Российские танки не оставили шансов соперникам
Разработчик танков — о попытках Китая догнать РФ в проектировании и создании новых боевых машин
В
чем сильная сторона российских танков, почему индийская команда не
смогла победить на танковом биатлоне-2017 и в чем слабость новейших
китайских боевых машин, «Известиям» рассказал ведущий специалист
уральского конструкторского бюро «Трансмаш» (входит в состав корпорации
«Уралвагонзавод») Дмитрий Авраменко.
— Не так давно завершились
соревнования по танковому биатлону. Традиционно танки для большинства
команд-участниц представила корпорация УВЗ. Что это за машины?
—
Это практически серийные танки, мало отличающиеся от Т-72Б3 последней
модификации, которые «Уралвагонзавод» поставляет для Министерства
обороны. Правда, при подготовке к биатлону-2017 машины были доработаны
по увеличению максимальной скорости, нехватка которой выявилась в ходе
прошлогодних соревнований.
Т-72Б3 — основной боевой танк с
цифровым прицельным комплексом и современным тепловизором, которые
обеспечивают применение вооружения днем и ночью в любую погоду. В том
числе высокоточного — танковой управляемой ракеты. На танке установлен
дизельный двигатель обеспечивающий мощностью 1130 л.с. Он дает танку
превосходные показатели подвижности. В этом убедились все зрители и
специалисты, наблюдавшие за состязаниями.
— Вы удовлетворены результатами соревнований?
—
Да, конечно. В первую очередь хочу отметить высокую выучку экипажей
российских танков, их самоотверженность и заряженность на победу. Что
касается техники, то могу смело сказать: танки Т-72Б3 российской команды
выглядели убедительно, не оставив каких-либо шансов соперникам.
— Как вы оцениваете результаты других участников?
—
Могу сказать так: хорошо выступили те команды, которые смогли
оптимально использовать возможности своих боевых машин. Пример — команда
Казахстана. Она заняла второе место в финале эстафеты. А вот индийской
команде не повезло. Они выступали на танке Т-90С «Бхишма» индийской
сборки. На предварительном этапе показали отличные результаты. А вот в
полуфинале эстафеты им банально не хватило состязательного опыта. Азарт и
желание показать высокий результат любой ценой привели к ошибкам в
эксплуатации машин на предельных режимах работы. И как следствие —
возникали отказы. Уверен, что наши индийские коллеги сделают выводы и
добьются высоких результатов в следующем году. Мы же готовы поделиться
опытом в подготовке техники и экипажей.
— В ходе состязаний
хорошие результаты показывает команда Китая, выступающая на собственных
танках TYPE96. Как вы оцениваете эту машину?
— Команда КНР второй
год выступает на танке ZTZ-96B. В этой машине китайские разработчики
применили современные технологии и конструктивные решения, реализованные
в новейших экспортных танках VT-2B и VT-4. Масса танка ZTZ-96B
значительно меньше массы российского Т-72Б3. И это несомненно давало
серьезное преимущество в подвижности перед Т-72Б3. Ведь нашит танки
выступали в штатной боевой массе и со штатными для этого танка
показателями броневой защиты.
— В 2015 году в СМИ появились
сообщения со ссылкой на китайских специалистов из Norinco (китайская
корпорация — производитель вооружения) о превосходстве танка VT-4 над
российскими боевыми машинами, в том числе над перспективным танком
«Армата»?
— ZTZ-96B — это обновленная машина. У этого танка
появились новая, достаточно интересная силовая установка. В ее составе
новый двигатель, автоматическая трансмиссия, а также оригинальная
ходовая часть. А вот вооружение осталось прежним. Нелицензионная копия
пушки и автомата заряжения российского Т-72.
Несмотря на
новшества, машина не показала выдающихся результатов. Поэтому можно
смело утверждать: заявления о каком либо превосходстве китайских машин
не подкреплены конкретными результатами.
Практически все
специалисты, следившие за китайским танком, отметили их низкую динамику
разгона. ZTZ-96B на стартовом отрезке полуфинала и финала эстафеты
проигрывал всем соперникам. Проигрывал он даже Т-72Б3 ранней
модификации. А ведь на этой модели «семьдесят двойки» стоит двигатель
мощностью всего 840 л.с.
Также очевидны недостаточный запас
прочности и низкая энергоемкость системы подрессоривания ходовой части.
Водители ZTZ-96B значительно снижают скорость при преодолении типовых
танковых препятствий. А при прохождении препятствия «гребенка»
наблюдаются постоянные жесткие «пробои» подвески. Это весьма негативно
сказывается на находящийся в танке экипаж и оптикоэлектронную
аппаратуру.
Нельзя забывать, что ZTZ-96B — это облегченная
машина. А если его дозагрузить до штатной боевой массы танка VT-4 — 52
т? Вывод очевиден: указанные недостатки значительно усугубятся. И они
могут стать критическими для обеспечения современного уровня боевых
характеристик машины.
— Опыт эксплуатации танков в ходе танковых биатлонов отразился в новых разработках?
—
Безусловно. Этот опыт представляет большую ценность для конструкторов.
Дело в том, что машины в ходе состязаний эксплуатируются на предельных
режимах и в предельных условиях внешних воздействий. Азарт, желание
участников во что бы то ни стало добиваться лучшего результата зачастую
делают эти условия запредельными. Оценка эффективности танков в таких
условиях, оценка надежности и запаса прочности крайне важны для
формирования технического задела под перспективные изделия.
Кроме
того, это еще одна возможность плодотворного взаимодействия
конструкторов и наших гензаказчиков — Главкомата Сухопутных войск и
Главного автобронетанкового управления по анализу эффективности техники и
работы экипажа.
— Не так давно в Германии проводились
соревнования танковых экипажей стран НАТО. В чем основное отличие
программ двух конкурсов? Готовы ли сегодня российские танки участвовать в
подобных состязаниях?
— В российском конкурсе больше
состязательности и зрелищности. Работа танка и экипажей проверяется в
режимах близких по нагрузке на людей и технику к боевым. В конкурсе НАТО
больше оценивается тактическая подготовка экипажей в составе
подразделений при имитации боевых задач.
Сегодня мы в состоянии
подготовить технику, скажем, танки Т-90МС, для того чтобы успешно
конкурировать с лучшими западными образцами как в формате российского
конкурса, так и в формате конкурса танковых экипажей стран НАТО.
https://defence.ru/article/ros...
Рейтинг публикации:
|