Военно-морской флот России сегодня гораздо эффективнее и активнее, чем прежде, хотя этого часто не хотят признавать, пишет The National Interest. И хотя Москва до сих пор использует некоторые «остатки» океанского военно-морского флота, который она унаследовала от Советского Союза, однако его место постепенно занимает новый флот, как подводный, так и надводный. Этот флот существенно отличается от прежнего и имеет собственную стратегию, отмечается в статье. По мнению авторов, Соединённым Штатам не стоит «бояться» нового российского ВМФ — однако следует «с уважением» относиться к тому, что делает Москва со своими морскими силами, и внимательно изучать эти действия. Иначе непонимание возможностей противника и логики, стоящей за его действиями, может в один злосчастный день преподнести множество неприятных сюрпризов, и довольно часто приходится расплачиваться за это людскими жизнями.
В
аналитических выкладках на тему российского военного потенциала
вооружённые силы этой страны обычно представляют либо как
могущественного гиганта, либо как немощный организм на грани умирания.
Все подобные интерпретации являются по существу неправильными и очень
вредными, подчёркивается в статье: «Именно поэтому мы изучаем вероятных
противников — чтобы понять их стратегию, доктрину и боевые способности, в
которые они вкладывают деньги, и чтобы не говорить властям чепуху, а
предлагать здравый анализ и видение перспективы». Современный
военно-морской флот России предназначен не для соперничества с ВМС США, а
для противодействия ему, поясняют авторы. Кроме того, он призван
обеспечивать стратегию «мощной евразийской континентальной державы» в
XXI веке. И хотя Россия сейчас не такая могущественная, как когда-то
Советский Союз, но она все равно остаётся великой державой, а её
вооружённые силы способны создавать численное превосходство на границах
страны и достаточно сильны, чтобы нанести противнику существенный урон в
ходе конфликта. Кроме того, Москва обладает мощным ядерным арсеналом,
который она без стеснения применит в случае необходимости, пишет The
National Interest.
Российский военно-морской флот играет важную
роль в этой стратегии, и его не следует недооценивать, несмотря на
имеющиеся недостатки, призывают авторы. Конечно, для Запада было бы
«проще», если бы Россия занялась «бесплодными попытками» конкурировать с
военно-морскими силами США, тратя большие деньги на корабли, которые ей
не по карману, и ставя перед собой неразумные задачи с точки зрения
географического положения и с учётом экономических трудностей. В
подписанной недавно российской военно-морской доктрине до 2030 года
звучат «смелые заявления» о желании России поддерживать статус второй в
мире военно-морской державы. Ядерные подводные силы России действительно
занимают второе место в мире по своим возможностям, и в первую очередь
это относится к атомным подводным лодкам с баллистическими ракетами. Но в
то же время у России нет плана по строительству кораблей, которые могли
бы превратить её флот в глобального конкурента США или Китая,
отмечается в статье.
На самом деле такие заявления являются
«традиционными» для российских руководителей, которые при помощи ВМФ
демонстрируют силу и статус своей страны на мировой арене, поясняет The
National Interest: «Флот — это заметный символ, показывающий, что Россия
является великой державой, способной проводить демонстрацию флага
далеко за пределами своих географических границ. Нам нужно скептически
относиться к официальным заявлениям, предназначенным для того, чтобы
российский флот полнее ощущал свою значимость (и был уверен в получении
бюджетных средств)». Вместо этого надо анализировать «стратегию и
процесс закупок», которые являются движущей силой перемен на флоте,
уверены авторы. По их мнению, российский военно-морской флот в настоящее
время предназначен для выполнения четырёх основных задач: защита
морских подходов и прибрежных вод, нанесение высокоточных ударов на
большие расстояния с применением ядерного и обычного оружия,
демонстрация военной мощи посредством подводного флота и защита ядерных
средств сдерживания морского базирования, находящихся на борту
российских атомных подводных лодок.
Но наряду с этими задачами
существует и традиционная потребность в «военно-морской дипломатии», для
чего у России всегда будет несколько крупных кораблей первого ранга,
пусть даже они будут «такими же невезучими и ненадёжными», как авианосец
«Адмирал Кузнецов», говорится в статье: «Поддержание статуса России в
международной политике — это одна из самых важных задач её ВМФ.
Демонстрация статуса является не менее важной составляющей, чем
демонстрация силы. В трудные времена, какими были 1990-е и начало 2000-х
годов, российский военно-морской флот практически ничем не занимался,
кроме редких походов с гордо реющими флагами и заходов в иностранные
порты. Военно-морская дипломатия, особенно в Азиатско-Тихоокеанском
регионе, остаётся одной из его главных задач». В соответствии со своей
концепцией Россия планирует построить флот, который будет вполне успешно
удерживать США на расстоянии. Он должен сочетать в своём составе
средства эшелонированной обороны, противокорабельные ракеты большой
дальности, наземную авиацию, подводные лодки, береговые ракетные
пусковые установки и мины. Таким способом Россия попытается «перекрыть»
США доступ к морю и сделать их операции по насильственному вторжению
очень дорогостоящими, поясняют авторы.
ВМФ России также получает
всё новые возможности для нанесения ударов на большие расстояния с
применением обычного оружия по объектам инфраструктуры и играет всё
более важную роль в ядерном противостоянии, если это понадобится. В
новой доктрине открыто говорится о том, что флот является «важным
инструментом ведения огня неядерными средствами на большие расстояния и
средством доставки к цели оперативно-тактического ядерного оружия».
Таким образом, он призван сдерживать вероятного противника и влиять на
его процесс принятия решений в случае кризиса. Количество пусковых
установок крылатых ракет у России невелико, но новая государственная
программа вооружений на 2018-2025 годы предусматривает дополнительные
ассигнования на ракеты и средства их доставки, пишет The National
Interest.
Потребности России в переброске сил и средств на
большие расстояния невелики, поскольку её вооружённые силы не проводят
учения вдали от своей территории и предназначены в основном для ведения
боевых действий вблизи от дома. Именно там сосредоточены ключевые
интересы и приоритеты России, констатируют авторы. Её дальняя авиация
способна наносить ракетные удары на значительном удалении от российских
границ, а подводный флот просто обязан оборонять бастионы баллистических
ракет морского базирования и создавать серьёзную угрозу США. «Конечно,
сказать это проще, чем сделать, но Россия, пожалуй, является самым
передовым в техническом отношении противником Америки под водой. Между
прочим, она обладает вторым в мире подводным атомным флотом», —
отмечается в статье.
Чтобы «осуществить задуманное», Россия
начала с программы строительства корветов и фрегатов. Отчасти это
объясняется тем, что её судостроительные заводы имеют богатый опыт
такого строительства. В перспективе Москва надеется перейти к созданию
более крупных кораблей, и это вполне логичный подход к возрождению
военного кораблестроения, которое понесло самые большие потери в
российском оборонно-промышленном комплексе, сообщает The National
Interest. Причём в уже строящихся кораблях «много чего такого, что не
бросается в глаза», подчёркивают авторы. Во-первых, в России хорошо
усвоили, что кораблю не нужно большое водоизмещение для установки на нем
мощных ракетных комплексов. Организационно-штатная структура надводного
флота строится не на базе боевых платформ, а по принципу
интегрированных боевых возможностей, и включает установки вертикального
пуска с ракетами «Оникс», «Калибр», корабельные зенитные
ракетно-пушечные комплекс «Панцирь-М» для объектовой ПВО,
зенитно-ракетные комплексы вертикального пуска «Редут» для обеспечения
ПВО, а также комплексы противоторпедной защиты «Пакет-НК». На более
крупных кораблях будут устанавливать зенитно-ракетные комплексы
«Полимент-Редут», РЛС с фазированной антенной решёткой, и эти корабли
будут выполнять более широкий круг задач. Российские корветы получат
орудия калибра 76 или 100 миллиметров, систему оружия ближнего действия и
восемь ракетных установок вертикального пуска. У этих кораблей будет
небольшая продолжительность автономного плавания, однако соотношение
«огневая мощь — цена» у них очень хорошее, и они смогут спокойно
выполнять свои задачи, едва выйдя с базы, говорится в статье.
Российская
программа кораблестроения «уже пережила самые трудные времена»,
вызванные задержками в строительстве из-за санкций и прекращения
военного сотрудничества с Украиной, уверены авторы. И хотя
судостроительная отрасль в целом всё ещё проходит довольно непростой
период возрождения после 25-летнего перерыва, однако было бы неверно
говорить о том, что это неприятное прошлое обязательно найдёт своё
отражение в будущем, уверены авторы. Например, Россия строит крупный
судостроительный завод «Звезда» на востоке страны с помощью китайцев.
Эта судоверфь предназначена для коммерческого производства, и там уже
установили кран грузоподъёмностью 1 200 тонн, что необходимо при
создании модульных конструкций. Это существенный прорыв в российском
судостроении, подчёркивает The National Interest.
При этом
«старые» российские корабли тоже ещё могут повоевать, напоминают авторы:
«Сегодняшние взгляды на российский военно-морской потенциал явно
устарели. В действительности ВМФ России не видел таких темпов
строительства и уровня боеготовности с середины 1990-х годов. Российские
корабли, в том числе, откровенно ненадёжные, такие как эсминцы типа
«Современный», совершают походы на всё большие расстояния, а ВМФ в целом
проводит гораздо больше времени в море, чем в предыдущие два
десятилетия. Значительную часть своего флота Россия унаследовала от
Советского Союза, и эти корабли всё ещё на ходу». И хотя для надёжности в
походах отряды стареющих кораблей по необходимости сопровождают
буксирные суда, но этот якобы «ржавеющий» флот всё равно сохраняет своё
мощное присутствие, а подводные силы России проявляют не меньшую
активность. Больше всего это заметно на примере возрождающегося
Черноморского флота в Крыму и постоянной ротации кораблей в восточном
Средиземноморье. Например, свои корабли у побережья Сирии Россия
обеспечивала всем необходимым при помощи четырёх подержанных турецких
торговых судов, купленных, скорее всего, за копейки — наглядно
опровергая все утверждения о том, что российский ВМФ якобы не способен
проводить длительные экспедиционные операции без специально выделяемых
для этого сил и средств, отмечает The National Interest: «Необходимость
не всегда является движущей силой закупок. Порой флот проявляет
изобретательность… Часто это не хотят признавать, но российский
военно-морской флот сегодня гораздо эффективнее и активнее, чем прежде».
Но
лучшие корабли российского ВМФ, как и в советские времена — это
подводные лодки, уверены авторы, хотя сегодня их у России примерно в
пять раз меньше, чем было у СССР. В состав атомных подводных лодок
входят 10 ракетных подводных крейсеров проекта 941 «Акула», восемь лодок
проекта 949 «Гранит» и «Антей», три лодки проекта 671РТМ(К), и
наверное, три лодки проекта 945. Флот подводных крейсеров
стратегического назначения (с баллистическими ракетами) имеет в своём
составе шесть лодок проекта 667БДРМ «Дельфин», три лодки проекта 667БДР
«Кальмар», а также три (из восьми запланированных к строительству) лодок
проекта 955 «Борей». Дизель-электрические субмарины представлены 14
лодками проекта 877 и шестью лодками проекта 636.3 в составе
Черноморского флота, и ещё шесть таких лодок строятся для Тихоокеанского
флота, говорится в статье. В настоящее время многие российские
подлодки, в том числе, оснащённые крылатыми ракетами, находятся на
судоверфях, проходя модернизацию. Многие лодки используются не очень
активно, а поскольку в основе российской военно-морской стратегии лежит
защита морских подходов и прибрежных вод, им нет нужды уходить далеко от
дома, пишет The National Interest. Некоторые уверяют, что российский
подводный флот к 2030 годам в целом достигнет предельного срока службы, а
вовремя заменить его не удастся. Однако если кто-то вынашивает планы
насильственного вторжения, считая, что ему легко удастся преодолеть
бастионы российского атомного флота, то ему «следует взять с собой
побольше спасательных лодок и плотов», рекомендуют авторы.
Несмотря
на проблемы в российском кораблестроении, и строительство новых
подводных лодок идёт довольно неплохо, сообщается в статье: Россия может
построить дизель-электрическую лодку проекта 636 примерно за полтора
года и довольно быстро выполнить заказ на шесть таких субмарин, а за
8-10 лет она может заменить весь свой флот дизель-электрических лодок
усовершенствованными субмаринами проекта 636.6. Это недорогие и
малошумные лодки, а их ракеты «Калибр» по своей дальности могут поразить
значительную часть важнейших объектов инфраструктуры в Европе.
Российским инженерам не удаётся добиться больших успехов в создании
воздухонезависимой двигательной установки, однако строительство лодок
проекта 677 «Лада» продолжается, как продолжается и процесс модернизации
проекта 636. Модернизация «Акул» и «Антеев» сделает российский
подводный флот многоцелевым и универсальным, а эти лодки смогут
выполнять новые задачи. В то же время Россия проектирует подводную лодку
пятого поколения, которая станет основой для новых атомных подводных
лодок. Эти корабли будут иметь модульную конструкцию и будут довольно
дешёвыми в производстве. В настоящее время уже заложены или строятся 12
атомных подводных лодок. Если предположить, что первые лодки пятого
поколения будут заложены к 2023-2025 годам, то Россия сможет приступить к
замене списываемых советских субмарин уже в начале 2030-х годов,
прогнозирует The National Interest.
Особо следует отметить лодки
проекта «Ясень», так как они являются неотъемлемой частью российской
стратегии по созданию угрозы для континентальной части США в случае
возникновения конфликта. Согласно официальным заявлениям, эта лодка
является наиболее совершенным в техническом плане противником из числа
тех, с кем американские силы могут столкнуться в морских глубинах. Да,
Россия может построить лишь небольшое количество таких лодок, но это не
повод для веселья и самоуспокоенности, подчёркивается в статье.
Одна-единственная лодка проекта «Ясень», находясь в Атлантике, может
нанести по восточному побережью США ядерный удар 32 ракетами «Калибр».
Так что таких субмарин много не понадобится.
У России есть и
другой флот, о котором слышно довольно редко — это Главное управление
глубоководных исследований (ГУГИ). В составе этого флота есть субмарины
специального назначения, созданные на базе переоборудованных советских
лодок. Например, лодка «Подмосковье» переоборудована из ракетоносца
проекта 667БДРМ. Некоторые субмарины этого типа являются базами для
лодок меньшего размера, другие предназначены для размещения необитаемых
подводных аппаратов, новых систем вооружений или для участия в
инновационных формах операций по воспрещению действий противника под
водой. В настоящее время для этих целей строится модифицированная лодка
«Белгород» класса «Антей». «Вы вряд ли много думаете об этом самом ГУГИ,
но ГУГИ наверняка думает о вас», — отмечает The National Interest.
У
российской военной промышленности по-прежнему имеется масса проблем,
которые нужно решать — это и неработоспособные зенитно-ракетные
комплексы, не поддающиеся интеграции, и воздухонезависимые двигательные
установки, отказывающиеся работать. Тем не менее, налицо интересные
тенденции, возникшие в последние годы в процессе кораблестроения,
констатируют авторы. Классы российских кораблей остаются без изменений,
но только по названию. При этом сами корабли становятся крупнее, а
корветы постепенно превращаются в «тяжёлые» корветы водоизмещением 3
500-4 000 тонн. Программа строительства российских фрегатов будет
продолжена, когда удастся решить проблемы с газотурбинными двигателями.
Скорее всего, она претерпит значительные изменения, и хотя всё это время
в российском флоте «будет сохраняться неразбериха», однако постепенно
там наводится порядок, пишет The National Interest . Продолжится
«калибризация» российских боевых кораблей, появится больше пусковых
установок «Калибр» с большим количеством ячеек и большим запасом ракет.
Россия продолжит серийное производство дизельных и атомных подводных
лодок, а также переоснащение некоторых советских платформ, устанавливая
там ударные системы нового поколения в целях экономии средств.
В
предстоящие годы ВМФ России будет заниматься интеграцией систем
вооружений и решением проблем кораблестроения. При этом уже началась
разработка оружия нового поколения, например, гиперзвуковых ракет.
«Несмотря на все свои беды и несчастья, российский флот сегодня
находится в гораздо лучшем состоянии, чем в любой из моментов после
окончания холодной войны. Сегодня экипажи кораблей и подводных лодок
целиком укомплектованы военнослужащими-контрактниками, а моряки срочной
службы выполняют задачи на берегу. В целом этот вид вооружённых сил пока
ещё не оправился от худшего периода в своей истории, но у командования
ВМФ есть основания для осторожного оптимизма», — уверены авторы.
Конечно,
можно указывать пальцем на «огромное количество недостатков», имеющихся
в ВМФ России, однако сам российский флот из-за этого никуда не
исчезнет. А если посмотреть на тенденции ближайшей и среднесрочной
перспективы, они выглядят весьма позитивно, отмечается в статье. Россия
создаёт флот, который оптимально подходит для её стратегии: она
формирует силы, предназначенные для действий в прибрежных водах, и
одновременно вкладывает деньги в те системы, которые позволят ей
сдерживать и устрашать более мощные морские державы на протяжении многих
десятилетий. «Поэтому, когда вы в очередной раз услышите, что
российский флот исчезает, что в России вымирает население, заканчиваются
деньги, и нет работы, и захотите проверить эту теорию, мы вам очень
советуем захватить с собой спасательный круг», — заключает The National
Interest.
Материал представлен в пересказе ИноТВ
Источник: alternatio.org