На Борисоглебской авиационной базе продолжалась активная отработка
практических навыков лётного состава по эксплуатации учебно-боевых
самолётов (УБС) Як-130 и во время расследования причин аварийной посадки
самолёта в июне текущего года. В борисоглебское небо поднимались
самолёты, пилотируемые в том числе и курсантами, проходящими обучение в
филиале Военного учебно-научного центра (ВУНЦ) ВВС «Военно-воздушная
академия им. профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина». Як-130,
создаваемые ОАО «Корпорация «Иркут», как известно, позволяют
осуществлять полёт под контролем лётчика-инструктора, и позиционируются в
качестве первых абсолютно новых самолётов, созданных и построенных
после распада СССР в современной России.
Несмотря
на то, что постановка на вооружение ВКС РФ Як-130 состоялась давно,
череда аварийных ситуаций с этими самолётами даёт повод экспертам (и
непосредственно воённым лётчикам) говорить о том, что самолёт «сырой».
Мало того, отмечается относительная сложность его пилотирования.
Сложность в сравнении с возможностями пилотирования тех учебных моделей
(для подготовки курсантов), которые использовались ранее.
Напомним, что в июне 2017 в Борисоглебске экипажу самолёта Як-130
удалось выполнить посадку самолёта без носовой стойки шасси. Яком тогда
управляли курсант Краснодарского филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» Кирилл Клевцов и
лётчик-инструктор Михаил Марченко. Мастерство экипажа позволило не
вступать в дело экстренным службам, которые в тот момент находились на
аэродроме. Самолёт сел без передней стойки - сама машина получила
незначительные повреждения. Экипаж не пострадал.
16 сентября
этого года другой Як-130 Борисоглебского учебного авиационного центра
потерпел крушение, упав в поле подсолнечника в нескольких километрах от
аэродрома - на границе Воронежской и Волгоградской областей. Самолётом,
по данным информационных агентств, управляли курсант старшего курса
филиала Военно-воздушной академии ВВС РФ Иван Клименко и опытный
инструктор – майор Сергей Заволока. Майор Заволока не просто опытный
лётчик, он является одним из представителей пилотажной группы «Крылья
Тавриды», которая выполняет полёты именно на Як-130. Официально
Минобороны РФ на данный момент не подтверждает информации о том, что
именно эти военнослужащие находились в кабине УБС.
Оба
катапультировавшихся лётчика были отправлены в госпиталь в состоянии
шока. Серьёзных физических повреждений курсант и офицер ВКС РФ не
получили.
В данный момент Як-130, виртуозно посаженный на
аэродроме Борисоглебска с невышедшим шасси в июне текущего года,
проходит через ремонтные процедуры. Самолёт, упавший 16 сентября,
восстановлению не подлежит. После падения на землю возник пожар, и то,
что осталось от самолёта ещё и сильно обгорело.
Военные техники и
представители предприятия-производителя оценивают технические детали,
которые стали причинами сбоя в работе носовой стойки при посадке
самолёта. Специалисты нижегородской компании «Гидромаш», которая и
занимается производством авиационных стоек для Як-130, проводят свои
технологические исследования по установлению причин инцидента.
Нужно
отметить, что в проведении качественного и прозрачного расследования
руководство «Гидромаша» заинтересовано не меньше, чем командование ВКС
РФ. Дело в том, что именно «Гидромаш» занимается производством основных
опор шасси, например, для новейшего российского пассажирского
авиалайнера МС-21, к которому приковано повышенное внимание со стороны
не только российской общественности, но и со стороны общественности
зарубежной. Ведь МС-21 вполне может (и должен) выходить на международный
рынок. И о контрактах на его приобретение говорят уже сейчас. Компания
не может себе позволить понести репутационный ущерб, учитывая то, что
демонстрировала свои разработки на салоне Ле Бурже во Франции с
презентационными заявлениями о высокой надёжности систем.
По
некоторым данным, невыход передней стойки Як-130 мог быть связан с
попаданием влаги в гидравлические системы. На вопрос, откуда в
гидравлике оказалась "лишняя" влага, эксперты высказывают предположение о
том, что вода попадает во время "хранения" самолёта. Аргумент такой:
проблемы, возможно, не было бы, если бы самолёты такой конструкции
хранились в специальных влагозащитных ангарах.
Но ведь далеко не
только в стойках шасси дело. Официальных результатов расследования
причин падения Як-130 под Борисоглебском пока нет. При этом в
многочисленных новостных сводках со ссылками на представителей лётного
сообщества (из числа тех, кто сидел за штурвалом Як-130) сообщается, что
у этих машин проблем пока, к сожалению хватает и без стоек. И хватает
их даже на фоне постоянного мониторинга технического состояния
производителями.
На 2017 год в России произведено 133
учебно-боевых самолёта Як-130, из «семейства» которых в своё время была
сформирована и упомянутая пилотажная группа «Крылья Тавриды».
На
Борисоглебской авиабазе самолёты позволяют проводить ежегодную
подготовку десятков курсантов старших курсов Военно-воздушной академии. И
теперь, после двух инцидентов за три месяца, эта подготовка поставлена
под вопрос. И отвечать на этот вопрос нужно, не пытаясь упрятать
проблему под сукно.
Фактически Як-130 призван заменить
чехословацкие «Эльки» - так ласково лётчики называют учебно-боевые
самолёты Л-29 и Л-39, которые в течение десятилетий являлись основными
УБС стран Организации Варшавского договора. Як-130 превосходит самые
последние версии «Элек» как по радиоэлектронной «начинке», так и по
маневренности в воздухе. Это и понятно - самолёт современный, и в нём
воплощены последние достижения оборонки. Вот только пока проблема с тем,
как эти последние достижения воплощались, и насколько они вообще
способны осваиваться курсантским составом с учётом требований к
безопасности.
От Л-29 и Л-39, которые сами лётчики нередко
называют "летающими партами" ("летающими классами") из-за лёгкости
управления и высокой надёжности, Як-130 отличается пока не в лучшую
сторону именно в плане указанных параметров. Производителям явно
придётся приложить усилия, чтобы проблемы с надёжностью Як-130 были
решены и чтобы к техническим параметрам самолёта у лётного состава и
потенциальных заказчиков не возникало вопросов.
А ведь вопросы
возникают отнюдь не только у молодой курсантской поросли, но и у опытных
лётчиков. Если была проблема с одним из двигателем (такая рабочая
версия рассматривается), то почему "не сдюжил" второй двигатель? Если
проблема никак не связана с двигателями, то с чем тогда? И если снова
винить во всём влагу, попадающую "не туда, куда следует", то в таком
случае возникает вопрос об общей надёжности авиационной техники под
маркой Як-130 - неужели самолёт на самом деле настолько "нежен", что без
содержания в специальных ангарах может давать непрогнозируемые сбои в
различных блоках и узлах?