«Такие инциденты редки, но два за одно
лето, оба раза с участием 7-го флота... Это ошеломляюще!» – так
американские эксперты оценили столкновение эсминца флота США «Джон
Маккейн» с танкером в Тихом океане. Российские эксперты советуют
Пентагону подумать о квалификации своих капитанов, а власти Китая видят в
американских кораблях угрозу международной навигации.
Столкновения американских военных кораблей в Тихом океане начинают становиться чем-то обыденным. На этот раз в аварию в
понедельник попал эсминец «Джон Маккейн», борт которого протаранил
танкер Alnic MC в районе Малаккского пролива, недалеко от Сингапура.
К
сожалению, без жертв не обошлось – 10 членов экипажа эскадренного
миноносца пропали без вести, еще 5 были ранены. На гражданском судне
пострадавших нет.
Одним из первых соболезнования выразил «однофамилец» эсминца сенатор-республиканец Джон Маккейн (корабль назван одновременно в честь отца и деда сенатора; оба имели звание адмирала). «Это очень плохо», – кратко отреагировал президент США Дональд Трамп.
Более эмоциональной была реакция Китая,
с особым вниманием относящегося к акватории Южно-Китайского моря (где и
произошел инцидент и где располагаются спорные острова, на которые
претендует КНР).
Командование 7-го флота ВМС США пообещало в
ближайшее время провести расследование инцидента. Пока же на месте
столкновения ведутся поисково-спасательные работы. Но на данный момент
никаких сведений о пропавших моряках нет. Из получивших ранения четверо
были эвакуированы в госпиталь вертолетом SA 330 Puma сингапурских ВМС,
пятый в эвакуации не нуждается. На помощь пострадавшим в аварии уже отправились корабли ВМС Сингапура и Малайзии, а также американский универсальный десантный корабль America.
Столкновение
кораблей в море, а тем более с участием эсминца, само по себе
достаточно неординарное событие. Однако еще большую пикантность
инциденту придает то, что
это уже вторая авария в Тихом океане за два месяца, в которую вовлечен корабль 7-го флота ВМС США.
В конце июня борт эсминца Fitzgerald («Фицджеральд») носовым бульбом протаранило филиппинское торговое судно в водах Японии. Тогда в результате происшествия погибли семеро американских моряков.
Отметим,
что как раз за несколько дней до инцидента с «Джоном Маккейном»
руководство американских ВМС фактически признало вину за инцидент
двухмесячной давности. Командование флота сняло с должности командира
Fitzgerald и объявило наказания в отношении других офицеров корабля,
хотя расследование столкновения все еще продолжается.
Что произошло с «Джоном Маккейном»?
Эсминец
двигался восточнее Малаккского пролива, чтобы совершить «рутинный»
заход в порт Сингапура. Однако в 6.24 утра по японскому стандартному
времени (00.24 мск) он получил удар в заднюю часть левого борта от
танкера Alnic MC. Обстоятельства, послужившие причиной аварии, пока
неизвестны. Американский корабль получил серьезные повреждения, однако
благодаря усилиям команды остался на ходу и самостоятельно направился в
сингапурский порт. Танкер отделался лишь незначительными повреждениями
носовой части.
«Джон Маккейн» – эскадренный миноносец с
управляемым ракетным оружием (УРО) класса Arleigh Burke («Арли Берк»),
эксплуатируется с 1992 года и входит в состав 7-го флота ВМС США.
Это
достаточно крупный корабль. Его водоизмещение составляет более 8 тыс.
тонн, длина более 150 м, ширина около 20 м, а экипаж состоит из 338
человек.
Корабль принимал участие во вторжении США в Ирак в 2003 году, в ходе которого запустил 39 ракет «Томагавк».
В
2009 году произошло легкое столкновение с эсминцем китайской подводной
лодки, которая повредила ему буксируемую гидроакустическую систему
обнаружения. В последнее время корабль базировался в порту Йоко в Японии. В начале августа он без разрешения китайских властей прошел неподалеку
от рифа Мисчиф из состава островов Спратли (Наньша). В ответ МИД Китая
обвинил США в грубом нарушении своего суверенитета и международного
права.
Alnic MC – танкер 2008 года постройки, который
используется для перевозки нефти и химической продукции. Судно ходит под
флагом Либерии, однако зафрахтовано греческой судоходной компанией
Stealth Maritime Corporation. Оно значительно крупнее американского
эсминца. Длина составляет 183 м, ширина – 32 м, а водоизмещение
колеблется от 30 до 50 тыс. тонн в зависимости от загруза. Сообщалось,
что в момент аварии корабль шел без груза.
Столкновение в море довольно неординарный инцидент
«Количество
сбоев, которое должно произойти, чтобы случилось что-то подобное,
делает это редким происшествием. Моряки мониторят радиолокационные
устройства круглые сутки, у них есть несколько моряков, которые дежурят
на мостике, где тоже есть радиолокационные устройства, и у них есть по
крайней мере один часовой на корме судна, чтобы вести наблюдение именно
на случай возникновения ситуаций подобного рода», – заявил ветеран американских ВМС Дэвид Лартер.
«Любые
столкновения двух кораблей в любом океане или в любой реке – это
ненормально. Это нарушение международных правил предупреждения
столкновения судов в море (МППСС)», – пояснил газете ВЗГЛЯД доктор
военных наук, капитан I ранга запаса Константин Сивков. Надо
разбираться, кто виноват, подчеркнул он. В любом случае это аварийная
ситуация, которая произошла в результате нарушения одним из командиров
или обоими сразу этих самых МППСС, добавил он.
«Это ситуация
нестандартная», – подчеркнул в комментарии газете ВЗГЛЯД советник
начальника Генштаба России, бывший главком Черноморского флота адмирал
Игорь Касатонов. По его словам, такое могло произойти из-за того, что
мало внимания было уделено наблюдению в длительном плавании. То, что
командир эсминца допустил такое столкновение, может свидетельствовать о
его слабой подготовке, указал собеседник.
Четыре аварии с участием кораблей ВМС США за 7 месяцев
«Такие
столкновения, как эти, очень редки, и два за одно лето, оба с участием
7-го флота, базирующегося в Японии, – это ошеломляюще», – отметил Дэвид
Лартер.
Однако и этими двумя авариями приключения американского флота в Тихом океане не заканчиваются.
В
феврале текущего года ракетный крейсер «Энтитем» сел на мель в
Токийском заливе, повредив оба гребных винта, а также ступицу одного из
них (стоимость ремонта оценивается в 4,2 млн долларов).
Никто не
пострадал, однако в результате инцидента в море вылилось около 4,2
тысячи литров масла для гидравлических систем. Кроме того, в мае
текущего года борт другого ракетного крейсера «Лейк Чемплейн» того же
класса «Тикондерога» протаранило южнокорейское рыболовецкое судно в
международных водах недалеко от Корейского полуострова. Однако тогда
также никто не пострадал и оба корабля остались на ходу.
«При
такой интенсивности столкновений, конечно, американскому командованию
надо задуматься о квалификации командного состава корабельного флота
США», – подчеркнул Сивков. Ничем иным, кроме как проблемами с
квалификацией командиров кораблей американских ВМС, по его словам,
объяснить четыре аварии за 7 месяцев нельзя.
«Это недостаточная
компетентность, уровень подготовки, контроля и всей школы командирской в
американском флоте», – подчеркнул Касатонов. По его мнению, школа,
уровень подготовки и ответственность старшего командования, которое за
это тоже отвечает, – вот то, над чем следует работать, чтобы решить эту
проблему.
«Можем только соболезновать, потому что за этим идут
человеческие жертвы», – добавил он. Собеседник также подчеркнул, что это
создает повышенную вероятность аварий. А ведь если танкер будет
груженый и, допустим, 12 тыс. тонн нефти разольются – это уже будет
катастрофа экологическая, указал он.