Темная сторона войны: США запустят в космос беспилотник с секретной миссией
МОСКВА, 7 сен — РИА Новости, Андрей Станавов. Пентагон
планирует сегодня запустить космический многоразовый беспилотник Boeing
X-37 с пятой по счету секретной миссией в интересах ВВС. Резервная дата
старта — 8 сентября. Об этом говорится в материалах компании SpaceX.
Ракета-носитель Falcon 9 фирмы Илона Маска для выведения X-37B будет
использоваться впервые — до этого его всегда запускала United Launch
Alliance на ракете Atlas V. Крылатый мини-шаттл способен годы крутиться
вокруг Земли и умеет автоматически садиться на аэродром. Суммарная
продолжительность четырех его полетов превысила две тысячи дней. Как
уверяет Пентагон, аппарат предназначен для научных исследований, в
частности, в рамках предыдущей двухлетней миссии на нем ставили
эксперименты по ионному двигателю и изучали поведение материалов в
условиях космоса.
Однако многие российские и зарубежные эксперты
уверены, что официальная версия — это лишь прикрытие и верхушка айсберга
в проекте, о котором в США предпочитают не распространяться.
Выдвигались версии, что созданная совместно с NASA засекреченная машина
предназначена для отработки технологий уничтожения спутников с орбиты
или нанесения ракетно-бомбовых ударов по Земле. О том, для каких научных
исследований уникальный космолет подходит больше всего и можно ли
считать его запуски подготовкой плацдарма для развертывания боевых
действий в космосе, — в материале РИА Новости.
Космос под грифом
Несмотря на секретность, снимки
Boeing X-37 ОТV (Orbital Test Vehicle) можно найти в открытом доступе.
Внешне он напоминает уменьшенный спейс-шаттл с размахом крыльев 4,5
метра, при длине 8,9 метра и весе в пять тонн. Разработкой аппарата NASA
и Boeing занялись еще в 1999 году. Изначально его создавали для ремонта
спутников, но через пять лет проект засекретили и передали Агентству по
перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США
(DARPA).
Сейчас ВВС располагают двумя такими машинами. По данным
Пентагона, каждый космоплан может работать на высотах от 200 до 750
километров, умеет быстро менять орбиты и маневрировать, способен вести
разведку и доставлять в космос небольшие грузы. В официальном
Twitter-аккаунте ВВС его назвали самым современным и технологичным
космическим кораблем многоразового использования. Любопытно, что
спецпроект курирует особое подразделение ВВС США, отвечающее в том числе
за разработку стратегического бомбардировщика следующего поколения,
который сменит знаменитый В-2 Spirit.
Наука двойного назначения
Логично
предположить, что беспилотник применяют только для тех экспериментов,
которые по каким-то причинам нельзя провести на Международной
космической станции, хотя она тоже является долговременной орбитальной
платформой и у американских астронавтов в плане науки там полный
карт-бланш. Таких причин сразу напрашивается две — нежелание посвящать в
свои дела партнеров по МКС или потенциальная опасность опытов для
экипажа.
"Сам по себе X-37B не слишком интересен и представляет
собой лишь испытательную лабораторию, управляемую с Земли, отмечает
член-корреспондент Российской академии космонавтики, независимый эксперт
Андрей Ионин. — Важно то, что происходит у него внутри. Поскольку
сейчас проект курирует DARPA, на нем, по всей видимости, проводятся
эксперименты двойного назначения. Причем такие, для которых нужно что-то
запустить на орбиту, подольше там подержать, вернуть на Землю и
изучить".
"Внутри может находиться все что угодно, вплоть до
ядерных зарядов. Эксперты часто говорят об отправке атомного оружия в
космос, но ведь, по факту, никто не знает, что с ним произойдет в
условиях космической радиации. Такой аппарат, как X-37B, позволяет
изучить этот вопрос. Подобные опыты могут быть небезопасны для экипажей
пилотируемых кораблей и станций, поэтому беспилотник тут идеально
подходит. Тем более что Пентагон подобные вещи не афиширует, а доказать
это практически невозможно", — сказал Андрей Ионин РИА Новости.
Американский космический беспилотник X-37B
Звездные войны
Главный
советник Российского института стратегических исследований, политолог
Владимир Козин увидел в проекте ВВС реальную угрозу международной
безопасности и считает, что США создают в космосе площадку для будущих
боевых действий.
"На этом шаттле есть огромный грузовой отсек, в
который можно загружать либо ударные космические вооружения класса
"космос — космос", то есть противоспутниковые системы, либо системы
"космос — земля", то есть ударно-боевые средства, которые из космоса
могут быть использованы против объектов на поверхности Земли", — ранее
заявил РИА Новости Владимир Козин в эфире радио Sputnik.
Тема
"звездных войн" для США не новая. Долгосрочную программу экспериментов
по отработке систем сопровождения космических целей и наведения оружия
Пентагон разработал еще в 1985 году. Уже тогда в кабинетах
"пятиугольника" говорили о создании космических командных пунктов,
ударных боевых платформ с лазерным и пучковым оружием и даже военных баз
на Луне. И хотя после развала СССР от милитаризации космоса было решено
отказаться, сегодня к данной теме возвращаются все чаще.
Запуск ракеты Atlas V со спутником Вооруженных сил США с мыса Канаверал
Этим
летом начальник штаба ВВС Дэвид Голдфейн открыто заявил, что
Военно-воздушные силы больше не рассматривают космос как мирное
пространство и он вполне может стать полем боя.
"Это пространство,
в котором мы должны уметь сражаться и побеждать, сохраняя превосходство
на орбите. Если война выйдет в космос, мы должны быть к этому готовы", —
сказал Дэвид Голдфейн.
Примечательно, что эти мысли он озвучил не
где-нибудь, а на тех самых июньских сенатских слушаниях, в ходе которых
министр Военно-воздушных сил США Хизер Уилсон анонсировала пятую миссию
беспилотника Boeing X-37.
Немного физики
Несмотря на то
что разработчики заявляют о высокой маневренности беспилотника,
опрошенные РИА Новости специалисты в области ракетно-космической техники
с этим не согласны и считают, что X-37B конструктивно не очень годится
для постоянной смены орбит, поэтому космический перехватчик и
бомбардировщик из него никакой.
"В баллистике есть такое понятие,
как запас характеристической скорости. Эта величина определяет
способность корабля маневрировать и прямо зависит от запаса топлива. Чем
он больше, тем выше маневренность. Для этого должно соблюдаться
соответствующее соотношение размера баков к общей массе аппарата. На
фото мини-шаттла X-37B я не вижу больших баков, а вижу тяжелый планер с
крыльями и грузовым отсеком. Соответственно, возможностей по орбитальным
маневрам у него немного — максимум выведение, незначительные
межорбитальные переходы и спуск", — заявил РИА Новости сотрудник одного
из ведущих предприятий "Роскосмоса", пожелавший остаться неназванным.
Старт шаттла Discovery
В качестве примера
он привел российские пилотируемые корабли "Союз" с запасом
характеристической скорости около 330 метров в секунду. Это позволяет им
поднимать орбиту с 200 до 400 километров, стыковаться к МКС и затем
спускаться, кроме того, предусмотрен резерв топлива на случай внештатных
ситуаций.
"Большие американские шаттлы по этому показателю
проигрывали "Союзам" — для обеспечения их стыковки нам даже приходилось
снижать орбиту МКС с 400 до 350 километров, — подчеркнул специалист. —
Челноки с грузом физически не могли подняться выше. Впрочем, для такого
аппарата, как X-37B, важнее даже не маневренность, а автономность. Сам
факт того, что он может в течение двух лет болтаться в космосе и затем
благополучно оттуда вернуться, это уже серьезное достижение".
Пример "большого брата"
Однако,
как показывает практика, боевые качества космических аппаратов не
всегда определяются их высокой маневренностью и запасами топлива — все
зависит от конкретных задач. Известно, что "большой брат" мини-шаттла
американский корабль Space Shuttle еще до завершения летных испытаний
"натянул армейский китель" и служил мощной лабораторией для Пентагона.
Челноки
и их экипажи "затачивали" для визуальной разведки из космоса, фиксации
пусков баллистических ракет, поиска спутников и сближения с ними. В
третьем полете шаттл "Колумбия" сблизился со спутником
оптико-электронной разведки "Кихоул-11" для его инспектирования. С
помощью шаттлов разыскивали на орбите советские аппараты серии "Космос" и
последние ступени ракет-носителей.
Начальник штаба ВМС США
адмирал Джеймс Уоткинс еще в 1980-е отмечал, что эксперименты с
челноками позволили "открыть новые явления, исключительно важные как для
понимания процессов, происходящих в океане, так и для обеспечения
большей скрытности американских подводных лодок и задачи обнаружения
подводных лодок противника в погруженном состоянии".
Впрочем,
Советский Союз в этом вопросе тоже не отставал. Еще до появления шаттлов
в ОКБ-1 (сейчас РКК "Энергия") работали над целой линейкой боевых
орбитальных кораблей. К примеру, "Союз-ППК" ("Пилотируемый перехватчик")
планировалось оснастить восемью ракетами для уничтожения спутников
противника. Кроме перехватчика, разрабатывались военные корабли
"Союз-ВИ" ("Военный исследователь") и "Союз-Р" ("Разведчик").
Все
это — далеко не полный арсенал оружия, которым две сверхдержавы
собирались воевать за пределами атмосферы. Как ни парадоксально,
зачастую грань между мирной космонавтикой и технологиями орбитальной
войны весьма и весьма условна.
Шаттл-"микроволновка" компании Escape Dynamics
https://ria.ru/defense_safe...
Рейтинг публикации:
|