к власти Рональда
Рейгана в 1981 году заложников удалось освободить дипломатическим путём.
Один экземпляр YMC-130Н использовался в качестве прототипа при создании
самолёта специальных операций MC-130 Combat Talon II и сейчас находится
в Авиационном музее на авиабазе Робинс.
Продолжение следует…
По материалам:
http://www.airwar.ru/weapon/avv/aim47.html
http://testpilot.ru/usa/hughes/aim/47/gar9.htm
http://www.afwing.com/intro/f101/voodoo-13.htm
http://www.globalsecurity.org/military/systems/aircraft/hc-130-pics.htm
http://warthognews.blogspot.ru/2012/01/historic-10-photos-archived-by-dod-now.html
https://www.youtube.com/watch?v=WKCl3lfAx1Q&feature=related