В ходе недавнего международного военно-технического форума «Армия-2017»
прозвучало множество заявлений на тему дальнейшего развития
отечественных вооружений и техники. Большое внимание было уделено новым
проектам в области боевой авиации. В частности, были раскрыты некоторые
новые подробности возможных путей дальнейшего развития группировки
самолетов-перехватчиков. Как стало известно, одна из отечественных
авиационных компаний имеет весьма примечательные планы в контексте
программы «Перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата».
Новые скорости и космос
Новые
сведения о программе ПАК ДП были оглашены генеральным директором
Российской самолетостроительной корпорации «МиГ» Ильей Тарасенко в
интервью для телеканала «Звезда». Руководитель предприятия не стал
вдаваться в подробности, но при этом обозначил весьма интересные планы
на новый проект и часть его особенностей. Некоторые оглашенные сведения
могут представлять особый интерес в свете развития отечественной и
мировой авиации.
По словам И. Тарасенко, корпорация уже занимается созданием нового
самолета-перехватчика. При этом новый проект рассматривается в качестве
естественного развития уже существующего самолета МиГ-31, решающего те
же задачи. Одновременно с этим новый перехватчик, с точки зрения
технологий, будет совершенно новым самолетом. В проекте предполагается
использовать различные новые технологии, в том числе в области снижения
заметности. Все это позволит перехватчику работать в космосе, а также
показывать «новые скорости, новый радиус». РСК «МиГ», по словам ее
гендиректора, в новом проекте планирует реализовать все имеющиеся
наработки.
Современный перехватчик МиГ-31БМ. Фото Wikimedia Commons
В
другом своем интервью руководитель компании «МиГ» рассказал о планах по
адаптации самолета к работе в арктических районах, для чего в проекте
придется использовать некоторые соответствующие технологии. В отдаленной
перспективе имеющийся проект предполагается переработать, добавив новые
возможности. Результатом этих работ может стать беспилотная модификация
перехватчика.
Кроме того, во время форума «Армия-2017» И.
Тарасенко огласил примерные сроки начала поставок перспективных
перехватчиков. В настоящее время проект находится на стадии проработки
общей концепции. В дальнейшем должны будут стартовать полноценные
опытно-конструкторские работы. Серийные машины, условно обозначаемые как
МиГ-41, могут пойти в войска уже в середине следующего десятилетия.
Количество планируемых к постройке самолетов, по понятным причинам, не
указывалось.
Доступные сведения
Следует отметить,
что факт существования программы «Перспективный авиационный комплекс
дальнего перехвата», цель которой состоит в постепенной замене имеющихся
самолетов МиГ-31 всех модификаций, давно не является секретом. О планах
по созданию нового перехватчика с более высокими характеристиками стало
известно еще в 2013 году. Тем не менее, какие-либо точные сведения о
техническом облике требуемой машины и других особенностях проекта пока
остаются неизвестными. Впрочем, время от времени официальными лицами
оглашались те или иные планы, причем предполагаемый график работ
неоднократно корректировался.
О желании военного ведомства
создать новый самолет-перехватчик для замены МиГ-31 стало известно около
четырех лет назад. В 2014 году было объявлено о старте предварительной
проработки облика будущего перехватчика. Согласно планам того времени,
опытно-конструкторская работа должна была начаться уже в течение
нескольких следующих лет. Тем не менее, насколько известно, этот этап
разработки проекта ПАК ДП пока так и не начался по тем или иным
причинам. Более того, уже в 2015 году командование военно-воздушных сил
уточнило, что ОКР запустят лишь в 2019-м с соответствующим смещением
сроков начала серийного производства.
Еще в 2015 году свое
желание участвовать в разработке перспективного самолета выразили
несколько предприятий российского оборонного комплекса. В первую
очередь, конструкторский интерес к программе ПАК ДП проявила РСК «МиГ».
Несколько десятков лет назад эта организация создала существующий
перехватчик МиГ-31, и до сих пор занимается развитием этого проекта.
Опыт разработки подобной авиационной техники может быть использован при
создании новых образцов схожего назначения.
Почти одновременно с
появлением сведений о желании РСК «МиГ» участвовать в новой программе в
прессе начало фигурировать рабочее обозначение самолета – МиГ-41. По
очевидным причинам, такое название фигурирует только в заявлениях
представителей самолетостроительной корпорации, тогда как командование
Воздушно-космических сил пока применяет исключительно официальное
название всей программы – ПАК ДП.
В декабре 2015 года Сергей
Коротков, в то время занимавший пост руководителя РСК «МиГ», рассказал о
текущих достижениях проекта МиГ-41. К тому времени специалисты
корпорации успели определить основные особенности будущего самолета и
приступили к проработке точного технического облика. Также отмечалась
возможность применения самых современных материалов и принципов
авиастроения.
В июне 2017 года новый глава компании «МиГ» И.
Тарасенко вновь рассказал о проектах в рамках программы ПАК ДП. На тот
момент авиастроители продолжали проработку технического облика нового
самолета. Также отмечалось, что работы по-прежнему ведутся в
инициативном порядке, хотя и с привлечением некоторых смежных
организаций.
Всего несколько дней назад генеральный директор РСК
«МиГ» огласил новые любопытные подробности проекта с условным
обозначением МиГ-41. Применение новых технологий и решений уже было
объявлено раньше. Возможность получения более высоких летно-технических
характеристик при помощи современных технологий уже оглашалась
официальными лицами. При этом в перспективном проекте могут быть
предложены совершенно новые возможности.
Работа в космосе
Наибольший
интерес в недавних заявлениях И. Тарасенко представляют сведения о
некой работе перехватчика в космосе. Руководитель самолетостроительной
корпорации не стал вдаваться в подробности, однако и в таком
«сокращенном» виде оглашенная информация представляет большой интерес. В
частности, подобные заявления уже успели спровоцировать волну прогнозов
и оценок, авторы которых пытаются понять и предугадать, как именно
будущий ПАК ДП сможет работать в космосе, и какие задачи будет решать в
этих условиях. Попробуем тоже определить перспективы подобных
предложений.
Один из опытных МиГ-31Д в ангаре. Слева - ракета "Контакт". Фото Testpilot.ru
Предназначаясь
для замены существующих самолетов МиГ-31, «Перспективный авиационный
комплекс дальнего перехвата» должен будет иметь соответствующие боевые
возможности. На его борту должна будет размещаться эффективная
радиолокационная станция, способная вести наблюдение за большими
участками воздушного пространства и сопровождать значительное число
целей. Кроме того, перспективный МиГ-41 должен будет нести ракеты
«воздух-воздух» разных типов, способных поражать цели на дистанциях до
нескольких сотен километров.
При помощи такого оснащения и
вооружения новый перехватчик, как и его предшественник, сможет вести
патрулирование, контролировать заданный участок воздушного пространства
и, в случае появления опасного объекта, выполнять атаку. Можно считать,
что с точки зрения основных боевых характеристик в роли перехватчика
летательных аппаратов новый ПАК ДП будет превосходить существующие
машины.
Прозвучавшие заявления о «работе в космосе» могут
вызывать вопросы в контексте технического облика самолета и его боевого
применения. К примеру, очевидно, что при использовании существующих
технологий и конструкций сам МиГ-41 не сможет выходить в космическое
пространство. Решение таких задач потребует использовать особый облик
машины, мало совместимый с массовой эксплуатацией в частях ВКС. При этом
работа в космосе может осуществляться и без подъема на большие высоты,
соответствующие границе атмосферы.
Большое значение для
вооруженных сил развитых стран имеют группировки космических аппаратов
различного назначения. Уничтожение искусственных спутников до сих пор
является достаточно сложной задачей, для решения которой приходится
использовать особые средства. В то же время, на протяжении нескольких
последних десятилетий в нашей стране и за рубежом неоднократно
предпринимались попытки создать сравнительно простое противоспутниковое
оружие. В частности, рассматривались и проверялись на практике идеи
создания подобных комплексов, основывающихся на существующих самолетах.
Недавнее
заявление И. Тарасенко могло быть намеком на то, что в рамках проекта
МиГ-41 рассматривается возможность использования перехватчика в роли
носителя специальных ракет, предназначенных для атаки космических
аппаратов на орбите. В таком случае самолет должен будет поднимать
ракету на заданную высоту и придавать ей первоначальный импульс.
Дальнейшая работа по уничтожению цели будет выполняться ракетой
самостоятельно.
Проект «Контакт»
Следует напомнить,
что подобные идеи не являются новинкой для отечественной боевой
авиации. Еще в конце восьмидесятых годов прошлого века на базе серийных
перехватчиков были построены два опытных самолета МиГ-31Д. Они лишились
части бортового оборудования и получили новые устройства. В частности,
вместо нескольких узлов подвески штатных ракет был использован
единственный агрегат для опытного оружия, отличавшегося большими
габаритами. Переработанный таким образом самолет становился основным
элементом противоспутникового комплекса 30П6 «Контакт».
МиГ-31Д
являлся носителем специальной ракеты 79М6 «Контакт». По имеющимся
данным, последняя представляла собой трехступенчатое изделие с
твердотопливными ракетными двигателями на первых двух ступенях и
жидкостной третьей. Для уничтожения космических аппаратов предлагалось
использовать т.н. кинетический перехват с поражением цели путем прямого
попадания либо фугасную боевую часть с зарядом массой несколько десятков
килограммов. Ракета длиной около 10 м массой более 4,5 т, стартуя с
высоты не более 16-18 км, могла поражать спутники на высотах до 120 км.
Вместе
с самолетом и ракетой в состав комплекса «Контакт» была включена
радиолокационно-оптическая станция обнаружения и распознавания
космических объектов 45Ж6 «Крона». Она предназначалась для поиска целей в
космическом пространстве, определения их координат и выдачи
целеуказания самолету-носителю ракеты. Для передачи команд пришлось
разработать отдельную систему связи с требуемыми характеристиками.
Испытания
отдельных наземных средств комплекса 30П6 «Контакт» стартовали в 1985
году. В начале 1987-го в воздух подняли первый из двух опытных МиГ-31Д.
По имеющимся данным, испытания противоспутниковых систем продолжались до
середины девяностых и завершились в связи с проблемами экономического
характера. Точные сведения об испытаниях ракеты 79М6 отсутствуют.
Возможно, ее удалось поднять в воздух, но информация на этот счет до сих
пор не публиковалась. Проект «Контакт» не дал желаемых результатов и не
привел к началу дежурства новых средств противокосмической обороны. Тем
не менее, он позволил провести ряд важнейших испытаний и определить
перспективы такого оружия.
В 2009 году главком ВВС
генерал-полковник Александр Зелин сделал любопытное заявление. Он
напомнил о проекте МиГ-31Д – носителе противоспутникового оружия на базе
серийного перехватчика. При этом он отметил, что в то время
планировалось «реанимировать» старый проект для решения новых задач. Тем
не менее, за прошедшие годы новая информация на этот счет не
появлялась. Кроме того, в некоторых источниках упоминалось, что подобные
работы велись не для возобновления работ по теме «Контакт», но в
интересах других проектов.
Факт наличия у нашей страны большого
числа наработок и, возможно, определенных успехов в деле создания
авиационных комплексов с противоспутниковым вооружением может в
некоторой мере раскрыть недавние заявления руководства РСК «МиГ» о новых
возможностях самолета ПАК ДП. Вполне возможно, что заявленная «работа в
космосе» будет связана именно с применением современных аналогов более
старого комплекса 30П6 «Контакт» с управляемой ракетой 79М6.
Использование современных наработок и технологий, по всей видимости,
позволит повысить основные технические и боевые характеристики такого
оружия.
МиГ-31Д во время испытаний. Фото Airwar.ru
Тем
не менее, все это – лишь предположения. Руководство компании, в
инициативном порядке прорабатывающей проект «Перспективного авиационного
комплекса дальнего перехвата», раскрыло некоторые свои планы, однако не
спешит делиться подробностями. Командование ВКС, в свою очередь, пока
не комментирует заявления представителей РСК «МиГ». Таким образом, на
данный момент возможность использования будущего самолета МиГ-41 в
качестве носителя противоспутниковой ракеты остается на уровне
предположений или тем для споров в среде специалистов и любителей
военной техники.
Дополнительные преимущества
Впрочем,
использование нового самолета для перехвата заатмосферных целей
способно самым заметным образом повысить боеспособность
Воздушно-космических сил, а также в некоторой мере упростить организацию
эшелонированной обороны. Другими способами наращивания потенциала парка
перехватчиков станет использование т.н. стелс-технологий и возможное
создание беспилотной модификации самолета.
Необходимо отметить,
что определенные методики сокращения заметности летательного аппарата
для средств обнаружения противника уже использовались в последних
отечественных проектах авиационной техники. Развитие имеющихся идей
продолжается и можно предполагать, что будущий самолет ПАК ДП в этом
отношении будет, как минимум, не хуже существующих образцов.
Предложение
о создании беспилотной модификации перехватчика так же представляет
определенный интерес как для потенциальных заказчиков, так и для широкой
общественности. В настоящее время в нашей стране и за рубежом самым
активным образом прорабатывается вопрос создания беспилотников тяжелого
класса, способных заменить полноценные самолеты. Новая программа ПАК ДП
имеет все шансы получить подобное развитие и привести к появлению
техники с необычными возможностями. Тем не менее, тяжелый БПЛА будет
разрабатываться только на основе готового самолета, что известным
образом смещает сроки его появления.
***
Согласно
последним данным, Российская самолетостроительная корпорация «МиГ», в
инициативном порядке разрабатывающая свой вариант «Перспективного
авиационного комплекса дальнего перехвата», продолжает формирование
облика машины с рабочим обозначением МиГ-41 и, среди прочего, предлагает
самые смелые идеи. В дополнение к уже известным сведениям не так давно
было объявлено о желании создать комплекс, способный работать в космосе,
а также беспилотный вариант перехватчика.
Тем не менее, проект
МиГ-41 пока не получил поддержки заказчика и все еще создается по
инициативе компании-разработчика. Таким образом, предлагаемый вариант
дальнего перехватчика – даже имея те или иные преимущества и кардинально
новые возможности – может так и не выйти из стадии предварительной
проработки. Опытно-конструкторскую работу по теме ПАК ДП предполагается
начать только в 2019 году, и к этому времени министерство обороны должно
будет выбрать исполнителя нового заказа. Удастся ли РСК «МиГ» получить
заказ на разработку нового самолета и воплотить в проекте самые смелые
идеи – покажет время.
По материалам сайтов:
http://tvzvezda.ru/
http://tass.ru/
http://ria.ru/
https://aex.ru/
http://testpilot.ru/
http://ariwar.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-699.html