С американским истребителем F-35 происходят
удивительные трансформации. Нет, лучше он не становится. Самолет,
который в ограниченном количестве находится в опытной эксплуатации, еще
неизвестно когда доведут до ума. То есть до того уровня, который обещан
корпорацией Lоckheed Martin как Пентагону, так и целому ряду стран,
входящих в НАТО. Журнал National Interest в пространной статье
рассказывает о модернизации пока еще как следует не вставшего «на крыло»
многоцелевого истребителя пятого поколения.
При этом речь идет
лишь о наиболее успешной модификации самолета — F-35A, спроектированной
для эксплуатации на наземных аэродромах в частях ВВС. Всего в ВВС США
должно поступить более 1700 F-35A. Еще почти 600 машин закупят 9 стран,
входящих в Североатлантический альянс, и Израиль. Несмотря на все
ухудшающуюся репутацию самолета, контракты иностранцам расторгнуть
невозможно. Поскольку они уже вложили громадные средства в разработку
самолета.
Ну, а Пентагону просто некуда деваться. Потому что
парк американских истребителей скоро начнет «сыпаться» по причине
существенного превышения сроков эксплуатации машин. Это начинает
проявляться уже сейчас. Наиболее угрожающая ситуация сложилась в морской
авиации, базирующейся на авианосцах. Компания Boeing извлекает из
авиационного отстойника, расположенного на базе Дэвис-Монтан в штате
Аризона, выработавшие ресурс палубные истребители-бомбардировщики
McDonnel Douglas F/A-18С Hornet и дает им «новую жизнь». Результаты
такой реанимации предсказать несложно. Потому что эти самолеты не
законсервированы, а списаны. И хранятся, если этот глагол уместен в
данной ситуации, под открытым небом. Точно так же, как советские
раритеты в Музее авиации в подмосковном Монине.
Замена
самолетов для ВМС США на F-35C должна начаться к концу следующего года.
Других вариантов кроме как наконец-то довести до ума палубный
истребитель F-35C, у американцев нет.
В «сухопутной авиации»
программа обновления устаревающего парка истребителей была запущена в
середине 80-х годов. На замену эксплуатировавшегося с середины 70-х
годов тяжелого истребителя F-15 Eagle начал разрабатываться F-22 Raptor.
Однако замены не получилось, новый самолет оказался чрезмерно дорогим, в
связи с чем Пентагон закупил вместо 400 запланированных истребителей
187.
Вскоре начнут подбираться к «пенсионному возрасту» легкие
истребители General Dynamics F-16 Fighting Falcon. Через 2 года этот
самолет будет отмечать сорокалетие. Возраст приемлемый для
военно-транспортных самолетов, но никак ни для истребителей,
предназначенных для завоевания господства в воздухе. Какое может быть
завоевание, если начинает песок сыпаться. И тут была громадная надежда
на то, что впервые поднявшийся в воздух F-35A вскоре станет основой мощи
ВВС США.
По мере того, как таяли эти иллюзии, все громче и
агрессивнее становилась реклама истребителя, который, по сути, относится
не к пятому поколению, а к четвертому с парой плюсиков. А то и с одним.
National Interest в статье, посвященной этому самолету,
рассказывает о том, каким образом он может бороться с российскими и
китайскими средствами ПВО и выходить победителем. И как в обозримом
будущем следует его модернизировать, чтобы самолет отвечал на новые
угрозы со стороны этих средств, которые будут прогрессировать.
Разумеется, как и во всякой американской статье, посвященной сравнению
американского оружия с российским, вначале следует чисто дипломатическая
преамбула. США с Россией и с Китаем воевать не будут ни при каких
обстоятельствах. Но вдруг произойдет чудо…
Статья интересна
тем, что прежде F-35 сравнивался с российскими истребителями, и
оценивались его возможности в воздушном бою. Теперь вот настала очередь
проверить на прочность российские средства ПВО. И это неслучайно.
Поскольку вскоре после анонсирования первых успехов в продвижении
проекта «F-35» воздушные победы «американцу» якобы гарантировал принцип
«первый увидел — первый выстрелил» (то есть пустил ракету
«воздух-воздух»). И РЛС у F-35, действительно, хорошая. И видимость
минимальная (позже выяснилось, что тут самолет существенно уступает
F-22).
Однако дело дошло до компьютерного моделирования
воздушных боев F-22 и F-35 с нашими Су-35 и перспективным истребителем
пятого поколения Т-50. (В конце концов, F-35 тоже перспективный самолет,
поскольку находится на этапе освоения войсками). Так вот, в этой
четверке F-35 оказался самым уязвимым самолетом. Были и реальные учебные
бои между F-35 и Су-30МКИ, находящимся на вооружении ВВС Индии. И там
«американец» продул со счетом 1:19. И это несмотря на то, что F-35
вооружен эффективной ракетой ближнего действия AIM-9X с отклоняемым
вектором тяги и матричной инфракрасной ГСН. Однако принцип «первый
увидел — первый выстрелил» продукту компании Lоckheed Martin не сильно
помог.
Так что же может этот самолет, чтобы прорвать систему
ПВО России? А конкретно — избежать поражения ракетой ЗРС С-400. Автор
статьи в National Interest Крис Осборн вынужден признать, что
малозаметность тут будет практически бесполезной. Поскольку РЛС
современных российских зенитно-ракетных комплексов способны различить
самолеты-невидимки за сотни километров.
Конструкторы, затевая
проект основного самолета ВВС США после победы в холодной войне,
предполагали, что ему придется иметь дело с заведомо более слабым
противником. Поэтому не позаботились о том, чтобы он мог наносить удары
по наземной технике и фортификационным сооружениям, находясь за
пределами действия зоны ПВО.
Можно было бы оснастить самолет
хотя бы ракетой AGM-86, имеющей дальность в 1200 км. Однако ограничились
ракетой AGM-158, которая не дотягивает до тысячи километров. А это уже
находится на границе «чутья» РЛС С-400. А через 2 года появится С-500,
которая будет не только гарантированно видеть приближающийся F-35, но и
доставать до него ракетой.
Но главный упор в вооружении
самолета, который считается истребителем-бомбардировщиком, сделан на
корректируемые бомбы. При использовании их самолет должен оказаться «в
самом пекле» российской системы ПВО. Потому что их дальность не
превышает 30 км. Правда, есть одна модификация с турбореактивным
двигателем — AGM-154 JSOW-ER, которая способна преодолеть 500 км.
Однако с бомбами в настоящий момент существует большая проблема —
система управления вооружением позволяет бомбить только неподвижные
объекты. И не в состоянии направить их на движущие цели. В этом случае
ошибка при бомбометании столь высока, что ГСН бомбы, довольно
эффективная, не в состоянии захватить цель.
Любопытно, что
National Interest пытается объяснить бесконечное ковыряние в программном
обеспечении, которое разрослось до 10 млн. строк, как последовательную и
эффективную модернизацию. Дескать, она постоянно повышает боевые
возможности самолета. В действительности идет речь о беспрерывном
исправлении ошибок. И устранив одни, разработчики обнаруживают другие.
Неспособность бомбометания по подвижным целям — это именно программная
ошибка. И некорректная работа нашлемного индикатора — то же самое.
В отчете комиссии, контролирующей ход исправления программных ошибок,
говорится, что график работ сорван на 30 процентов. Новые варианты ПО
содержат в себе массу неисправленных ошибок, унаследованных от одного из
первоначальных вариантов — Block 2B. А «Локхид Мартин» уже приступила к
созданию ПО Block 4F, которое будет способно ответить на все угрозы,
возникающие аж до 2040 года. И при этом разработчики пользуются
устаревшей операционной системой, в которой не до конца вычищены ошибки
трехлетней давности.
Даже реклама моющих средств и прочей бытовой химии не доросла еще до такого уровня наглого обмана потребителей.
Автор статьи порой дает весьма странные рекомендации пилотам F-35.
Например, «пилот F-35 может использовать РЛС с активной фазированной
антенной решеткой (АФАР) для выявления вражеских средств ПВО и для
уклонения от них». То-то на позициях ПВО будут рады, что самолет, врубив
излучающую антенну, отчетливо сигнализирует — я здесь!
Или: «В
том случае, если F-35 не сможет в полной мере уклониться от наземных
средств ПВО противника, летчику придется задействовать скорость,
маневренность машины и свои боевые навыки, чтобы защититься от вражеских
ударных средств и систем». И это при том, что скорость самолета не
превышает 1,6 М, а ракета С-400 разгоняется до 5 М. Маневренность у
«американца» невысока. Не оставляет шансов американскому пилоту разница в
максимальной способности к перегрузке самолета и ракеты — 9 g против 20
g. Свои боевые навыки пилоту могут понадобиться лишь для того, чтобы
успеть катапультироваться.
Отдельная глава в статье посвящена
4-ствольной пушке калибра 30 мм, делающей 3300 выстрелов в минуту и
расположенной в крыле справа. Правда, она еще не может применяться,
поскольку при стрельбе самолет начинает рыскать по курсу и тангажу. Тем
не менее, считается значительным боевым подспорьем.
И вот это
понять простому смертному крайне затруднительно. Авиационная пушка может
быть использована лишь в двух ситуациях. В ближнем воздушном бою или
при поддержке наземных войск для обстрела легкобронированной техники или
живой силы.
В ближнем бою, обладая невысокой маневренностью, у
F-35 крайне низкие шансы на победу. Он всеми доступными и недоступными
способами должен уклоняться от него.
Обстреливать наземные силы
противника, снижаясь до опасного уровня, где его могут достать даже
ПЗРК, также крайне опасно. Потому что F-35 не проектировался как
штурмовик. Он не имеет бронирования и прочих конструктивных
особенностей, присущих штурмовикам. Тут он становится легкой добычей
зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Панцирь» малого радиуса
действия.
А вот в качестве лихого вояки против армий
технологически отсталых государств — это запросто. Как это и было
задумано, когда затевался проект создания самого массового и дешевого
самолета для ВВС, ВМС и Корпуса морской пехоты США.
Правда,
дешевизна обернулась в результате неоправданной дороговизной. Потому что
самолет разрабатывался по рецепту каши из топора. Вскоре после старта
проекта F-35 разрабатывали уже 6000 инженеров под руководством 2000
работников государственных органов власти по обеспечению надзора. Такого
американская авиация еще не знала. К примеру, не менее малозаметный
истребитель Lockheed Martin F-117 в начале 80-х годов был разработан и
запущен в эксплуатацию за 30 месяцев командой из 51 инженера под
контролем семи государственных контролеров. Бюрократический прогресс
налицо.