Первая мировая война достаточно быстро пришла к т.н. позиционному
тупику. Армии создавали разнообразные заграждения, мешавшие продвижению
противника, и для организации прорыва через такие препятствия войска
нуждались в тех или иных инженерных средствах. Предлагались самые разные
варианты разрушения проволочных или иных заграждений, в том числе
оригинальные и смелые. В частности, именно для борьбы с инженерными
сооружениями были предложены «сухопутные торпеды». Первым известным
изделием этого класса стала торпеда Schneider Crocodile.
Весьма
эффективным средством борьбы с невзрывными заграждениями была
взрывчатка, однако доставка инженерного заряда к цели являлась весьма
сложной задачей. Предлагались различные способы ее решения, но все они
имели определенные минусы. Почти всегда транспортировка и установка
инженерного заряда возлагалась на людей, что приводило к известным
рискам. Выходом из сложившейся ситуации могла стать механизация этого
процесса при помощи тех или иных технических средств, которые, однако,
на тот момент отсутствовали.
В определенный момент появилась идея
т.н. сухопутной торпеды – специальной компактной самоходной машины,
оснащенной несложной силовой установкой, средствами дистанционного
управления и боевой частью достаточной мощности. Первые проекты
подобного рода, доведенные, как минимум, до испытаний, появились во
Франции. Как следствие, изначально оригинальная идея носила французское
название Torpille Terrestre. Также подобные изделия можно называть
самоходными подрывными зарядами.
Сухопутные торпеды Schneider Crocodile
Первый
удачный проект сухопутной торпеды был предложен компанией Schneider.
Она уже имела определенный опыт в создании вооружений и военной техники,
однако создание принципиального нового инженерного средства
представляло собой специфическую задачу. Тем не менее, конструкторам
«Шнейдер» удалось найти наиболее удачный облик изделия, соответствующий
имеющимся технологиям и отвечающий предъявляемым требованиям.
Проект
перспективной Torpille Terrestre получил рабочее обозначение Schneider
Crocodile («Крокодил»). Впоследствии, по мере развития проекта,
появились дополнительные обозначения Type A и Type B. Забегая вперед,
можно отметить, что в серию пошла только вторая модификация, отмеченная
литерой «B», тогда как торпеда «A» использовалась только во время
испытаний и отработки облика изделия.
Формирование общего облика
новой сухопутной торпеды не заняло много времени. Было определено, что
актуальные задачи прорыва заграждений могут решаться при помощи
гусеничной самоходной машины, оснащенной электрической силовой
установкой. Кроме необходимого электрического оборудования на борту
машины должен был присутствовать фугасный заряд достаточной мощности.
Торпеду предлагалось дополнить необходимыми средствами дистанционного
управления максимально простой конструкции. При этом изделие должно было
отличаться минимальными размерами, способствующими скрытному подходу к
цели.
В первых месяцах 1915 года завершилось проектирование
торпеды «Крокодил» первой версии. По этому проекту, обозначенному как
Type A, построили несколько опытных образцов, необходимых для проведения
испытаний. Проверка изделий, не оснащенных реальной боевой частью,
показала, что предложенный инженерный боеприпас может представлять
интерес для армии. Самоходная сухопутная торпеда, маневрируя по командам
оператора, действительно могла приблизиться к вражескому заграждению и
подорвать его. Тем не менее, на этом этапе могли быть выявлены те или
иные проблемы, для исправления которых следовало переработать
существующий проект.
По результатам испытаний компания Schneider
внесла в имеющийся проект определенные изменения, точный список которых,
однако, неизвестен. Вероятно, доработки могли затронуть силовую
установку, ходовую часть и средства управления. Соответствующим образом
следовало изменить и некоторые другие устройства торпеды. Результатом
доработки существующего проекта стало появление изделия Crocodile Type
B.
В рамках второго проекта конструкторы компании «Шнейдер»
сформировали окончательный облик самоходного боеприпаса, полностью
соответствовавший предъявляемым требованиям. После проведения испытаний
«Крокодил» в версии «B» мог быть принят на вооружение и поставлен в
серию.
Основным элементом конструкции сухопутной торпеды являлась
достаточно простая рама, которую предлагалось собирать из трубок малого
диаметра. Рама имела пару боковых агрегатов, служивших основой для
ходовой части. Каждый такой агрегат имел форму неправильного
четырехугольника. Две передние трубки малой длины соединялись в
угловатую структуру, соединенную с вертикальной стойкой, а также
горизонтальной и наклонной деталями больших размеров. Передний, нижний
средний и задний стыки трубок оснащались креплениями для осей элементов
ходовой части. Два бортовых агрегата сложной формы соединялись друг с
другом при помощи нескольких поперечных элементов.
В центральной
части рамы предлагалось устанавливать все необходимые устройства. Рама
должна была нести собственный аккумулятор с требуемыми характеристиками,
пару электрических моторов и боевую часть достаточной мощности. Поверх
рамы не планировалось монтировать какие-либо щитки. Полноценный корпус
тоже не предусматривался. Вероятно, открытое размещение основных
устройств было связано с необходимостью максимального сокращения массы
конструкции.
Электрическая силовая установка была достаточно
простой. На борту Schneider Crocodile имелся собственный аккумулятор,
связанный с парой электрических двигателей. При помощи несложной
механической передачи двигатель соединялся с ведущим колесом собственной
гусеницы. Для управления работой двигателей предлагалась проводная
система. Собственные кабели силовой установки выводились на кормовое
устройство с клеммами, предназначенное для закрепления кабелей
управления. Важной особенностью машины являлась герметизация бортовых
электрических систем. Впоследствии это позволило определенным образом
повысить боевой потенциал.
Следует отметить, что в некоторых
источниках описывается иная конструкция силовой установки. Согласно этим
данным, аккумулятор или иной источник электроэнергии должен был
находиться на позиции оператора либо рядом с ней, но не на борту
самоходной машины. В таком случае кабели, соединяющие пульт и торпеду,
были не только каналом управления, но и средством подачи тока. Тем не
менее, версия об использовании вынесенного наружу источника тока не
имеет достойных подтверждений.
Проект «Крокодил» предлагал
использование простейшей ходовой части. В передней, средней и задней
частях рамы предлагалось устанавливать унифицированные колеса-катки.
Упругие элементы подвески не использовались, а оси колес являлись
элементами рамы. Переднее колесо было поднято над грунтом и выполняло
функции ведущего. Два других катка находились ниже него и являлись
опорными катками. Задний при этом решал задачи направляющего колеса. Все
колеса-катки имели одинаковую конструкцию. Они оснащались ступицей, на
которой монтировались боковые диски большего диаметра, предотвращавшие
смещение гусеничной ленты. Последняя отличалась максимально простой
конструкцией. Ее основой была холщовая лента требуемых размеров. На ней с
равными промежутками предлагалось закреплять прямоугольные деревянные
бруски, используемые в качестве грунтозацепов.
На борту
оригинальной французской дистанционно управляемой торпеды Torpille
Terrestre должна была находиться боевая часть фугасного типа. В легком
корпусе, не обеспечивающем достаточное осколочное действие, помещалось
40 кг взрывчатого вещества. Тип взрывчатки неизвестен. Для подрыва
боезаряда предлагалось использовать электрический взрыватель с
дистанционным управлением.
Испытания торпеды. Изделие удалилось от оператора, видны только кабели управления
За
боевое применение сухопутной торпеды Crocodile Type A/B должен был
отвечать оператор, в распоряжении которого имелся несложный
электрический пульт. Простые органы управления позволяли включать или
выключать электрические двигатели, а также подавать команду для подрыва
боевой части. Одновременное включение двух двигателей обеспечивало
движение вперед, а для маневрирования предлагалось отключать один из
двигателей. Взрыв осуществлялся простой подачей электрического импульса
на взрыватель.
Соединение пульта и самоходного боеприпаса
осуществлялось при помощи трех кабелей. Они должны были
транспортироваться при помощи отдельной катушки, которую следовало
размещать возле позиции оператора. Двигаясь к цели, «Крокодил» должен
был разматывать провода и тянуть их за собой.
По имеющимся
данным, боеготовый инженерный боеприпас Schneider Crocodile Type B имел
длину 1,66 м. Ширина составляла 0,82 м, высота – всего 0,6 м. Боевая
масса достигла 142 кг, из которых 40 кг приходилось на заряд взрывчатого
вещества. Сравнительно маломощные электрические двигатели позволяли
развивать скорость не более нескольких километров в час. Запас хода так
же не был большим, однако позволял уничтожать заграждения в радиусе
нескольких сотен метров – в зоне прямой видимости.
Способ боевого
применения сухопутной торпеды был крайне простым. Прибыв на позицию,
расчет должен был развертывать пульт и катушку с кабелями, а также
выводить изделие «Крокодил» на стартовую позицию. Обнаружение целей
производилось визуально, при помощи доступных оптических приборов. Далее
оператор мог включать двигатели и отправлять самоходный боеприпас к
цели. Слежение за положением машины, необходимое для корректировки
направления движения, предлагалось определять при помощи доступных
средств. Доведя торпеду до цели, оператор мог подавать команду на подрыв
боевой части. Взрыв 40 кг взрывчатого вещества мог проделать достаточно
крупный проход в любом невзрывном заграждении. Кроме того, целью
самоходной системы с такой боевой частью могло стать любое укрепление
противника, не имеющее серьезной защиты.
Несколько первых
самоходных сухопутных торпед типа Schneider Crocodile Type B были
изготовлены в начале лета 1915 года и переданы на испытания. Проверки
опытных изделий осуществлялись компанией-разработчиком при участии
представителей военного ведомства. Площадкой для проверок стал полигон
Мезон-Лафит. Все необходимые испытания были проведены всего за один
день, 15 июля. В кратчайшие сроки военные и представители
компании-производителя определили реальные характеристики и возможности
оригинального оружия.
Самоходный инженерный боеприпас мог
развивать небольшую скорость и двигаться на расстояние, ограниченное
длиной имеющегося кабеля. При всем этом он успешно выполнял команды
оператора и делал несложные маневры. Обучение оператора не представляло
особой сложности. Использованная боевая часть должна была показывать
достаточно высокие характеристики, пригодные для решения возлагаемых
задач.
Электрическая силовая установка и гусеничная ходовая часть
позволяли передвигаться по бездорожью, как по ровной, так и по
пересеченной местности. Кроме того, «Крокодил», словно оправдывая свое
название, был способен пересекать неглубокие водоемы по дну. Герметичные
корпуса электрического оборудования предотвращали попадание воды и
замыкание. Таким образом, сухопутная торпеда могла бы работать в самых
разных условиях, не требуя особых послаблений. В частности, она имела
возможность движения по воронкам, заполненным водой.
При этом
имелись некоторые проблемы. Прежде всего, ставка на электрические
системы привела к удорожанию производства и усложнению эксплуатации.
Отсутствие какого-либо корпуса, не говоря уже о бронировании, негативно
сказывалось на живучести в боевой обстановке. Схожим образом на реальных
результатах могло сказаться использование управления по проводам. Всего
один случайный осколок мог вывести торпеду из боя.
Серьезной
проблемой было наблюдение за движением изделия. Малые размеры затрудняли
своевременное обнаружение торпеды противником, но при этом мешали и
оператору. В тех или иных условиях он мог потерять машину из вида. При
этом даже постоянная видимость не облегчала работу оператора, поскольку
ему пришлось бы подниматься над своим укрытием, рискуя стать мишенью для
вражеских стрелков.
Несмотря на все имеющиеся проблемы, новое
изобретение французских конструкторов могло дать войскам определенные
преимущества перед противником. Изделие Schneider Crocodile Type B
позволяло войскам сравнительно быстро и с минимальным риском разрушать
невзрывные заграждения, делая проход для пехоты. Имеющиеся минусы
посчитали несущественными и приемлемыми для практической эксплуатации.
Всего через несколько недель после проведения недолгих испытаний
французское военное ведомство приняло решение о принятии новой
сухопутной торпеды на вооружение.
Известно, что
компания-разработчик, получив заказ армии, изготовила несколько
небольших партий новых изделий. Производство продолжалось чуть менее
года. До начала лета 1916-го заказчик получил до нескольких сотен
самоходных машин с требуемым дополнительным оборудованием. Готовые
изделия поставлялись различным соединениям французских сухопутных войск.
Кроме того, имеются сведения о поставке такого оружия Великобритании,
Бельгии, Италии и даже России. Объемы таких поставок и результаты
применения самоходных подрывных зарядов зарубежными странами неизвестны.
По
разным данным, начиная с осени 1915 года, французские войска активно
использовали оригинальные сухопутные торпеды для уничтожения проволочных
заграждений или некоторых укреплений противника. Возможно, имели место
те или иные затруднения, однако есть основания полагать, что в целом
необычная техника справлялась с возложенными задачами и помогала войскам
в наступлениях. Естественно, при том уровне развития технологий не
приходилось надеяться на получение стопроцентной надежности.
Торпеда "Крокодил", оправдывая свое название, могла преодолевать неглубокие водоемы прямо по дну
В
июне 1916 года компания «Шнейдер» прекратила производство самоходных
Torpille Terrestre типа Crocodile Type B. Заказ на выпуск такого оружия
был отменен в связи с успехами в прочих областях. Основной задачей
«Крокодила» было уничтожение невзрывных заграждений перед позициями
противника. При этом подобная задача решалась ценой «жизни» достаточно
сложного и дорогого аппарата. После прорыва заграждения машина уже не
имела возможности поддерживать войска.
К этому времени
конструкторами нескольких предприятий были предложены новые проекты
танков. Такая техника тоже могла прорывать линии обороны, но при этом не
погибала возле первого же заграждения. Кроме того, танки должны были
нести пулеметное или пушечное вооружение, дававшего известные
преимущества. В свете будущего боевого применения перспективные танки с
экипажем и оружием выглядели более выгодно, чем одноразовые сухопутные
торпеды с боезарядом достаточной мощности.
Командование Франции,
изучив имеющиеся результаты и перспективы развития военной техники,
решило отказаться от сухопутных торпед в пользу полноценных боевых
бронированных машин. Производство Schneider Crocodile после этого было
свернуто. Войска использовали все остававшиеся в наличии изделия, после
чего их эксплуатация прекратилась. В ближайшем будущем на поля сражений
вышли первые французские танки. Один из них был разработан компанией
«Шнейдер», всего несколько месяцев назад выпускавшей сухопутные торпеды.
Есть
основания считать, что все изготовленные и поставленные заказчикам
изделия Crocodile Type B были использованы на полях боя для поражения
тех или иных целей. В пользу такого предположения говорит тот факт, что
ни одной подобной сухопутной торпеды до нашего времени не сохранилось.
Интересную разработку вековой давности теперь можно увидеть только на
немногочисленных сохранившихся фотографиях.
Как следует из
имеющихся данных, самоходный подрывной заряд Schneider Crocodile Type B,
отнесенный к классу Torpille Terrestre, справился с поставленными
задачами и – с учетом определенных ограничений и характерных проблем
своего времени – неплохо показал себя. Кроме того, он стал первым
образцом оружия своего рода. В дальнейшем во Франции и в ряде других
стран неоднократно предпринимались попытки создания дистанционно
управляемых самоходных инженерных боеприпасов-торпед. Лишь часть таких
образцов была доведена до серийного производства и эксплуатации, но все
они представляют большой интерес в контексте развития военной техники.
По материалам:
http://pages14-18.mesdiscussions.net/
https://mechanixillustrated.technicacuriosa.com/
http://feldgrau.info/
http://strangernn.livejournal.com/
Everett H.R. Toscano M. Unmanned Systems of World Wars I and II. MIT Press. 2015.