Истребитель пятого поколения — от ПАК ФА до Су-57
Очередной прототип истребителя Су-57 (ПАК ФА Т-50) с бортовым номером
511 впервые поднялся в небо в начале августа. Обновлённая машина стала
девятым по счёту истребителем тестовой серии, задействованным в лётных
испытаниях. Всего было построено 13 опытных Т-50, включая образцы для
наземных статических испытаний.
Предполагается, что Т-50-11 и более ранний Т-50-10, об испытаниях
которого пока ничего не известно, внешне полностью соответствуют
серийному истребителю. В то же время комплекс бортового оборудования
новой машине достанется в наследство от Т-50-9, впервые поднявшегося в
воздух 24 апреля 2017 года. Глава Объединённой авиастроительной
корпорации Юрий Слюсарь сообщал, что установочная партия, состоящая из
12 новейших самолётов, начнёт поставляться в Воздушно-космические силы
России в 2019 году. Таким образом, от первого полёта до серийного
производства российского истребителя пятого поколения пройдёт девять
лет. Для машины такого уровня — небольшой срок.
Первые испытания
Макет ПАК ФА был представлен президенту России Владимиру Путину в
2004 году. Истребитель изначально представлял собой сплав из технологий
перспективных прототипов КБ Сухого Су-47 и РСК "МиГ" МиГ-1.44. Обе
машины были спроектированы ещё в советское время, но распад СССР
поставил крест на этих программах. Кроме того, в 1997 году началось
производство американского многоцелевого истребителя пятого поколения
F-22 Raptor, ставшего своеобразным законодателем мод в авиастроительной
нише истребителей нового поколения. Стало ясно, что России нужен самолёт
на замену Су-27, не уступающий западным конкурентам.
Финансирование программы ПАК ФА началось в 2005 году. А 8 августа
2007 года главком российских ВВС Александр Зелин сообщил журналистам,
что разработка новой машины завершена. За два года планировалось
построить три лётных прототипа. Параллельно проводились испытания ПАК ФА
на земле на двух первых опытных образцах — Т-50-0 и Т-50-КНС
(комплексно-натурный стенд). Впрочем, из-за ряда технических сложностей
впервые поднять истребитель в воздух удалось чуть позже — 29 января 2010
года. Опытный, ещё не окрашенный борт Т-50-1 пилотировал лучший
российский лётчик-испытатель Сергей Богдан. Полёт длился около 45 минут,
в ходе которого самолёт на дозвуковой скорости выполнил ряд несложных
манёвров с выпущенными шасси под присмотром истребителя сопровождения
Су-27.
Второй лётный прототип Т-50-2 поднялся в воздух 3 марта 2011 года и
уже 14 марта впервые преодолел звуковой барьер. К этому дню Т-50-1 и
Т-50-2 совершили 40 испытательных полётов. Тесты проходили в штатном
режиме, но в августе 2011 года на авиасалоне МАКС с прототипом Т-50-2
произошёл инцидент. Сергей Богдан должен был выполнить показательный
полёт, но во время разбега по ВПП из сопла правого двигателя вырвалось
пламя. Пилот был вынужден прервать взлёт. Причиной инцидента был назван
помпаж двигателя — потеря устойчивого течения воздушного потока через
турбину. Ремонт повреждённого самолёта удалось провести в короткие
сроки, и он вернулся к программе испытаний.
Третий прототип взлетел 24 июля 2012 года. В отличие от первых двух
образцов, бывших фактически "голыми", Т-50-3 уже был оснащён бортовой
радиолокационной станцией (БРЛС) Н036 "Белка" с радаром с активной
фазированной решёткой. В декабре 2012 года в воздух поднялся Т-50-4,
также задействованный в испытаниях БРЛС. Оба прототипа показали хорошие
скоростные и манёвренные характеристики, а перспективный радар работал в
штатном режиме.
Второй этап
Опытные машины Т-50-6 (первый полёт — 27 апреля 2015 года), Т-50-8
(17 ноября 2016 года) и Т-50-9 (24 апреля 2017 года) представляли собой
так называемые прототипы второго этапа. Их главное отличие от предыдущих
прототипов — конструктивные особенности, позволяющие установить на
самолёты новую силовую установку. В настоящий момент все воплощённые в
железе ПАК ФА оснащены модернизированными двигателями АЛ-41Ф1. Двигатель
второго этапа, известный под обозначением "изделие 30", получит новые
вентилятор и систему управления, будет более экономно расходовать
топливо и обладать повышенным ресурсом. Ожидается, что опытный ПАК ФА с
этим двигателем впервые поднимется в воздух в четвёртом квартале 2017
года.
Кроме того, по оценкам авиационных специалистов, шестой, восьмой и
девятый прототипы получили значительно усиленный фюзеляж, немного
увеличенный размах крыла, а также более широкое использование
композитных материалов в конструкции. Вероятно, на одной из этих машин
испытывался и штатный комплекс бортового вооружения ПАК ФА.
"Испытания идут полным ходом, замечаний особых нет. Начались
испытательные полёты на боевое применение ракет, истребитель показывает
отличные результаты", — рассказал журналистам в августе 2015 года на
авиасалоне МАКС главком ВКС России Виктор Бондарев.
Готовность к серии
В июле 2017 года на авиасалоне в Жуковском Бондарев сообщил, что в
рамках МАКС было подписано предварительное заключение по государственным
совместным испытаниям первого этапа. Главком подчеркнул, что получена
рекомендация о начале изготовления установочной партии самолётов. Таким
образом, девятый, десятый и одиннадцатый прототипы вполне можно назвать
предсерийными машинами. Уже сейчас самолёт вызывает у военных
исключительно восторженные эпитеты.
"Пока я бы сказал, что физиологической границы для пилота ПАК
ФА не существует. И по освоению, и по эксплуатации этого летательного
аппарата, — подчеркнул Виктор Бондарев. — Конструкторы работают над тем,
чтобы машина делала максимум за пилота".
Во многом такого высокого уровня автоматизации удалось достичь
благодаря самой современной электронной начинке самолёта от разных
производителей. В частности, российский Фонд перспективных исследований
впервые представил на МАКС-2017 "нервную систему" этой машины —
интерфейс, который контролирует состояние конструкции самолёта. Для
демонстрации его возможностей фонд представил макет ПАК ФА,
изготовленный из композитных материалов. Макет сделан таким образом, что
при его деформировании (например, при попытке согнуть крыло) все
внешние воздействия отображаются на мониторе, позволяя оценить характер
дефектов. Не исключено, что это и многие другие технические новшества
сейчас и испытывает пилот одиннадцатого — пока последнего — лётного
прототипа.
11 августа 2017 года Главнокомандующий ВКС России Виктор Бондарев впервые официально сообщил серийное название истребителя пятого поколения Т-50. Самолёт получил обозначение Су-57.
«Решение принято, самолёт получил своё название, как ребёнок
после рождения. Су-57 – теперь мы будем его величать именно так», –
сказал Бондарев.
Андрей Коц, РИА Новости
Источник: cont.ws/.
Рейтинг публикации:
|