В
юго-западной части Флориды расположена база морской авиации Naval Air
Station Key West. Военно-морская база создана в этом районе для
противодействия пиратству в 1823 году. Она была существенно расширена в
1846 году во время Американо-мексиканской войны. Во время
Американо-испанской войны 1898 года здесь базировался весь американский
атлантический флот. В годы Первой мировой в «Ки-Уэст» базировались
гидросамолёты и дирижабли. Они должны были противодействовать немецким
подводным лодкам у побережья Флориды. До капитуляции Германии на базе
прошли подготовку более 500 морских пилотов и авиационных специалистов.
Первым
самолётом береговой охраны, размещённом на базе «Ки-Уэст», стал
поплавковый биплан Curtiss N-9, прибывший 22 сентября 1917 года.
Двухместный самолёт с двигателем водяного охлаждения мощностью 150 л.с.
развивал максимальную скорость 126 км/ч.
Curtiss N-9 на береговой стоянке в «Ки-Уэст»
Патрульные
«Кертиссы» привлекались для поиска германских подводных лодок,
всплывших для зарядки аккумуляторных батарей. На первый взгляд может
показаться, что утлый биплан, вооруженный одним пулемётом, не
представлял особой угрозы для вражеских субмарин, но в распоряжении
летчика-наблюдателя имелось несколько лёгких авиабомб. Ввиду невысокой
скорости самолёта на испытаниях сбрасываемые вручную бомбы удавалось
положить в круг диаметром 5 метров. В случае атаки находящейся в
надводном положении субмарины даже эти малокалиберные авиабомбы
представляли для неё реальную опасность.
В межвоенный период
станция морской авиации «Ки-Уэст» продолжала оставаться учебным центром
подготовки пилотов, лётчиков-наблюдателей и техников. 15 декабря 1940
года база стала одним из основных пунктов подготовки кадров авиации ВМС и
здесь началась масштабное строительство взлётных полос и технических
ангаров.
Снимок базы «Ки-Уэст», сделанный в 40-е годы
К
1943 году основные капитальные сооружения авиабазы приняли нынешний
вид. В «Ки-Уэст» были сооружены капитальные ангары и три бетонных
полосы: одна длиной 3048 м и две по 2134 м.
Спутниковый снимок Google Earth: современный вид авиабазы «Ки-Уэст»
На
базе обучался лётный и технический персонал для гидроавиации, самолётов
берегового и палубного базирования. В 1943 году береговые
противолодочные Douglas B-18 Bolo и гидропланы Consolidated PBY-5
Catalina выслеживали немецкие подводные лодки у берегов Флориды.
Гидросамолёт PBY-5A на патрулировании
После
окончания войны база по-прежнему продолжала использоваться для
подготовки кадров морской авиации. В 1946 году здесь сформировали 1-ю
испытательную эскадрилью «Центра эксплуатационных и боевых испытаний
авиации ВМС». Это подразделение занималось оценкой эффективности
противолодочного вооружения: акустических буёв, вертолётных опускаемых в
воду гидрофонов и противолодочных торпед.
В середине 1962 года в
«Ки-Уэст» была развёрнута 671-я радиолокационная эскадрилья
обслуживающая РЛС AN / FPS-37 и радиовысотомер AN / FPS-6. После начала
«Карибского кризиса» авиабаза стала передним краем «холодной войны».
Здесь базировались патрульные самолёты P-2 Neptune и гидропланы P-5
Marlin участвовавшие в блокаде Кубы.
P-2 Neptune пролетает над советским сухогрузом, идущим на Кубу
Расчёты
развёрнутых здесь радиолокаторов несли дежурство в состоянии повышенной
боевой готовности. На них была возложена задача обнаружения ракетных
пусков и взлёта бомбардировщиков Ил-28 с «Острова свободы». Для защиты
от фронтовых крылатых ракет ФКР-1 и бомбардировщиков в окрестностях
авиабазы развернули батареи ЗРК «Найк-Геркулес» и «Хок».
Как
известно, в 70-е годы практически все позиции ЗРК в континентальной
части территории США были демонтированы. Но во Флориде они сохранялись
до последнего момента, несмотря на то, что советские ракеты были
выведены с Кубы. Более того, в «Ки-Уэст» во второй половине 60-х были
модернизированы существующие и добавлены новые радиолокаторы кругового
обзора AN / FPS-67 и высотомеры AN / FPS-90. Американцы всерьёз
опасались советских дальних бомбардировщиков Ту-95, которые могли
использовать кубинские взлётно-посадочные полосы в качестве аэродромов
подскока. Эксплуатация радаров AN / FPS-67 и AN / FPS-90 завершилась в
1988 году.
РЛС ARSR-4
Сейчас
воздушное пространство в этом районе контролирует автоматизированная
стационарная трехкоординатная РЛС ARSR-4 с дальностью обнаружения
высотных целей 450 км.
В 1973 году на авиабазе «Ки-Уэст»
обосновался штаб 1-го ударно-разведывательного авиакрыла. На вооружении
авиакрыла состояли самолёты-разведчики: RA-5C Vigilante, TA-3B
Skywarrior и TA-4F / J Skyhawk.
RA-5C Vigilante в мемориальном комплексе авиабазы «Ки-Уэст»
Отдельно
хочется остановиться на самолёте RA-5C. Для начала 60-х годов
«Виджилент» был уникальной машиной. Этот большой, тяжёлый и очень
высокотехнологичный для своего времени двухместным двухдвигательный
самолёт палубного базирования обладал выдающимися лётными данными. При
его создании было применено много технических решений, не использованных
ранее в других самолётах. Для управления А-5 использовались
электродистанционные системы. Впервые в американской авиации были
применены ковшеобразные регулируемые воздухозаборники. «Виджилент» стал
первым палубным самолётом, на котором имелся внутренний бомбоотсек,
крыло без элеронов (вместо них использовались интерцепторы и
дифференциально отклоняемый стабилизатор) и цельноповоротное
вертикальное оперение.
Для своих размеров и массы А-5 имел
неожиданно хорошую манёвренность и мог совершать сверхзвуковые броски
при прорыве ПВО. Самолёт с максимальной взлётной массой 28 550 кг имел
боевой радиус действия без ПТБ 1580 км. При прорыве ПВО на сверхзвуковом
режиме полёта, радиус составлял 1260 км. На высоте 12000 метров самолёт
развивал скорость 2124 км/ч, у земли — 1296 км/ч. «Виджелент» летящий
на сверхзвуковой скорости в 60-е годы был не уязвим для
истребителей-перехватчиков.
RA-5C в полёте над побережьем Флориды
Но,
как это часто бывает, платой за высокие характеристики являлось очень
сложное и дорогостоящее обслуживание. А-5 изначально создавался для
доставки ядерного оружия, но адмиралам ВМС США в условиях войны в
Индокитае требовался универсальный, простой и по возможности недорогой
палубный бомбардировщик. К тому же достаточно крупный «Виджелент»
занимал на авианосце слишком много места. На той же площади можно было
разместить два «Скайхока».
В итоге командование ВМС США в
качестве палубного бомбардировщика предпочло Grumman A-6 Intruder, а
имеющиеся «Виджиленты» переделали в разведчики. В этой роли самолёт
оказался неплох. К тому же флоту требовалось гораздо меньше разведчиков,
чем ударных машин, и высокие эксплуатационные расходы не играли
определяющей роли. Малая уязвимость «Виджилент» от средств ПВО в районе
цели во многом гарантировалась высокой сверхзвуковой скоростью полёта.
Восемь из десяти разведывательных эскадрилий RA-5C участвовали в 32
боевых походах авианосцев. Согласно американским данным от воздействия
зениток и ЗРК во Вьетнаме потеряно 17 самолётов, ещё один «Виджилент»
был сбит перехватчиком МиГ-21.
После окончания боевых действий в
Индокитае начался вывод RA-5C из эксплуатации. В мирное время
обслуживание дорогостоящего и сложного самолёта стало слишком
обременительным. В конце 70-х «Виджиленты» с палуб авианосцев по большей
части перекочевали на береговые аэродромы, а в 1980 году последний
разведчик RA-5C окончательно вывели из боевого состава.
В
середине 70-х с военно-морской базы «Норфолк» в «Ки-Уэст» переехала 33-я
тренировочная эскадрилья радиоэлектронной борьбы. Во Флориде техника и
личный состав эскадрильи РЭБ испытывали новую аппаратуру постановки
помех и имитировали на учениях флота и морской авиации различные
радиоэлектронные угрозы. Некоторые машины наряду с опознавательными
знаками ВМС США несли красные звёзды.
ERA-3B
В
33-й эскадрилье имелось: 4 ERA-3B Skywarrior, 4 EA-4F Skyhawk, по
одному экземпляру EF-4B и EF-4J Phantom II и один NC-121K Warning Star. В
эскадрилье РЭБ были собраны уникальные для ВМС США самолёты. Так, в
вариант ERA-3B Skywarrior было переоборудовано всего 8 самолётов. Все
«Скайхоки», модифицированные для постановки радиоэлектронных помех, как и
флотские «Фантомы» аналогичного назначения, базировались в «Ки-Уэст».
До 1982 года в составе VAQ-33 эксплуатировался последний поршневой
гигант «Варнинг Стар».
NC-121K
В
1978 году в 33-й эскадрилье появились четыре EA-6A Electric Intruder,
переданные Корпусом морской пехоты. Эти машины, как и ERA-3B, были
последними эксплуатируемыми в авиации ВМС США вплоть до ликвидации
эскадрильи 1 октября 1993 года.
EA-6A
После
списания NC-121K эскадрилья получила два самолёта EP-3J. Эти машины,
переоборудованные из противолодочных Р-3А Orion применялись на учениях
для постановки помех корабельным радарам и имитации работы
радиотехнических систем советских бомбардировщиков. 33-я эскадрилья РЭБ
до момента расформирования активно гастролировала по базам авиации ВМС
США. Несколько раз в год самолёты радиоэлектронной борьбы участвовали в
крупных учениях, проводимых на Восточном и Западном побережьях США, в
Европе и Азии.
Авиабаза «Ки-Уэст» благодаря благоприятным
климатическим условиям и большому числу солнечных дней в году стала
местом постоянного базирования палубных истребителей. В 70-80-е годы
здесь размещались «Фантомы» 101-й и 171-й истребительных эскадрилий. В
1984 году F-4 Phantom II в «Ки-Уэст» сменили F-14 Tomcat, которые
эксплуатировались во Флориде до 2005 года.
F-14В над побережьем Флориды
В
1999 году в «Ки-Уэст» обосновались первые F/A-18С/D Hornet 106-й
ударной истребительной эскадрильи. В 2005 году 106-я эскадрилья получила
F / A-18E/F Super Hornet. Основной функцией 106-й эскадрильи в прошлом
была тренировка и обучение пилотов, переучивающихся с других типов
палубных самолётов. В настоящий момент на «Хорнетах» и «Суперхорнетах»,
базирующихся в «Ки-Уэст», отрабатываются новые виды авиационного
вооружения. Кроме того, истребители 106-й эскадрильи в случае
необходимости привлекаются для выполнения задач ПВО и перехвата
легкомоторных самолётов, на которых контрабандисты пытаются доставить
кокаин в США.
Уникальным даже по меркам США авиационным
подразделением является 45-я истребительная эскадрилья. После
столкновения во Вьетнаме с истребителями советского производства
адмиралы ВМС с удивлением обнаружили, что пилоты палубных истребителей в
большинстве своём не подготовлены к ведению ближнего маневренного
воздушного боя. На первом этапе основным «спарринг-партнёром»
американских самолётов во Вьетнаме был дозвуковой МиГ-17Ф. Этот,
казалось бы, безнадёжно устаревший истребитель оказался неожиданно
сильным противником. Мощное пушечное вооружение и хорошая горизонтальная
манёвренность МиГ-17Ф делали его очень опасным на малых и средних
высотах.
Для обучения ближнему воздушному бою в качестве
условного противника командование ВМС США выбрало специально
модифицированные Douglas А-4E / F Skyhawk. На подготовленных для
использования в роли условного противника «Скайхоках» демонтировали
встроенное вооружение, бомбодержатели и бронезащиту и установили
форсированные двигатели Pratt & Whitney J52-P-408. При этом
«Скайхоки» 45-й истребительной эскадрильи для большего реализма несли
красные звёзды и тактические номера, принятые в ВВС СССР.
А-4E из состава 45-й эскадрильи в мемориальном комплексе «Ки-Уэст»
На
переоборудованных «Скайхоках» летали пилоты высочайшей квалификации, и
они за относительно короткий срок подтянули уровень подготовки пилотов
палубных истребителей. Это напрямую сказалось на результатах реальных
воздушных схваток и потерь во Вьетнаме. Лётчики ВМС, летавшие на
«Фантомах», демонстрировали лучшую результативность в воздушных боях,
чем пилоты ВВС США.
Хотя большая часть штурмовиков А-4 была
списана в конце 80-х, в «Ки-Уэст» эти самолёты летали до середины 90-х.
Наряду со «Скайхоками» в 45-й эскадрилье использовались модифицированные
истребители F-5E / F Freedom Fighter, и, что нехарактерно для ВМС США,
F-16N Fighting Falcon, представлявшие собой облегчённые F-16А.
В
1996 году в связи с окончанием «холодной войны» и в целях экономии
бюджетных средств 45-я эскадрилья была расформирована. Однако вскоре
выяснилось, что это решение оказалось поспешным. Через 10 лет, в ноябре
2006 года, в «Ки-Уэст» сформировали новую 111-ю резервную истребительную
эскадрилью. Как и в случае с 45-й эскадрильей, основным назначением
111-й «резервной» была тренировка пилотов ВМС США в ближнем воздушном
бою. Так как большая часть американских «Фридом Файтеров» выработала
свой ресурс к концу 90-х, а для тренировки требовался самолёт незнакомый
флотским пилотам, было принято решение закупить 32 бывших в
употреблении F-5E / F в Швейцарии.
Спутниковый снимок Google Earth: истребители F/A-18 С/D, F / A-18E/F и F-5N/F на стоянке авиабазы «Ки-Уэст»
Старт
программы модернизации истребителей F-5N был дан в 2000 году. На
предприятии Northrop Grumman из выработавших свой ресурс F-5E и
поставленных швейцарских самолетов собиралась модернизированная версия
F-5N. Эта модель отличается демонтированным вооружением и системами,
необходимыми для его применения, усиленной конструкцией планера и
специальной цифровой аппаратурой фиксирующей лётные параметры и процесс
ведения учебного воздушного боя. В состав БРЭО F-5N введена спутниковая
навигационная система и многофункциональный цветной дисплей, что
позволило значительно улучшить возможности по навигации и ситуационную
осведомлённость пилота. "Агрессоры" получили красные звезды и окраску,
не характерную для американских истребителей.
F-5N из состава 111-й эскадрильи
Переоборудование
всей партии заняло около 2 лет. Первый полет модернизированный F-5N
совершил в марте 2003 года. После принятия решения о создании эскадрильи
на авиабазе «Ки-Уэст» командование ВМС профинансировало дополнительную
поставку 12 самолетов.
В
сентябре 2005 года руководство ВМС приняло решение дооснастить
двухместными машинами новую 111-ю «эскадрилью агрессоров». Для этого был
запущен второй этап программы модернизации «спарок» F-5F. В данный
момент в составе 111-й эскадрильи на авиабазе «Ки-Уэст» имеется 18
одноместных и двухместных F-5N/F.
Летом 1994 года авиабаза
«Ки-Уэст» стала основным плацдармом при подготовке военной операции на
Гаити. В направлении Гаити с разведывательными миссиями летали P-3C
Orion и E-3A Sentry. Отсюда работали самолёты «психологических операций»
EC-130E Commando Solo, с которых велась трансляция агитационных теле и
радиопередач. А после высадки американского военного контингента
«Ки-Уэст» использовалась военно-транспортными С-130Н Hercules.
Впрочем,
авиабаза «Ки-Уэст», находящаяся вплотную к островным государствам
Карибского бассейна, с 60-х годов являлась базой для подготовки
специальных операций и «идеологических диверсий». Именно отсюда против
Кубы действовали первые «летающие теле- и радиостанции» ЕС- 121S Coronet
Solo.
Спутниковый снимок Google Earth: бомбардировщики В-1В, заправщик КС-135 и истребители F/A-18 на авиабазе «Ки-Уэст»
На
авиабазе размещена школа подготовки морских диверсантов,
разведывательный центр «Юг» и региональный штаб береговой охраны.
Взлётно-посадочная полоса «Ки-Уэст» регулярно используется самолётами
P-3C, P-8A , E-2C и E-2D, осуществляющими патрулирование Мексиканского
залива и Карибского бассейна в рамках программы борьбы с контрабандой
наркотиков. Кроме того, авиабаза служит промежуточным пунктом при
перелётах американских боевых самолётов на Ближний Восток.
Продолжение следует…
По материалам:
http://military.wikia.com/wiki/Naval_Air_Station_Key_West
ttp://lenta.ru/news/2014/02/11/buy/
http://www.arms-expo.ru/049057052048124051052057050054.html